Сущность и содержание государственной социальной политики, ее основные направления в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 14:31, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – выявить основные факторы, определяющие общие направления социальной политики в современной России.

Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:

дать общую характеристику понятия «социальная политика»;
рассмотреть основные цели и направления социальной политики государства;
описать задачи и принципы социальной политики;
определить основные направления социальной политики в современной России.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….……..3

Глава 1. Сущность социальной политики государства……………………….…...5

1.1. Общая характеристика понятия «социальная политика»…………..….5

1.2 Основные цели и направления социальной политики государства....9
Глава 2. Содержание государственной социальной политики……………….…12

2.1. Задачи и принципы социальной политики……………………………12

2.2. Основные направления социальной политики

в современной России.............................................................................17

Заключение………………………………………………………………………… 21
Список используемых источников и литературы………………………………. 23

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАт Основы соц полки.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

       В демократическом обществе не может  быть ситуации фактической односубъектности, а потому не может быть и ситуации, когда в социальной политике на всех ее субъектов одна цель. Каждый из реальных субъектов социальной политики имеет свои цели. Множественность социальных целей (вместе с принципом единства целей) – это нормальное и единственно плодотворное состояние для многосубъектного гражданского (демократического) общества.7

       Социальная политика государства на нынешнем этапе нацелена в большей мере на развитие систем образования, здравоохранения и культуры, социального обеспечения, жилищного и коммунального хозяйства, сельского хозяйства, социально-бытового обслуживания населения, решение демографических проблем. Вопросы повышения благосостояния, уровня жизни населения, создания социальных предпосылок в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве соответственно также решаются в большей мере на региональном уровне. На переходном этапе строительства социального государства все заинтересованные субъекты социальной политики должны сконцентрировать основные усилия в области социальной политики на следующих основных направлениях:

       • обеспечение роста денежных доходов населения и уменьшения их дифференциации на основе увеличения заработной платы, повышения доли оплаты труда в валовом внутреннем продукте, улучшения пенсионного обеспечения в ходе проведения пенсионной реформы и усиления адресности социальной поддержки населения (перераспределение социальных расходов в пользу малоимущих при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям, перевод льгот и компенсаций в денежные выплаты наиболее нуждающимся гражданам);

       • значительное сокращение социальной и экономической бедности, в первую очередь, минимизация крайней бедности в местах ее наибольшей концентрации, укрепление социальной безопасности граждан.

       В связи с этим основными задачами современного российского государства  и его правительства в области демографической политики являются:

       •  разработка на долгосрочную перспективу  конкретных мер по реализации демографической  политики с учетом перспектив социально-экономического развития РФ и региональных особенностей демографических процессов;

       • оказание материальной поддержки семьи  при рождении детей, в т.ч. увеличение размеров единовременного пособия  при рождении ребенка в зависимости  от очередного рождения, пособия на период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет;

       • улучшение качества медицинской помощи, развитие профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний;

       • разработка мер, предусматривающих  аттестацию рабочих мест с целью  выявления неблагоприятных факторов, воздействующих на здоровье работников, а также порядка экономического стимулирования работодателей в улучшении условий и охраны труда;

       • разработка и реализация мер по профилактике правонарушений, пьянства и наркомании;

       •  совершенствование системы мер  медико-социальной реабилитации категорий населения, которые в силу жизненных обстоятельств попали в сложные условия существования (освободившихся из мест лишения свободы, бездомных, не имеющих постоянного места жительства и работы).

       Суть  социальной политики государства, поставившего перед собой задачу превратиться в социальное государство, состоит прежде всего в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни населения, создании социальных предпосылок в формировании экономических стимулов развития производства. В социальном государстве идея реализации сильной, эффективной социальной политики выдвигается на первый план.8 
 

 

          ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 

        2.1. Задачи  и принципы социальной политики 

       Социальная  политика выполняет следующие основные задачи:

       1)  противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, проявлениям депопуляции населения в ряде регионов;

       2)  предотвращение массовой бедности населения, особенно слаборазвитых и депрессивных регионов, сдерживание процесса имущественного расслоения на наиболее бедных и наиболее богатых;

       3)  минимизация отрицательных последствий  массовой безработицы, особенно в индустриальных и градообразующих районах;

       4)  целенаправленная помощь населению,  попавшему в кризисное состояние;

       5)  принятие дополнительных мер по отношению к населению, оказавшемуся в бедственном положении.9

       Среди  принципов социальной политики следует выделить следующие:

       •  всеобщность в сочетании с  дифференцированным подходом к различным  группам населения;

       •  активность и адресность;

       • динамизм и гибкость;

       •  социальное партнерство;

       •  научная обоснованность социальных нормативов и стандартов;

       •  разграничение полномочий и ответственности  в вопросах реализации социальной политики между федеральными и региональными органами власти и местным самоуправлением.

       Правовое  регулирование в социальной сфере  формируется под воздействием государственной  социальной политики, которая уточняется в правительственных программах социальных реформ. Правовое регулирование социальной сферы осуществляется также нормативными правовыми актами: указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами глав исполнительной власти субъектов РФ. В то же время нельзя не учитывать и тот факт, что регулирование социальной сферы (включая правовое регулирование) имеет определённую инерционность и основано на том положении, что регулирование в социальной сфере должно привести к результатам в развитии социальной сферы не ниже имевшихся до включения процесса регулирования.10

       Реализация  социальной политики в социальном государстве осуществляется через воздействие на социальные подсистемы, а также придание социальной направленности экономике (государства, не являющиеся социальными или не стремящиеся стать таковыми, далеко не всегда стремятся придать социальную направленность экономике).

       Социальная  направленность экономики обусловлена: во-первых, социальной ориентацией  экономики в виде увеличения возможностей повышения жизненного уровня как результат экономического роста. Для этого необходимо создать адекватный экономический механизм хозяйственной деятельности с учетом социально-экономической среды. Во-вторых, воспроизводством экономической структуры, формирующейся под воздействием социальной структуры и общественных отношений. Социальная ориентация экономики означает в этом случае удовлетворение потребительских нужд страны в целом, регионов, а также социальных потребностей различных социальных групп и отдельных граждан конкретного региона. В-третьих, включением в работу социальных механизмов экономического роста и стимулов повышения трудовой и предпринимательской активности населения, что требует выработки основных принципов включения социальных факторов в экономические реформы.

       Применительно к совершенствованию условий  жизни эффективная социальная политика социального государства предполагает:

       •  улучшение условий трудовой деятельности людей, повышение уровня ее безопасности, регулирование трудовых отношений  на предприятиях и в организациях любых форм собственности;

       • планировку, застройку и благоустройство населенных пунктов, создание и поддержание в должном состоянии дорожной сети;

       • организацию транспортного обслуживания населения и обеспечения его услугами связи и информации;

       • охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности жизни населения;

       • содействие налаживанию и успешному  функционированию системы торгового и бытового обслуживания населения;

       • создание благоприятных условий для развития частнопредпринимательской инициативы;

       •  организацию охраны общественного  порядка.

       Социальная  политика, осуществляемая всеми заинтересованными субъектами призвана также совершенствовать образ жизни людей, развивать их позитивные качества: трудолюбие, общественную активность, ответственность и нравственность.11

       Обозначим основной круг функций социальной политики.

       Первая  из основных ее функций – обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества. Социальная структура может быть разной в разных обществах, она может качественно меняться в истории одного и того же общества в результате революций и революционных реформ. Но она должна обладать свойствами устойчивости и самовозобновляемости (динамичности), иначе данное общество разрушается, приходит в упадок, перестает существовать. Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешние опасности ее разрушения и вместе с тем взрастить, выносить в себе перспективу и потенциал качественного обновления путем реформ и революций.

       Вторая  из основных функций социальной политики — обеспечить политическую устойчивость власти. Такая устойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических условиях, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социальных групп (и классов) в политических решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во власти того же самого господствующего класса. В противном случае меняется классовый тип власти и становятся неизбежными революционные преобразования. Среди этих преобразований приоритетным становится обеспечение политической устойчивости, но уже новой власти

       Третья  основная функция социальной политики – обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел.

       Четвертая основная функция социальной политики – налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов в решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки — эти и иные экономические параметры имеют социальный смысл и социальное предназначение.

       Пятая основная функция социальной политики – обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

       Шестая  основная функция социальной политики – обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.

       Социальная  защищенность – одна из общественных ценностей, объективная положительная социально-психологическая оценка социальными субъектами данного конкретно-исторического общества как жизненной среды. Чувство социальной защищенности возникает и бывает устойчивым, если социальная группа или население в целом осознают, что социальные риски целенаправленно понижаются обществом и государством до степени, когда они не могут существенно нарушить нормальное общественное положение.

       Социальными называются риски социального происхождения, а именно вероятные опасности, угрозы нарушения нормального (для данного общества) социального положения, вызываемые неустранимыми для данного общества причинами, коренящимися в самом его конкретно-историческом устройстве.

       Риски нарушения нормального социального  положения имеют разную природу, т.е. возникают и могут воспроизводиться по разным причинам (стихийные бедствия, военные действия, эпидемии, революции, государственные перевороты, демографические взрывы и провалы и т.п.). Социальные риски выделяются в системе рисков тем, что они возникают и существуют в обычных условиях развития общества, сопровождают нормальное функционирование общества и более того, имеют своими причинами именно базовые общественные отношения, нормальные общественные порядки.

Информация о работе Сущность и содержание государственной социальной политики, ее основные направления в современной России