Сущность, структура и функции политической системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 20:37, контрольная работа

Краткое описание

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Понятие политической системы является одним из основных в политологии, что объясняет актуальность выбранной для исследования темы. Логика изучения темы работы обязывает начать с анализа категории «политическая система», так как её раскрытие послужит основой для рассмотрения других узловых вопросов. В частности: структурных элементов системы, ее функций и закономерностей. Выделение политической жизни из остальной части жизни общества, которую можно считать «окружением» или «окружающей средой», позволит установить наличие некоторых связей между ними.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Понятие политической системы общества. . . …... . . . . . . . . . . . . . .4
Глава 2. Функции политической системы. . . . . . . . . . . . . ……………. . . . . .8
Глава 3. Основные структурные элементы политической системы………….12
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . ... . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . 17

Файлы: 1 файл

политология - Сущность, структура и функции политической системы.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

       Такая особенность объясняется двумя  обстоятельствами. В позитивном плане: социализм в идеале предполагает, сознательное творчество масс. Политика как форма организации массовой деятельности призвана здесь стать важнейшим фактором исторического прогресса, В действительности негативная роль политики и ее институтов в странах, сделавших социалистический выбор, стала чрезмерной, деформированной. Политические институты в значительной мере поглотили общество, так как его социальные организации не были развиты в достаточной степени и уступили свои роли государственным структурам.

       Действие  политической системы как управляющей  включает постановку целей и разработку на их основе политических проектов деятельности социальных институтов.

       3. Политическая система выполняет интегративную функцию в обществе: обеспечивает определенное единство всех социальных групп и слоев населения, поскольку это необходимо для сохранения статус-кво общества. Она объединяет эти социальные группы и слои вокруг общих социально-политических целей и ценностей, что дает возможность реализовать как интересы системы в целом, так и интересы отдельных групп. Политическая система, пишет П. Шаран, есть система взаимодействия, встречающаяся во всех независимых обществах, которая выполняет функцию их интеграции и адаптации посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного принуждения.4

       4. Одна из важнейших функций политической системы - создание необходимых политических условий для функционирования и прогресса экономики (правовое закрепление форм собственности на средства производства, обеспечение единого экономического пространства, проведение налоговой политики, регулирование финансовой системы и т. п.).

       5. Защита данного общества, ее членов от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) воздействий. Речь идет о защите от деструктивных элементов, включая криминальные группы, приобретающие в наше время международный характер, от внешних агрессий (военной, экономической, идеологической, информационной), наконец, от экологической катастрофы.

       Словом, политическая система реализует  функцию целеполагания и целедостижения, обеспечивает порядок в обществе, держит под контролем процессы социальной напряженности в отношениях между людьми, обеспечивает его единство, создает условия для безопасности (физической, правовой, профессиональной и другой), распределяет материальные и духовные ценности (прямо или косвенно) между членами общества, мобилизует ресурсы для удовлетворения социальных потребностей.

       Переход на следующий - внутренний уровень функционального  анализа системы - представляет собою  рассмотрение видов ее деятельности, сопряженных с осуществлением отмеченных функций. Речь идет о тех преобразовательных действиях, которые осуществляют институты на «входе» и «выходе» системы:

       а) процесс предъявления, выражения и обобщения социальных интересов при выработке политических решений;

       б) нормотворчество (выработка норм и  правил);

       в) применение норм и правил;

       г) контроль за соблюдением норм и правил;

       д) политическая коммуникация.

       Три последние функции - сфера деятельности институтов государственной власти. Функция «д» в значительной мере реализуется негосударственными организациями, в том числе партиями.

       Что касается функционального уровня сохранения и адаптации системы, то сюда относят  деятельности:

       а) по подготовке и отбору персонала, по формированию элиты, призванных выполнять  главные политические роли;

       б) по осуществлению политической социализации, т. е. процесса внедрения политической культуры в сознание и поведение индивидов и масс. 
 
 
 
 
 

       Глава 3. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

       Набор функций политической системы прямо связан с составляющими ее элементами. В зависимости от выполняемых функций и ролей можно вычленить следующие элементы:

       1. Политическое сообщество людей,  включающее большие социальные  группы - несущие социальные компоненты  системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т. д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.

       2. Совокупность политических институтов  и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).

       3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.

       4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.

       5. Политическая культура и коммуникативная  подсистема (средства информации).

       Итак, к числу элементов политической системы относятся все институты  социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с  помощью которых реализуется  политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы - политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности.

       Политические  институты - один из основных элементов  политической системы. Каждый социальный институт занимает определенное место в политической системе. Характер институтов и их взаимодействие обусловлены свойствами системы как целого. Скажем, функции политической партии в нынешних западноевропейских странах определяются типом существующих в этих странах политических структур. В зависимости от этого те или иные институты приобретают роль господствующих. Как, например, церковь в феодальном обществе или право в современном обществе. И тем не менее каждый конкретный институт несет в себе функции по принятию политических решений, контроля за изменениями системы и социальной среды и политической коммуникации.

       Поскольку существование и деятельность политических институтов связаны только с присущими  им функциями, ролями и нормами, то они  приобретают относительную самостоятельность в рамках системы. Таковы, например, свойства политических и идеологических аппаратов власти.

       Ядро  политической системы - государство. Государство  выступает орудием политического  господства определенного класса (или классов) и управления обществом.

       Государство - многофункциональный институт. Это  относительно самостоятельная подсистема публичной власти и управления обществом, включающая совокупность иерархически взаимосвязанных и взаимодополняющих  институтов, структур. В их числе: институты  законодательной, исполнительной и судебной властей, правовая система, государственная администрация, органы представительной и исполнительной власти на региональных уровнях и, наконец, институты местного самоуправления.

       Являясь институциональным механизмом выражения всеобщих интересов или же интересов господствующих классов, государство тем не менее, как правило, не берет на себя функцию артикуляции групповых интересов различных слоев населения. Представление их в политическом процессе осуществляют другие организации: политические партии и иные общественно-политические объединения, которые поэтому и входят в политическую систему. Причем сюда относятся также оппозиционные партии и организации, что свидетельствует о демократичности общества.

       Бытие государственных и иных политических институтов невозможно без их легитимации. Легитимационная система - неотъемлемая сторона политической системы как целого. Независимо от того, на какой основе она построена (общей воле народа, господстве большинства, консенсусе, идеологии, традиции и т. п.), в любом варианте легитимация неразрывно связана с нормативно-правовой подсистемой и вместе с нею как бы цементирует всю политическую систему, придает ей качественную специфику. В свою очередь нормативно-правовая подсистема обеспечивает реальное функционирование политических и общественных институтов власти и управления. Ее характер зависит от того, какова социальная основа институтов, кто правит в данном обществе, а сама эта подсистема определяет то, как правят, каким образом осуществляется власть. Отсюда особенности основных методов деятельности политических институтов. Они могут базироваться на прямом насилии или же на угрозе применения принуждения, действовать посредством привития членам сообществ навыков к сотрудничеству и согласию, а также путем применения вознаграждения и наказания.

       Свойства  политической системы, связанные как  со способом ее фактического действия в данном обществе, так и с субъективной ориентацией на нее членов общества, составляет политическую культуру. Специфика этого элемента - в его интегрированности во все другие компоненты системы, способности быть своеобразным человеческим (субъективным) критерием прогрессивности политического общества в целом.

       Что касается коммуникативной подсистемы, то без нее политическая система не может ни существовать, ни функционировать уже только потому, что она суть институционализация совместной деятельности людей, их общественных отношений.

       Отмеченные  элементы политической системы приобретают свою специфическую конкретизацию в зависимости от типа системы и политических режимов. Неодинаков и конкретный набор элементов в различных обществах.

       Функции политических институтов выявляются и  реализуются в их взаимосвязях. Последние подразделяются на вертикальные и горизонтальные.

       Вертикальные связи означают следование одних институтов предписаниям других (скажем, местных органов власти центральному правительству страны). Централизация власти всегда основана на вертикальных связях.

       Горизонтальные  связи характеризуются взаимодействием институтов как равнозначных в политической системе, равноправных по своим властным функциям. Без них не осуществима децентрализация власти и управления.

       Институциональные взаимосвязи динамичны, реализуются и воспроизводятся в форме живых противоречий, в чем, собственно, выражается диалектика политической власти и относительная самостоятельность институтов. Вертикальные связи имеют тенденцию к доминированию над горизонтальными, поскольку власти присуще свойство централизации и концентрации.

       Словом, какой бы структурный элемент системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с одной и той же материей - политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает власть, борьба за власть или участие в ней, отрицание существующей власти или обеспечение ее стабильного функционирования. Да, власть - это подчинение, однако не всякое подчинение тождественно повиновению как атрибуту господства.

       От  типа господства зависит устойчивость политических систем, их жизненность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Итак, в данной работе было выяснено, что политическая власть функционирует в рамках политической системы. Политическая система - это основополагающая форма организации политической, да и всех других сфер жизни современного общества. Разнообразные общественные системы, ныне существующие в многочисленных странах мира, различаются, прежде всего, по характеру присущих им политических структур.

       Анализ  политической системы позволяет выяснить предметно-практические формы и способы реализации политических интересов и лежащих в их основе политических отношений. Изучение политической системы обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных сторон политической жизни к разработке понятий и характеристик.

       Функции политической системы многообразны, что вызвано сложностью и многослойностью  политической жизни. В заключении считаю необходимым еще раз перечислить основные функции политической системы общества:

Информация о работе Сущность, структура и функции политической системы