Субъекты политической жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 18:42, реферат

Краткое описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении молодежи как субъекта политической жизни страны.
Обозначенная автором цель может быть достигнута при помощи решения следующих задач:
1. Описать Молодежь как субъект политической жизни страны.
2. Рассмотреть формы участия молодежи в политическом процессе страны.
3. Обозначить проблемы участия молодежи в политической жизни.

Оглавление

Введение …………………………………………………………….…..…… 3

1. Молодежь как субъект политической жизни страны …………...…. 5

2. Формы участия молодежи в политическом процессе страны …… 9

3. Проблемы участия молодежи в политической жизни ………....…. 13

Заключение …………………………….…………………………………… 17

Список использованной литературы …………………………………..…. 19

Файлы: 1 файл

Молодежь как субъект полит. жизни (реф.).doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Несмотря на существующее мнение о «снижении интеллектуального и морального уровня молодежи, ее бездуховности»[3] отметим, что молодежь сегодня - это движущая сила, которая должна сама реализовывать свой потенциал и которая может достаточно много сделать и для себя, и для своей страны. Будущее всего общества будет реализовываться только через деятельность тех, кто сегодня составляет молодежь, и, понимая это, политические лидеры говорят о необходимости поддержки активность молодежи, в том числе в политической сфере. Тем самым, все преобразования, которые проводятся в нашей стране, во многом ориентированы на молодежь. На наш взгляд, данный подход представляется целесообразным, ведь результаты предпринимаемых мер будут важны и заметны для всего общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.                  Формы участия молодежи в политическом процессе страны

 

Характеристика политики как процесса, т.е. процессуальный подход, позволяет увидеть особые грани взаимодействия субъектов по поводу государственной власти. Однако в силу того, что по своим масштабам политический процесс совпадает со всей политической сферой, некоторые ученые отождествляют его либо с политикой в целом, либо со всей совокупностью поведенческих акций субъектов власти, изменением их статусов и влияний. Сторонники же институционального подхода связывают политический процесс с функционированием и трансформацией институтов власти.

Участие в политической жизни яв­ляется непосредственным показате­лем самоопределения личности, востребованности и осуществимости ею своих прав, выражением по­нимания человеком своего социального статуса и возможностей. Именно участие индивида в политике в конечном счете показывает, насколько эта сфера жизни способна служить не только интересам крупных социальных групп, но также запросам и чаяниям рядового гражданина, обычного человека.

Без широкого политического участия молодежи невозможно создание гражданского общества и правового государства. В период становления гражданского общества необходимо управление процессом политической активности молодежи. В условиях трансформации экономической и политической систем, кризиса ценностных ориентации и отсутствия государственной идеологии требуется создание новой системы политической социализации и формирование новой политической культуры населения. Политическая социализация обеспечивает сохранение и передачу политического опыта новым поколениям, преемственность политических институтов, норм, ценностей, стабильность политической системы. Для России сегодня принципиально важно поднять уровень политической культуры молодых людей, расширить область понимания ими своего места и роли в политическом процессе.

В этом плане большой интерес представляет исследование форм политического участия молодежи в условиях модернизации общества. Российская молодежь объективно призвана стать сознательным участником социальных и политических преобразований, а не только объектом воспитания и образования. Государственные, общественные институты воспитания и образования должны вести работу по политическому совершенствованию личности, расширению ее знаний и кругозора, выработке устойчивых ценностных ориентации, интересов и потребностей.

В высших учебных заведениях политическое воспитание осуществляется через изучение социально-гуманитарных наук, в первую очередь политологии и социологии. Молодое поколение граждан должно непосредственно участвовать в формировании и реализации политики, социальных программ, касающихся молодежи и общества в целом, стремиться к овладению знаниями и навыками для принятия социально значимых решений. Важнейшей функцией молодого поколения является ответственность за будущее страны, преемственность истории и культуры, воспроизводство новых поколений. И от осознания этой меры ответственности молодежью зависит направление развития всего общества.

Положение молодежи в современном российском обществе достаточно противоречиво. С одной стороны, это самая мобильная часть общества, среди которой наиболее быстрыми темпами происходит подъем профессионального уровня и служебной карьеры. С другой стороны, трудности переходного периода особенно больно ударили по положению молодежи: лишь небольшая ее часть сумела найти свое место в рыночной системе, основной же массе пока не удается адаптироваться к изменившейся ситуации. И у этой части наблюдаются понижение социального статуса, рост безработицы, сужаются возможности доступа к образованию и культурным ценностям, растет преступность. Усиление политической активности молодежи способно, если и не снять эти проблемы, то расширить возможности их решения.

Участие молодежи в политических процессах может рассматриваться в качестве индикатора эффективности и действенности государственной молодежной политики, основным вектором которой является содействие интеграции молодежи в общество и оказание ей поддержки в самореализации в ситуации значительного расширения социальной составляющей этого процесса и активизации деятельности общественных, некоммерческих организаций, которые тоже стремятся автономно решать задачу развития системы гражданского воспитания молодого поколения. Политическая наука не всегда успевает за осмыслением хода политико-властных отношений, особенно на региональном уровне. Здесь политическое участие приобретает значение общественной идеи - «социальной ситуации развития», в основе которой лежит принцип комплексного теоретического и практического формирования личности в соответствии с общеполитическим курсом государства и «общим уровнем образования нации».

Участие молодежи в жизни российского общества всегда привлекало внимание мыслителей, что способствовало выработке концептуальных подходов к исследованию молодежной проблематики, углублению содержания и появлению новых форм деятельности молодежных движений, активного участия их членов в политических процессах. Однако, до сих пор политическая наука не дает однозначного ответа по вопросам согласования интересов различных групп, формирования отношений диалога, партнерства, соучастия власти и граждан.

Сегодня среди российской молодежи нет жесткого политического размежевания, и аполитичность выступает существенной чертой, характеризующей молодое поколение. Разуверившись во всех властных структурах, большинство молодых людей индифферентно относится к любым формам социально-политической деятельности. Молодежь  раздроблена не только по возрастным, но и по социальным группам, сильно отличающимся по своим интересам.

Еще в советский период демократические установки молодежи являлись одним из продуктов социально-политической модернизации. Сегодня реальная включенность молодежи в политические процессы должна обеспечиваться последовательной политикой государства раскрепощения творческого потенциала личности.

Наиболее рейтинговой формой политического участия являются выборы. Однако, участие в молодежных организациях разного уровня представляет форму активного участия в политическом процессе, способную не только объединить молодежь, но и включить ее в своеобразные «ролевые политические игры»[1].

Молодежный парламент так же можно отнести к одной из возможных форм привлечения молодежи к участию в управлении делами государства, по средствам формирования которого, молодые жители доказывают, что они готовы участвовать в построении государства[2]. Сегодня молодежное парламентское движение доказало свою состоятельность и необходимость. Молодежные парламенты в регионах несут в себе мощный инновационный потенциал перспективных молодых лидеров, новых методов работы с молодежью и форм взаимодействия с ней государства и общества[3].

Переход молодежи от мобилизационного политического участия к индивидуальному выбору свидетельствует о модернизации сознания. Формирование «системного» характера политического участия молодежи  в партийных структурах способствовало эффективному использованию молодежного электората за счет включения в партийные списки представителей молодежи[4].

Молодежный парламент – это организационная форма молодежного самоуправления, которая основана на историческом опыте работы государства с молодежью, лучших традициях формирования и развития социальных механизмов представительства законных интересов и прав молодых граждан в обществе, учета их мнения в вопросах его развития . Это, с одной стороны, одна из возможных форм привлечения молодежи к участию в управлении делами государства, а с другой – школа обучения избирательному процессу.

На федеральном уровне успешно действуют: Молодежная парламентская ассамблея при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Общественная молодежная палата при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Молодежная дума России, Центр развития молодежного парламентаризма России.

Молодежные парламенты на уровне региона или на муниципальном уровне по данным сайта Молодежных парламентов России действуют в 63 субъектах Российской Федерации, еще более чем в 15 субъектах ведется работа по созданию подобных органов[1].

Можно смело утверждать, что лишь часть молодежи проявляет интерес к политике и ориентирована на сотрудничество с властью, а не на конфликты или противодействие. Всю молодежь в рамках анализируемой проблематики можно разделить на две группы. Одна из них – основная масса молодых людей, к политике равнодушна и ею не занимается. Ценности этой части молодежи имеют, потребительский характер, и ориентированы на социальное участие вне политики. Вторая часть, меньшая по масштабу, политикой занимается активно, воспринимая политическую деятельность как возможность сделать карьеру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы участия молодежи в политической жизни

 

Политическая активность молодежи в современном мире обусловливается взаимосвязанными глобальными социально-политическими процессами. Во-первых, молодежь представляет собой самый подвижный, самый динамичный социальный слой общества. Во-вторых, молодежь имеет достаточно высокий удельный вес в совокупном населении стран мира. В-третьих, молодежь – это та социальная группа, которая, вступая в дееспособный возраст, сильнее ощущает на себе несоответствие между декларативностью провозглашаемых в обществе прав и реальными возможностями их осуществления[2].

Навыки участия молодежи в политической жизни, как правило, минимальны; молодые люди наиболее легко вовлекаются в радикальные и экстремистские политические организации. Поэтому привлечение самой молодой группы населения к гражданской активности должно носить взвешенный и последовательный характер.

При анализе политического участия молодежи в общественной жизни необходимо учесть, что в переходный период индивидуальная стратегия, прежде чем определиться в качестве таковой, необходимо формулируется как часть пересмотренной групповой стратегии. Это особенно характерно для молодежи, т.к. в молодежной среде групповая идентификация преобладает над индивидуально-личностной.

Основными факторами, определяющими поведение молодого человека в политической сфере, являются: ориентация на традиционную или современную ценностно-нормативную систему, уровень адаптивности к новым правилам политического поведения.

Политическую активность молодежи можно представить в виде двух крупных блоков в соответствии с их характером. Первый блок представляют стихийные акции и демонстрации различных групп, а второй – организованные действия всевозможных институциональных образований (движений, организаций и т.п.), которые являются наиболее распространенными в обществах западного типа. В современной политической науке в зависимости от целей и форм реализации выделяются политические, общественные неполитические, правозащитные, экологические, студенческие, религиозные и

пр. типы молодежных объединений[2].

Помимо формальных организаций, существуют неформальные молодежные объединения, возникающие спонтанно на базе стихийного общения в условиях конкретной ситуации. В таких объединениях существуют обязательные для их членов модели поведения, направленные на реализацию тех потребностей, которые участники группировок не могут удовлетворить в обычных сферах жизнедеятельности. Как правило, это потребности, связанные с самоутверждением, социальным статусом, социальной защищенностью, престижной самооценкой.

Условия и факторы реализации национальных моделей политической модернизации (органическая, догоняющая) обусловливают характеристики, отличающие представителей современной молодежи от других возрастных когорт. Это амбивалентность социального статуса; удовлетворение одновременно юношеских и взрослых потребностей; доминирование временной структуры поведения, нацеленной в будущее; индивидуализированные реакции, сформированные особенностями социализации.

Все это обусловливает специфику политического участия данной социально-демографической группы, проявляющуюся в новых формах политического поведения, уровне политической активности, целях участия в политических акциях, динамике изменения политических настроений, в продуцируемой политической культуре.

Национальные, региональные и местные молодежные советы являются базами для крупномасштабного политического и гражданского участия молодежи в общественной жизни. Молодежные советы и форумы, которые могут различаться по своей структуре и мандатам, играют роль традиционных каналов сотрудничества и обмена информацией с национальными

Информация о работе Субъекты политической жизни