Сущность и содержание государственной социальной политики, ее основные направления в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 14:31, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – выявить основные факторы, определяющие общие направления социальной политики в современной России.

Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:

дать общую характеристику понятия «социальная политика»;
рассмотреть основные цели и направления социальной политики государства;
описать задачи и принципы социальной политики;
определить основные направления социальной политики в современной России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……..3

Глава 1. Сущность социальной политики государства……………………….…...5

1.1. Общая характеристика понятия «социальная политика»…………..….5

1.2 Основные цели и направления социальной политики государства....9
Глава 2. Содержание государственной социальной политики……………….…12

2.1. Задачи и принципы социальной политики……………………………12

2.2. Основные направления социальной политики

в современной России.............................................................................17

Заключение………………………………………………………………………… 21
Список используемых источников и литературы………………………………. 23

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАт Основы соц полки.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

       Общество  порождает и развивает систему  защиты от социальных рисков – социальную защиту. Это одна из функций социальной политики. Она должна быть выполнена обществом и государством так, чтобы социальная защищенность ощущалась и населением в целом, и каждой социальной группой.12

      2.2. Основные направления социальной  политики в современной России 

       Одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная сфера и её развитие с  помощью социальной политики.13 Современная социально-экономическая ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. В социальной сфере России накопился широкий круг острых проблем, важнейшими из которых являются: значительная дифференциация населения по доходам; низкий уровень заработной платы работников бюджетной сферы, что приводит к снижению квалификации занятых в воспроизводстве человеческого потенциала; неравномерность в доступе к финансовым ресурсам регионов, которая требует активной государственной политики выравнивания возможностей регионов; высокий износ основных фондов и инфраструктуры социальной сферы при недостаточных инвестициях и т.д.

         Решение сложившейся ситуации зависит не только от состояния экономики и мер, направленных на её улучшение, но и от государственной политики в социальной области. Необходимо принятие адекватных мер, прежде всего, в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства.

       Состояние социальной политики во многом определяет процессы воспроизводства трудовых ресурсов, их количество и качество, уровень научно-технического развития производительных сил, культурную и духовную жизнь общества. Базовыми составляющими социальной сферы являются: здравоохранение, образование, культура, системы социального обеспечения и социальной защиты населения, жилищно-коммунальное хозяйство.

       Практика  проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений ее реализации. К ним относятся: социальное страхование, политика в области заработанной платы, социальные меры на рынке труда, жилищная политика и социальная защита населения. Чтобы лучше понять проблемы социальной сферы Росси, нужно, обраться к статистическим данным некоторых базовых составляющих социальной сферы, таких как уровень жизни, здравоохранение, демография, ИРЧП.

       Для оценки уровня жизни используется ВВП на душу населения. ВВП на душу населения в современной России составляет 10-20% уровня развитых стран. Для сравнения в 2009 г. в Люксембурге этот показатель составлял 70,5 тыс. долл., в Норвегии – 55,3 тыс., США - чуть более 39 тыс., в Японии – 35,9 тыс. долл., в России - 10 тыс. долл.14 Распределение доходов в стране происходит неравномерно, коэффициент Джини (G) в 2009 г. равен 0,37,15  хотя в 2008 году он составлял даже 0,405.16

       В сфере здравоохранения происходит сокращение числа больничных коек на 10 тыс. населения. В 2009 году их составило 96,8, для сравнения, в 2007 – 107,2, в 2005 – 111,3. Расходы бюджета в эту сферу в 2009 году составили всего лишь 23,6% от всех расходов на социально-культурные мероприятия или 1074,7 млрд. руб.17

       Одними  из важнейших показателей социальной сферы для нашей страны являются демографические показатели. В 2009 г. родилось 1,7 млн. человек, умерло 2 млн. человек. Но по предварительной оценке, численность населения РФ на 1 ноября 2009г. с начала года уменьшилась на 231,6 тыс. человек, или на 0,13% и составила 141,904 млн. чел.18 Как положительное явление следует отметить прогнозируемое увеличение рождаемости. Что касается ИРЧП, то в отчете ООН за 2008 г. Россия занимает 62-е место (ИРЧП составляет 0,795) из 177.19

       В последние 10-15 лет в стране, несмотря на продекларированное строительство социально ориентированной экономики, практически формируется монетаристская модель. Во многом это вызвано неэффективностью функционирования национальной хозяйственной системы, низкой бюджетной обеспеченностью населения, экономической слабостью государственной власти. Тем не менее, государство на разных уровнях предпринимает меры по стабилизации и улучшению положения социальной сферы. При этом все большее число вопросов в области социальной политики передается с федерального уровня – на региональный и местный. В 2009г. доля федерального бюджета в финансировании социальной сферы составляла 26,5%.20

       Создание  эффективной и социально направленной рыночной системы хозяйствования имеет своей целью планомерный переход к высокоразвитому производству разнообразных товаров и услуг, необходимых для улучшения условий жизни, хозяйственной и социально-культурной деятельности населения России. Это должно достигаться на основе качественного совершенствования организации товарного производства, формирования высокоорганизованных хозяйственных систем путем широкого применения новейших технологий.21

       В основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу предполагается к 2012 г. обеспечить выход России на качественно новый уровень развития, характеризующийся растущей экономикой, эффективным государством, наличием самостоятельного среднего класса, стабильными социальными и политическими отношениями. В среднесрочной перспективе необходимо предотвратить увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной – восстановить и упрочить ее позицию, как одной из стран – лидеров мирового развития.

       Для повышения благосостояния населения, сокращения бедности, обеспечения населения  качественными социальными услугами в среднесрочной перспективе планируется повысить совокупные бюджетные расходы на душу населения в России. Важнейшей мерой государственной социальной политики в 2011 г. должно стать повышение размеров пенсий, социальных выплат.

       Начиная с 2006 г. в стране реализуются приоритетные национальные проекты, направленные на существенное повышение качества жизни граждан. Приоритетными названы проекты: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие АПК». На их реализацию уже в ежегодно выделяются значительные средства.

       Приоритетные  национальные проекты действительно должны произвести и производят существенные сдвиги в этих сферах. Но развитие социально-экономических функций государства – это системная стратегическая проблема, затрагивающая всю совокупность распределительных институтов, и с этой точки зрения национальные проекты только частично затрагивают эту проблему и, как показывает практика, иногда наоборот, приводят к новым проблемам в этой сфере.

       Приоритеты  и параметры проекта бюджета 2010-2012 годов в основном соответствуют задачам, поставленным Президентом России в Бюджетном послании. Бюджет 2010 года сохраняет позитивные черты социальной части федерального бюджета 2009 года.

 

        Заключение 

       Государственная социальная политика занимает центральное положение в становлении социального государства. Это понятие было рассмотрено в данной работе, в результате чего сложилось полное понимание сущности социальной политики, ее целей, направлений, функций и задач.  Также были определены основные направления социальной политики в современной Российской Федерации. В итоге, можно сформулировать следующие выводы.

       Понятие «социальная политика» – неоднозначно. Каждый автор определяет ее по-разному, дифференцируя границы ее осуществления, набор разрешаемых проблем и т.д.

       В работе были даны различные определения  социальной политики, характеризующие  ее с различных аспектов, были даны ее определения в широком и  узком значении.

       Обобщая все определения, вкратце, социальная политика – система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

       Социальная  политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся  к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

       Задачи  социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

       Конституция РФ (ст. 114) устанавливает, что Правительство  РФ обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии. Однако, самым наибольшим недостатком является то, что в России до сих пор не принят закон «О социальной политике», что привносит в данную сферу много неоднозначности, размытости и неопределенности.

       Социальная  политика – это не только помощь нуждающимся, но и инвестиции в будущее  человека, в его здоровье, в его  профессиональное, культурное, личностное развитие. К сожалению, в России к социальной политике относятся с пренебрежением. Общество, особенно незащищенные слои населения, чувствует свою уязвимость и незащищенность. Это, пожалуй, самый важный фактор, обуславливающий необходимость повышения эффективности действующей социальной политики России. Низкий уровень жизни населения – приоритетная проблема для РФ, требующая решений, новых реформ, новых преобразований, что находит отражение в направленности на активно организующуюся систему социальной защиты населения.

       Без эффективно действующей социальной политики ни у одного государства нет будущего, т.к. не будет уверенного в органах власти и в своем будущем населения, обеспечивающего развитие государства, ее процветание и стабильность.

 

Список используемых источников и литературы 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным  голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках  к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ);
  2. Основы социального государства: учебник для вузов / под общ. ред. Н.Н. Гриценко, А.А. Шулуса. – М.: Издательский дом «АТИСО», 2009. – 440 с.;
  3. Социальное государство: краткий словарь-справочник. – М.: АТиСО, 2002. – 784с.
  4. Социальная политика / под общ. ред. Н.А. Волгина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 943с.;
  5. Социальная политика: учебник. / под общ. ред. П.Р. Сидорова. – М.: Проспект, 2009. – 254с.
  6. Кирсанова Н., Перов П. Развитие социальной сферы: приоритеты регулирования // Экономист. – 2010. – №5. – С.46-49.
  7. Климовская Н. А. Экономическая и социальная политика государства по улучшению условий жизни //Экономист. – 2007. – №8. – С.22-25.

Информация о работе Сущность и содержание государственной социальной политики, ее основные направления в современной России