Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:13, контрольная работа
Определяемый в общей форме конфликт означает столкновение, борьбу двух или более сил, преследующих несовместимые интересы. Он является движущей силой политического процесса. Политика конфликтна по своей сути, природе, поскольку в одном из своих важнейших проявлений она выступает как деятельность по мирному и насильственному разрешению конфликтов с помощью государственной власти.
Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………3
1. Сущность и значение конфликтов в политике………………………………………………………………………..4
2. Источники и типология политических конфликтов………………………………………………………………..7
3. Общее и особенное в технологиях урегулирования политических конфликтов…………………11
4. Особенности, типология и основные средства урегулирования политических конфликтов в современной России………………………………………………………………………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………..17
Список использованной литературы…………………………………………………………………………………………
Собственно регулирование
конфликта представляет собой комплекс
мер, предпринимаемых уже в условиях
явно выраженного противостояния сторон
и направленных на снижение враждебности,
на поиск совместного решения
проблемы. В регулировании конфликта
можно выделить следующее: а) регулирование,
осуществляемое в ситуации, когда
развитие событий свидетельствует,
что участники конфликта готовы
или уже предпринимают
Каждый из этих видов регулирования конфликта имеет свои особенности, главной из которых является то, что развести стороны, уже втянутые в силовое противостояние, значительно труднее, но в любом случае центральным звеном регулирования конфликта является переговорный процесс.
Однако в отличие от переговоров, ведущихся на предварительной стадии развития конфликта, переговоры на стадии активных конфликтных действий проходят всегда достаточно трудно, меняется сама атмосфера встреч. Здесь друг другу противостоят уже выкристаллизовавшиеся противоборствующие стороны, настроившие в свою пользу определенные социальные слои и группы, и которые неизбежно будут ориентироваться на ожидания этих групп, поэтому характер их требований будет более радикальный.
Урегулирование уже
В том случае, если хотя бы в одной из конфликтующих сторон наблюдается раскол, каждая группировка может руководствоваться своим пониманием ситуации, а, следовательно, в любой момент способна нарушить и установленное перемирие, и переговорный процесс.
В случае затянувшегося конфликта стороны нередко вынуждены бывают прибегать к помощи посредника, третьей нейтральной стороны. В международных конфликтах практика обращения к посредникам распространена очень широко. В роли посредников могут выступать как отдельные государства, так и международные организации и даже частные лица. Во внутриполитических конфликтах привлечение посредников распространено меньше, что связано, прежде всего, с позицией центрального государственного руководства, стремящегося к полному контролю за политической ситуацией. Однако в случае затяжных региональных конфликтов обращение к посредникам становится неизбежным. Впрочем, привлечение третьей стороны не является гарантией разрешения конфликта. И дело не только в статусе посредника, его компетентности, желании и способности помочь конфликтующим сторонам достичь соглашения. Конфликтная ситуация очень подвижна, насыщена событиями, в которые вовлекаются множество различных групп, и достижение прогресса в обсуждении проблемы главными участниками конфликта может быть сведено на нет непредвиденными действиями или нарушениями обещаний представителями одной из сторон.
Достижение перемирия
в вооруженном конфликте, обращение
к посредникам являются не самоцелью,
а предварительными условиями для
налаживания переговорного
И так, главным итогом регулирования конфликтов является совместная выработка норм и правил взаимодействия, которым почти всегда придается правовая форма. В итоге взаимодействие двух сторон переводится в русло конкурентных и кооперативных процессов, что не исключает проявления в их отношениях разногласий и противоречий, но характер их выражения, способ достижения целей обусловливаются уже нормативными рамками. Отношения между участниками конфликта институализируются на новом уровне, обретают упорядоченную и более предсказуемую форму.
4. Особенности, типология
и основные средства
Политическая жизнь
Следует отметить, что в противостоянии исполнительной и законодательной власти нет ничего противоестественного. По самим условиям их бытия между ними заложены определенные противоречия целей и интересов. Однако это противоречие переходит в конфликт лишь при определенном стечении объективных и субъективных факторов. Пока социально-экономическая и политическая обстановка в России благоприятствует конфликтному сценарию развития событий. Важно понимать наличие этой тенденции и стремиться к смягчению условий протекания конфликтов, не допускать, чтобы он перерастал в насильственные действия той или другой стороны.
Важным источником политических конфликтов являются идейные расхождения различных политических субъектов, касающиеся основополагающих ценностей и приоритетов развития: базовых ценностей, политических идеалов, оценок исторических и актуальных событий и других субъективно значимых представлений и оценок политических явлений. Такие конфликты наиболее часто возникают в тех странах, где сталкиваются различные мнения о путях реформирования государственности, закладываются основы нового политического устройства общества, ищутся пути выхода из социального кризиса. Яркий пример -- идейные конфликты между различными политическими силами в России после распада СССР. Между «западниками» и «евроазийцами»; между сторонниками китайской модели реформирования и прозападными либеральными реформаторами и т.д.
Роль этнонационального фактора в мировой политике в последние десятилетия продолжает расти. В России насчитывается более 1000 этносов и народов. И ни один из этносов не довольствуется удовлетворением непосредственных потребностей. Каждый добивается, как минимум, свободы развития, самостоятельности и самоутверждения.
Этнонациональные отношения не существуют в чистом виде, они являются комплексом политических, социальных, религиозных, экологических и других отношений. Поэтому в тех или иных событиях, неурядицах, а порой и трагедиях выделить национальный фактор сложно. Но события последних лет показали, что этнонациональный фактор имеет известную автономию, относительную самостоятельность. Поэтому в политике выражаются и реализуются многие важные интересы этносов. Рассматривая Этнонациональные отношения как объект политики, необходимо выяснить соотношение и структуру таких понятий, как «этнос», «нация», «национальное государство».
Вся совокупность этнополитических конфликтов в России может быть сведена к следующим основным типам:
-территориальные конфликты,
часто тесно связанные с
- конфликты, порожденные
стремлением этнического
- конфликты, связанные
с восстановлением
- конфликты, в основе
которых лежат притязания того
или иного государства на
- конфликты, порожденные
притязаниями по поводу
- конфликты, порожденные
многолетним пребыванием
- конфликты, связанные
с абсолютизацией и
- конфликты, вызванные дискриминацией русских в ряде государств СНГ;
- конфликты, в которых
за лингвистическими спорами
(о государственном языке)
При анализе конфликтов следует иметь в виду, что нередко может наблюдаться наслоение одних конфликтных ситуаций, на другие.
Все бытующие в мире представления о принципах и путях решения конфликтов могут быть подразделены на три основные категории:
1. Оперативные решения связаны с некоторыми разовыми действиями, направленными в основном на недопущение разрастания конфликта, например, за счет усиления охраны жизненно важных объектов или нейтрализации «боевиков», на устранение наиболее ощутимых последствий конфликтов (размещение и обустройство беженцев, восстановление разрушенных зданий, коммуникаций и т.д.); либо связанные с минимизацией риска возникновения конфликта (наказание организаторов погромов, активизация информационно-разъяснительной работы и др.).
2. Тактические решения
направлены на урегулирование
уже возникших конфликтов
3. Стратегические решения
ориентированы на
Россия активно накапливает
миротворческий опыт при урегулировании
конфликтов. Наша страна внесла свой вклад
в смягчение конфликта и их
перевод в фазу переговоров, выступая
посредником между Арменией и
Азербайджаном, Абхазией и Грузией,
Южной Осетией и Грузией. Благодаря
России было остановлено кровопролитие
в Приднестровье и
Заключение
Таким образом, понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами. Монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми - словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.
Различают три основных типа политических конфликтов: конфликты интересов - преобладают в экономически развитых, стабильных государствах; -конфликты ценностей - характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; ни требуют значительных усилий для урегулирования, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как «свобода», «равенство», «терпимость» труднодостижимы, если вообще возможен; конфликты идентификации - характерны для обществ, в которых отождествляет себя с определенной группой, а не с обществом в целом; этот тип конфликта возникает в этнически разнородных обществах.
Итак, применительно к
политическим конфликтам, право, как
основной и наиболее рациональный регулятор
общественный отношений, способен и
должен быть единственным источником
для разрешения возникших политических
ситуаций, угрожающих перерасти в
конфликт, ибо только в истинно
правовом и демократическом государстве
общество делегирует и обязывает
право упорядочить все
Информация о работе Сущность и значение конфликтов в политике