Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 18:42, реферат
Цель данной работы заключается в рассмотрении молодежи как субъекта политической жизни страны.
Обозначенная автором цель может быть достигнута при помощи решения следующих задач:
1. Описать Молодежь как субъект политической жизни страны.
2. Рассмотреть формы участия молодежи в политическом процессе страны.
3. Обозначить проблемы участия молодежи в политической жизни.
Введение …………………………………………………………….…..…… 3
1. Молодежь как субъект политической жизни страны …………...…. 5
2. Формы участия молодежи в политическом процессе страны …… 9
3. Проблемы участия молодежи в политической жизни ………....…. 13
Заключение …………………………….…………………………………… 17
Список использованной литературы …………………………………..…. 19
правительствами и другими органами, ответственными за принятие решений.
Судя по тому, насколько быстро распространяется сеть молодежных организаций и движений в мире, очевидно, что нынешнее молодое поколение позиционирует себя как политически активное, думающее и борющееся за свои права на законодательном уровне. При этом сохраняются национальные и межкультурные различия политического участия групп молодежи, вызванные спецификой институциональных процессов[1].
Проблема участия молодежи в политических процессах современной России сложна и многогранна, она фиксируется на разных уровнях социализации и адаптации подрастающего поколения и требует рассмотрения как минимум в политологическом, правовом, социально-педагогическом аспектах. В научной литературе советского периода была создана целостная теория общественно значимого воспитания молодежи. Этот богатый теоретико-методологический материал во многом не соответствует изменившимся социально-экономическим условиям, поэтому использовать его для формирования общественно активной личности с заранее заданными гражданско-правовыми ориентациями во всем объеме невозможно. Однако попыток его переосмысления, вычленения конструктивных идей, подходов, форм и методов к политико-воспитательной работе среди молодежи в конце XX и начале XXI века не предпринималось.
Решение молодежных проблем стало одним из значимых направлений деятельности политических партий. В настоящее время политическими партиями уделяется большое внимание вопросам молодежи. Большое значение для различных политических сил имеет вовлечение молодежи в процесс борьбы за власть, поскольку от ее поддержки зависит успех той или иной партии, движения. Возрастает интерес к молодым со стороны политических партий. Такая тенденция имеет место в российском обществе. В то же время невелик интерес самой молодежи к участию в политических партиях. Хотя результаты деятельности политических партий по привлечению молодежи в свои ряды незначительны, лидеры молодежных движений составляют кадровый ресурс для пополнения российской политической, административной и других элит. Особенностью политического процесса в современной России является бурное развитие молодежных политических движений.
Таким образом, молодежное общественное движение вступает в новый этап развития, а это основной путь включения молодежи в процессы реформирования российского общества.
Политическая оппозиция является субъектом политического процесса и важным элементом гражданского общества, позволяющим населению контролировать деятельность правящего класса и соблюдать нормы конвенциональности в борьбе за власть. Молодежная оппозиция – это один из типов политической оппозиции, отличающийся тем, что участниками оппозиционных объединений этого типа являются молодые люди, особенности политического сознания и поведения которых оказывают влияние на характеристики этих объединений как субъектов политического процесса.
Политическая активность молодежи в России проявляется либо через молодежные отделения политических партий, либо через политизированные молодежные общественные объединения, причем в последние годы наблюдается превалирование второго варианта. В условиях современного политического процесса получила развитие тенденция создания правящим классом и «инсталлирования» в политическую систему псевдооппозиционных молодежных объединений, которые, не угрожая монопольному положению правящего класса у власти, тем не менее привлекают к себе часть протестно настроенной молодежи и позволяют создать видимость демократичности политического процесса.
Молодежная оппозиция в Российской Федерации за два последних десятилетия прошла путь от первоначального институционального оформления и периода активизации деятельности к современному периоду кризиса. Сегодня оппозиционные молодежные объединения малочисленны, слабы, разобщены и не представляют собой активной политической силы. Однако мировая практика показывает, что при наличии заинтересованности со стороны влиятельных политических сил подобные объединения могут в крайне короткий срок резко расширить состав участников, повысить политическую активность и превратиться в серьезную уличную силу, способную оказывать давление на правящий класс и участвовать в процессах трансформации политической системы страны.
Начиная с 2010 г. наблюдаются признаки начала нового этапа развития молодежной оппозиции: отношение правящего класса к молодежным оппозиционным объединениям становится более либеральным, а приближение федерального выборного цикла 2011–2012 гг. диктует влиятельным политическим силам необходимость привлечения на свою сторону молодежного электората, что реализуется в форме народных «фронтов» или «ополчений», декларирующих, в том числе, опору на молодежь, а по сути являющихся псевдообщенародными образованиями, призванными подменить своей деятельностью функции гражданского общества[1].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ближайшие годы возможно некоторое усиление влияния оппозиционных молодежных общественных объединений на политический процесс в России, однако это может произойти только при условии общей демократизации политического режима, развития основных институтов гражданского общества, в том числе общественных объединений различной идеологической направленности, а так-же изменения отношения лидеров и активистов молодежной оппозиции к целям оппозиционных объединений и методам их достижения.
Заключение
Политологи и социологи, определяя круг проблем, связанных с правовыми гарантиями участия молодежи в политической деятельности и управлении государством, отмечают, что формирование жизненной позиции у современной молодежи приходится на годы демократических преобразований в стране, во всех сферах деятельности российского общества, на период нового государственного строительства.
В Послании Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации отмечено: «Главное – сделать все необходимое, чтобы помочь людям проявить себя. И особенно открыть дорогу способным и деятельным молодым людям. Они ровесники новой, демократической России. В них ее открытость, ее свободный дух, стремление ко всему передовому. И им предстоит нести ответственность за сохранение наших фундаментальных ценностей».
Реформы могут быть успешными только при активном участии в них молодого поколения. Важно, чтобы в настоящее время молодые граждане были готовы к активному взаимодействию с государством, участию в решении различных проблем, существующих в современном обществе. Формирование надежного кадрового резерва сегодня определяет, каким будет наше завтра.
Необходимо создавать все условия для формирования у молодого поколения активной, устойчивой гражданской позиции, как в политической, так и в других сферах жизни, а также, вовлекать молодежь в процесс управления государством.
К сожалению, большинство молодежи пассивно в своих политических устремлениях. Однако, каждое демократическое общество заинтересовано в активной гражданской позиции своих членов и, особенно, молодежи, как стратегического ресурса общества. Решение стоящей перед Россией задачи построения гражданского общества невозможно без активного вовлечения молодежи в общественную жизнь.
Над данной проблемой надо работать.
Сегодня в Российской Федерации отсутствует единая государственная система правового просвещения и информирования молодежи. Как правило, молодежь получает информацию из альтернативных источников, таких как интернет. Порой помощь через систему интернет оказывается неквалифицированной. Для работы с молодежью целесообразно привлекать молодежные правозащитные объединения, студентов юридических факультетов, проходящих учебно-производственную практику в коллективах. Особое внимание необходимо уделять бесплатной квалифицированной помощи молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации. Необходимо повышать политическую культуру молодежи. Молодежь должна быть политически грамотна. Формирование активной жизненной позиции, повышение правовой культуры у молодежи встают в ряд с такими национальными проектами, как здравоохранение и образование в целом.
Молодежь также не доверяет властям, политическим партиям. Это один из главных мотивов неучастия молодежи в выборах и политической жизни. В связи с этим продиктована необходимость организации переговорных площадок с представителем избирательной комиссии, представителями власти, членами политических партий. Это двухсторонний целенаправленный процесс: молодежь может не опосредованно, а напрямую выяснить интересующие ее вопросы, тем самым привлекая внимание к проблеме политической индифферентности молодежи политические партии и представителей власти.
В обществе определенно превалирует мнение о необходимости участия молодежи в политике.
Однако стоит отметить, что именно в среде молодежи – несмотря на очевидные свидетельства аполитичности молодого поколения – оказалось гораздо больше людей, которые в принципе хотели бы вступить в какую-либо политическую организацию, чем в иных возрастных группах.
Ощущаемый недостаток информации об участии молодежи в общественной жизни может быть объяснен тем, что многие организации работают на сугубо местном уровне и редко попадают в сферу внимания исследователей, интересующихся более широкими общественными тенденциями. В то же время развитие такой «гражданской инициативы» – общественной активности неформальных групп или ассоциаций молодежи на местном уровне – явно выступает задачей для российского правительства в области молодежной политики.
Список использованной литературы
3. Зозуля Е. Политическое участие молодежи в условиях модернизации современной России / Е Зозуля // http://www.newparlament.ru. – 2011. – 12 февр.
4. Киричек А.И. Молодежное участие в общественно-политической жизни общества современной России / А.И. Киричек // http://www.teoria-practica.ru. – 2011. – 23 апр.
5. Молодежь в условиях политической модернизации современной России. Известия СГУ – Политология // http://www.poliz.ru.
6. Лившиц Р.Л. Молодое поколение не выбирает (отчуждение молодежи от политики в постсоветской России: причины и последствия) / Р.Л. Лившиц // Credo new. - 2002. - № 4 (32). – С.52 – 60.
7. Москалев А. Е. Молодежная оппозиция в современной России: политико-правовой статус, проблемы, тенденции и перспективы развития / А. Е. Москалев // Право и политика. - 2011. - № 9. - С. 136–145.
8. Пастухова Л. Проблемы политического участия молодежи / Л. Пастухова // Власть. – 2011. - № 6. – С. 58 – 60.
9. Политическое образование и гражданская позиция молодого поколения России: Матер. Всеросс. научно-практ. конф. (27-29 марта 2009г.). – Казань: Казан. (Приволжский) фед. ун-т, 2010. – 474 с.
10. Правовые гарантии участия молодежи в политической деятельности и управлении государством» http://www.komitet10.km.duma.
17 дек.
11. Рахимова Л.А. Политическая социализация молодежи: механизмы и модели: Дис. / Л.А. Рахимова. - Уфа, 2006. – 218 с.
12. Резолюция VI Всероссийского форума молодых парламентариев // Единый портал молодежного парламентского движения в России // http://www.newparlament.ru. - 2011. – 28 авг.
13. Роль молодежного парламента в политическом процессе области //http://www.sferi.ru. – 2011. – 5 февр.
14. Савина Л.В. Молодежные общественные объединения современной России: институционально-правовой анализ: Дис. / Л.В. Савина. – Ростов н/Д, 2006. - С. 17.
15. Чупров В.И. Молодежь в обществе риска / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, К. Уильямс. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. - 427 с.
2
[1] Киричек А.И. Молодежное участие в общественно-политической жизни общества современной России / А.И. Киричек // http://www.teoria-practica.ru. – 2011. – 23 апр.
[1] Молодежь в условиях политической модернизации современной России. Известия СГУ – Политология // http://www.poliz.ru.
[2] Рахимова Л.А. Политическая социализация молодежи: механизмы и модели: Дис. / Л.А. Рахимова. - Уфа, 2006. – С. 68.
[2] Политическое образование и гражданская позиция молодого поколения России: Матер. Всеросс. научно-практ. конф. (27-29 марта 2009г.). – Казань, 2010. – С. 87.
[3] Лившиц Р.Л. Молодое поколение не выбирает (отчуждение молодежи от политики в постсоветской России: (причины и последствия) / Р.Л. Лившиц // Credo new. - 2002. - № 4 (32). – С. 55.
[2] Резолюция VI Всероссийского форума молодых парламентариев // Единый портал молодежного парламентского движения в России // http://www.newparlament.ru. - 2011. – 28 авг.
[3] Всероссийский форум молодых парламентариев. Материалы для участников форума. 24-25 февраля 2005 года. - Рязань. 2005. – С. 6
[2] Чупров В.И. Молодежь в обществе риска / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, К. Уильямс. – М., 2007. - С. 203.
[2] Савина Л.В. Молодежные общественные объединения современной России: институционально-правовой анализ: Дис. / Л.В. Савина. – Ростов н/Д, 2006. - С. 17.
[1] Пастухова Л. Проблемы политического участия молодежи / Л. Пастухова // Власть. – 2011. - № 6. – С. 58 – 60.
[1] Москалев А. Е. Молодежная оппозиция в современной России: политико-правовой статус, проблемы, тенденции и перспективы развития / А. Е. Москалев // Право и политика. - 2011. - № 9. - С. 136–145.