Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:58, контрольная работа
Основные закономерности международных отношений, в представлении политического реализма, это бесспорная и приоритетная роль государства как главного и, по сути, единственного международного актора;
обусловленность внешней политики государств национальными интересами;
сила (прежде всего в ее военной составляющей) как главный инструмент достижения целей;
решающая роль великих держав в мировой политике;
баланс сил, как средство поддержания международной стабильности и главный регулятор международного порядка.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»
Кафедра:
«Политологии и права»
Контрольная работа
«Сущность и понятие международных отношений»
Вариант
№ 4
Красноярск,
2011 г.
Закономерности международных
отношений. П.А.Цыганков.
Закономерности международных
отношений
Цыганков П.А.
Проблема закономерностей
международных отношений остается
одной из наименее разработанных и наиболее
дискуссионных в науке. Это объясняется
прежде всего самой спецификой данной
сферы общественных отношений, где особенно
трудно обнаружить повторяемость тех
или иных событий и процессов и где поэтому
главными чертами закономерностей являются
их относительный, вероятностный, непредопределенный
характер. Главными признаками социальных
законов, объединяющих их с законами природы,
считаются наличие строго определенных
условий, при которых их проявление становится
неизбежным, а также частичная, приблизительная
реализация условий, при которых действует
закон[1]. Подчеркнем в этой связи, что степень
такой приблизительности в сфере международных
отношений настолько велика, что многие
исследователи склонны говорить не столько
о законах и закономерностях, сколько
о вероятностях наступления тех или иных
событий, или о тенденциях[2]. Но и тогда,
когда наличие закономерностей не подвергается
сомнению, существуют разногласия относительно
их содержания. Как и в предыдущем параграфе,
мы сначала рассмотрим здесь несовпадающие
основные позиции конкурирующих теоретических
парадигм в данном отношении, а затем попытаемся
вычленить те общие закономерности, которые
не вызывают сомнения (хотя и могут трактоваться
по-разному) ни у либералов и транснационалистов,
ни у неомарксистов и представителей мир-системного
анализа, ни у реалистов и неореалистов.
Одной из наиболее привлекательных
черт теории политического реализма
стало стремление обосновать мысль
о том, что в основе международной
политики лежат объективные и неизменные
законы политического поведения, корни
которых следует искать в самой человеческой
природе. Центральное понятие политического
реализма - "интерес, определенный в
терминах власти" - связывает существование
законов международных отношений с потребностями
людей в безопасности, процветации и развитии,
которые и должно защищать государство
в своей внешнеполитической деятельности.
О стремлении к научной объективности
говорит и другое положение политического
реализма - о необходимости рассматривать
международные отношения не с точки зрения
какого-либо идеала, сколь бы хорош он
ни был, а с точки зрения сущности всякой
- в том числе и международной - политики.
"Международная политика, подобно любой
другой политике, есть борьба за власть;
какой бы ни была конечная цель международной
политики, ее непосредственной целью всегда
является власть", - пишет Г. Моргентау[3].
Не отрицая необходимости создания гармоничного
и мирного международного порядка, основанного
на демократии, универсальных ценностях
и верховенстве права, политические реалисты
настаивают на том, что в современном мире
одной из главных особенностей международной
политики является постоянное стремление
наций-государств к сохранению благоприятного
для них статус-кво на мировой арене или
же к его изменению в свою пользу. В свою
очередь, это приводит к особой конфигурации
международных отношений, называемой
балансом сил и, соответственно, к политике,
направленной на поддержание этого баланса.
К. Уолц, один из основателей
неореа?изма, утверждает, что объяснение
социальных форм на основе психологических
данных ошибочно, ибо групповые явления
не сводятся к особенностям индивидуального
поведения. Вот почему надо говорить не
о природе человека, а исследовать социальные
факторы. Но это не значит, что можно ограничиться
ссылками на формы правления, политические
режимы и т.п. В ситуации стратегической
взаимозависимости поведение государств,
их политика объясняются не только их
внутренними причинами, но также поведением
и политикой других государств. Поэтому,
если мы хотим понять, или попытаться предсказать
такое поведение, то мы должны учитывать
особенности межгосударственной системы,
специфику ее структуры. Уолц стремится
преодолеть то, за что теорию политического
реализма упрекали модернисты: присущие
ей недостатки в методологии и методах
исследования международно-политических
реалий. В поисках методологической строгости
он приходит к выводу о необходимости
системного подхода к их анализу. Определяющая
роль при этом отдается понятию структуры,
которая рассматривается Уолцем как распределение
возможностей (принуждений и ограничений),
которые система вменяет своим элементам-государствам,
а также как функциональная дифференциация
и недифференциация субъектов. Сегодня
такое понимание является настолько распространенным,
что системная теория международных отношений
нередко отождествляется именно с ним[4].
Политический реализм
скептически относится к
Таким образом, основные
закономерности международных отношений,
в представлении политического
реализма, это бесспорная и приоритетная
роль государства как главного и,
по сути, единственного международного
актора; обусловленность внешней политики
государств национальными интересами;
сила (прежде всего в ее военной составляющей)
как главный инструмент достижения целей;
решающая роль великих держав в мировой
политике; баланс сил, как средство поддержания
международной стабильности и главный
регулятор международного порядка.
С точки зрения неолибералов,
эти закономерности никогда не были
бесспорными, а в последние десятилетия
и вовсе утратили свою достоверность.
Как считает Дж. Най, сегодня во
многих областях международных отношений
частные субъекты и небольшие государства
располагают гораздо большими возможностями,
чем раньше. Одновременно снижаются возможности
великих держав использовать традиционные
силовые потенциалы для достижения своих
целей. Сила становится все менее применяемой,
менее осязаемой и менее принудительной[6].
Б. Бади и М.-К. Смутс пишут, что мир 90-х годов
находится в поисках новых отношений и
новых субъектов. Закономерность национального
интереса теряет свое прежнее значение.
Многие современные элементы силы ускользают
от государственного авторитета, оставляя
межгосударственной системе очень мало
средств эффективного влияния на происходящие
процессы, заставляя прибегать к опосредованным
и всегда дорогостоящим способам принуждения.
Современные международные отношения
дают все меньше оснований рассматривать
их как межгосударственные взаимодействия,
ибо сегодня происходят существенные
и, видимо, необратимые изменения в способах
раздела мира, принципах его функционирования[7].
Краеугольные понятия, отражавшие сами
основы, на которых веками покоились различные
исторические типы международного порядка
- такие, как "безопасность", "территориальная
неприкосновенность", "государственный
суверенитет", "лояльность власти
" - либо теряют свой смысл, либо приобретают
совершенно новое значение[8].
Основой всех этих новых
тенденций в международных
Итак, взаимозависимость
и транснационализация
Что касается неомарксизма[11],
то в исследовании закономерностей
международных отношений он исходит
из экономического и социального неравенства
в рамках глобальной капиталистической
мир-системы, зависимости периферии мирового
хозяйства от его центра. Глобализация
мир-экономики, сопровождаемая ростом
богатств для самых богатых стран и народов,
ведет к разрыву социальных связей, неуправляемым
демографическим сдвигам и поляризации
между богатыми и бедными в мировом масштабе.
И существует вероятность того, что по
мере развития и обострения этих процессов
наиболее обездоленные группы могут скоординировать
свои усилия для смягчения их неблагоприятных
последствий. Результатом такой координации
станет поэтапное строительство иных
обществ, иных государственных форм и
иного миропорядка.
Господствующая в
капиталистической мир-системе
Демократизация международных
отношений ведет к
На примере неомарксизма
(как одного из наиболее радикальных
теоретических течений в рамках
международно-политической науки), пожалуй,
наиболее отчетливо можно убедиться
в том, что в изучении современных
международных отношений политическая
наука исходит из признания существования
некоторых общих закономерностей международных
отношений. Попытаемся резюмировать те
из них, которые признаются всеми течениями
и выглядят, с этой точки зрения, как относительно
бесспорные (независимо от выводов о настоящем
и представлений о будущем, которые делаются
каждым из них на этой основе).
Во-первых, одной
из групп таких закономерностей
является рост взаимозависимости современного
мира, выражающийся в неоднозначных
и противоречивых явлениях глобализации
экономических и финансовых процессов
и экологических угроз, в демократизации
и гуманизации международных отношений[12].
Она может по-разному пониматься представителями
различных теоретических традиций и парадигм,
но сам факт признания роста взаимозависимости
- в том числе и такими убежденными сторонниками
политического реализма, как Ганс Моргентау
и Раймон Арон свидетельствует о том, что
под влиянием новых реальностей (прежде
всего ядерного оружия) мирового развития
они шли к тому, против чего ранее энергично
боролись: в ядерный век неуязвимость
одной, даже самой сильной в военном отношении
державы, невозможна. Это означает, что
в международных отношениях появляются
общие интересы, которые могут быть достигнуты
только совместными усилиями[13].
Информация о работе Сущность и понятие международных отношений