Структура власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 00:22, контрольная работа

Краткое описание

Не одно поколение философов, социологов, политологов пыталось раскрыть природу власти, разобраться в том, что заставляет общество, группу, личность подчиняться власти авантюриста, коварного честолюбца, бездарного правителя, тирана: боязнь насилия или желание повиноваться? Естественно, власть не обязательно связана с насилием. Можно говорить о власти жеста, идеи, взгляда, красоты, слов, инстинкта и т. д. Своей таинственностью и неопределенностью власть никогда не оставляла никого равнодушным к себе. Для одних власть значит всё, а для других абсолютно ничего, нейтральна.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………3
2. Структура власти……………………………………………………..…4
3. Виды власти……………………………………………………………..9
4. Социальный смысл и назначение власти…………………………….10
5. Концепции и определения власти……………………………………12
6. Заключение…………………………………………………………….16
7. Список литературы……………………………………………………17

Файлы: 1 файл

KR_Pravovedenie.docx

— 35.53 Кб (Скачать)

 

 

 

5. Концепции и определения власти.

Власть многолика: она  предстает в различных проявлениях, в каждом из которых обнаруживается какая-то одна её сторона. Именно поэтому  в объяснении природы власти и  причин её происхождения в политической науке существует несколько подходов - каждый из них акцентирует внимание на одной из сторон этого сложного явления.

Существуют различные  трактовки и подходы к определению  власти.

Сторонники первого подхода - поведенческого - характеризуют его как особенную сущность, носителем которой выступает отдельная личность и которая выражается в локализированной энергии, заставляющей других людей повиноваться. В этом случае власть отождествляется с вещью (силой), обладание которой дает право на повелевание. Для придания власти большей величественности (могущества) её рассматривают как божественный дар и наделяют такими ценными качествами, как справедливость, ответственность, добропорядочность. С точки зрения данного подхода природа власти объясняется биологическими и психическими особенностями человека - её носителя.

С позиции второго подхода - социологического - трактуется власть в терминах социального взаимодействия, как отношения чего-нибудь или кого-нибудь. Взаимодействие предполагает наличие, по крайней мере, двух сторон. Наиболее распространенным в рамках этого подхода является позитивистско-социологическое определение власти немецким социологом М. Вебером. Он понимал власть как способность и возможность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого. В основе властных отношений лежат отношения господства и подчинения, складывающиеся между субъектом властной воли (тем, кто обладает способностью влиять на другого и добиваться поставленных целей) и объектом властного воздействия (тем, кто выстраивает своё поведение в соответствии с содержанием властного воздействия).

Расширяя границы социального  субъекта (в том числе и субъекта политики) до группы, организации, общества, американский социолог Т. Парсонс обратил внимание на две характерные черты власти: во-первых, на её способность принимать решения и добиваться их обязательного выполнения, и, во-вторых, на её возможности мобилизовать ресурсы общества для достижения общих целей.

В рамках двух обозначенных подходов стали формироваться различные  концепции (лат. Conception - понимание, система) власти. Каждая из концепций представляла собой определенный способ понимания  и трактовки власти с акцентом на тех или иных её свойствах.

К концепциям, представляющим поведенческий подход, относятся теологическая, биологическая, бихевиористическая, психоаналитическая и мифологическая концепции власти.

Теологическая концепция  власти основывается на одном из наиболее ранних определений власти, исходивших из объяснения её природы и основанных на теории божественного права. Согласно данной концепции всякая государственная  власть происходит от Бога, а все  монархи, осуществляющие власть, - лишь исполнители божественной воли. Биологическая  концепция рассматривает власть как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в наиболее фундаментальных инстинктах человека как биологического существа. Одними из представителей этой концепции были французский политолог М. Марсель  и немецкий философ Ф. Ницше.

Бихевиористская концепция  власти основывается на поведенческом  её понимании. Она связана с такими именами американских ученых, как  Ч. Мерриам, Г. Лассуэл и английским исследователем Дж. Кейтлином. Они выводили властные отношения из природы человека. Его естественных свойств, отказываясь  от моральных оценок политики. Человек  рассматривался как «властолюбивое животное», в основе поступков и  действий которого лежит стремление (чаще всего неосознанное) к власти. Именно стремление подчинить своей  воле других индивидов выступает  в качестве доминирующего мотива политической активности конкретной личности.

Психоаналитическая концепция  рассматривает власть как способ господства бессознательного над сознанием  человека. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Это происходит в результате того, что человеческой психике средствами скрытого и открытого манипулирования  задается особая установка.

Мифологическая концепция  власти говорит о том, что люди для придания законности своим властным действиям использовали мифы о божественном характере власти и об «общественной  воле», воплощенной в институтах власти.

Социологический подход к определению политики ориентирует на исследования власти в контексте социальных условий её возникновения и функционирования, с учетом доминирующих в обществе ценностей, традиций, предпочтений. Однако природа властного взаимодействия трактуется сторонниками данного подхода не однозначно. К этому подходу можно определить такие концепции власти, как структурно-функциональная, конфликтологическая и дуалистическая.

В рамках структурно-функционального  анализа, основателем которого считается  Т. Парсонс, власть рассматривается  как отношение неравноправных субъектов, чьё поведение обусловлено выполняемыми ими ролями (например, роль управляющих  или управляемых). При этом предполагается, что социальная роль определяет стиль (тип, характер, содержание) ожидаемого от человека поведения, соответствующего занимаемому им положению в обществе (статусу). Подобная трактовка власти вытекает из общей теории действия. Т. Парсонс рассматривал общество как  структурно расчлененную систему, в  которой каждый элемент выполняет  определенные функции для поддержания  её жизниспособности.

С позиции теории социальной конфликтологии, которую развивали  К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и  их последователи, власть рассматривается  как отношение господства и подчинения одного класса другим. Природа данного  господства обусловлена экономическим  неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества. Обладание собственностью обеспечивает экономически господствующему классу возможность подчинять своей  воле экономически зависимые классы. Поэтому власть оказывается везде, где есть неравенство.

Согласно дуалистической концепции власть следует отличать от господства. Так, французский политолог  М. Дюверже выделил два элемента внутри власти: материальное принуждение; убеждение, вера со стороны подчиняющихся  в то, что такое подчинение повально, справедливо, законно. При отсутствии второго элемента это уже не власть, а господство.

 

 

 

6. Заключение.

Власть - одно из фундаментальных  начал человеческого общества. Основными  структурными элементами власти являются источники, объекты, субъекты, ресурсы (средства) и функции власти. Субъектом власти могут быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Власть всегда двустороння. Она невозможна без подчинения объекта. Объектом власти может быть индивид, социальная группа, масса, класс, общество и др. Ресурсы власти представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых является жизнь (оружие, карательные органы в целом). Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться как в качестве позитивных (предоставление благ), так и негативных (лишение благ) санкций. Власть, по своей природе, явление социальное, так как протекает в обществе. Также существует восемь основных концепций определения власти, которые в свою очередь различаются по двум подходам к определению природы власти. Это поведенческий и социологический подходы.

Понимание власти очень важно, так является основой политики. Она  выступает главным объектом борьбы и взаимодействия групп, партий, движений, государства, индивидов. Общество без  власти это хаос, дезорганизация, саморазрушающаяся  система. Как говорил Э. Шартье - «власть  не объяснима, и в этом - её сила».

 

 

 

7. Список литературы.

1. Желтов В. В. Теория власти. – Флинта, 2008

2. Мухаев Р. Т. Политология. Учебник. -М.: «Издательство ПРИОР». -2000.

3. Политология. Учебное пособие. -М.: «Издательство ЦЕНТР». -1997.

4. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. Учебник. -М.: «аспект Пресс». - 2003

5. Угроватов А. П. Политология: словарь-справочник. Издательство ЮКЭА. Новосибирск. - 2006.

6. Политология. Учебник. - М.: Издательство Дело. -2002.

 


Информация о работе Структура власти