Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 00:22, контрольная работа
Не одно поколение философов, социологов, политологов пыталось раскрыть природу власти, разобраться в том, что заставляет общество, группу, личность подчиняться власти авантюриста, коварного честолюбца, бездарного правителя, тирана: боязнь насилия или желание повиноваться? Естественно, власть не обязательно связана с насилием. Можно говорить о власти жеста, идеи, взгляда, красоты, слов, инстинкта и т. д. Своей таинственностью и неопределенностью власть никогда не оставляла никого равнодушным к себе. Для одних власть значит всё, а для других абсолютно ничего, нейтральна.
1. Введение…………………………………………………………………3
2. Структура власти……………………………………………………..…4
3. Виды власти……………………………………………………………..9
4. Социальный смысл и назначение власти…………………………….10
5. Концепции и определения власти……………………………………12
6. Заключение…………………………………………………………….16
7. Список литературы……………………………………………………17
5. Концепции и определения власти.
Власть многолика: она
предстает в различных
Существуют различные
трактовки и подходы к
Сторонники первого подхода - поведенческого - характеризуют его как особенную сущность, носителем которой выступает отдельная личность и которая выражается в локализированной энергии, заставляющей других людей повиноваться. В этом случае власть отождествляется с вещью (силой), обладание которой дает право на повелевание. Для придания власти большей величественности (могущества) её рассматривают как божественный дар и наделяют такими ценными качествами, как справедливость, ответственность, добропорядочность. С точки зрения данного подхода природа власти объясняется биологическими и психическими особенностями человека - её носителя.
С позиции второго подхода - социологического - трактуется власть в терминах социального взаимодействия, как отношения чего-нибудь или кого-нибудь. Взаимодействие предполагает наличие, по крайней мере, двух сторон. Наиболее распространенным в рамках этого подхода является позитивистско-социологическое определение власти немецким социологом М. Вебером. Он понимал власть как способность и возможность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого. В основе властных отношений лежат отношения господства и подчинения, складывающиеся между субъектом властной воли (тем, кто обладает способностью влиять на другого и добиваться поставленных целей) и объектом властного воздействия (тем, кто выстраивает своё поведение в соответствии с содержанием властного воздействия).
Расширяя границы социального субъекта (в том числе и субъекта политики) до группы, организации, общества, американский социолог Т. Парсонс обратил внимание на две характерные черты власти: во-первых, на её способность принимать решения и добиваться их обязательного выполнения, и, во-вторых, на её возможности мобилизовать ресурсы общества для достижения общих целей.
В рамках двух обозначенных подходов стали формироваться различные концепции (лат. Conception - понимание, система) власти. Каждая из концепций представляла собой определенный способ понимания и трактовки власти с акцентом на тех или иных её свойствах.
К концепциям, представляющим поведенческий подход, относятся теологическая, биологическая, бихевиористическая, психоаналитическая и мифологическая концепции власти.
Теологическая концепция власти основывается на одном из наиболее ранних определений власти, исходивших из объяснения её природы и основанных на теории божественного права. Согласно данной концепции всякая государственная власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, - лишь исполнители божественной воли. Биологическая концепция рассматривает власть как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в наиболее фундаментальных инстинктах человека как биологического существа. Одними из представителей этой концепции были французский политолог М. Марсель и немецкий философ Ф. Ницше.
Бихевиористская концепция власти основывается на поведенческом её понимании. Она связана с такими именами американских ученых, как Ч. Мерриам, Г. Лассуэл и английским исследователем Дж. Кейтлином. Они выводили властные отношения из природы человека. Его естественных свойств, отказываясь от моральных оценок политики. Человек рассматривался как «властолюбивое животное», в основе поступков и действий которого лежит стремление (чаще всего неосознанное) к власти. Именно стремление подчинить своей воле других индивидов выступает в качестве доминирующего мотива политической активности конкретной личности.
Психоаналитическая концепция рассматривает власть как способ господства бессознательного над сознанием человека. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Это происходит в результате того, что человеческой психике средствами скрытого и открытого манипулирования задается особая установка.
Мифологическая концепция власти говорит о том, что люди для придания законности своим властным действиям использовали мифы о божественном характере власти и об «общественной воле», воплощенной в институтах власти.
Социологический подход к определению политики ориентирует на исследования власти в контексте социальных условий её возникновения и функционирования, с учетом доминирующих в обществе ценностей, традиций, предпочтений. Однако природа властного взаимодействия трактуется сторонниками данного подхода не однозначно. К этому подходу можно определить такие концепции власти, как структурно-функциональная, конфликтологическая и дуалистическая.
В рамках структурно-функционального
анализа, основателем которого считается
Т. Парсонс, власть рассматривается
как отношение неравноправных субъектов,
чьё поведение обусловлено
С позиции теории социальной
конфликтологии, которую развивали
К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и
их последователи, власть рассматривается
как отношение господства и подчинения
одного класса другим. Природа данного
господства обусловлена экономическим
неравенством, местом и ролью класса
в экономической системе
Согласно дуалистической концепции власть следует отличать от господства. Так, французский политолог М. Дюверже выделил два элемента внутри власти: материальное принуждение; убеждение, вера со стороны подчиняющихся в то, что такое подчинение повально, справедливо, законно. При отсутствии второго элемента это уже не власть, а господство.
6. Заключение.
Власть - одно из фундаментальных начал человеческого общества. Основными структурными элементами власти являются источники, объекты, субъекты, ресурсы (средства) и функции власти. Субъектом власти могут быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Власть всегда двустороння. Она невозможна без подчинения объекта. Объектом власти может быть индивид, социальная группа, масса, класс, общество и др. Ресурсы власти представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых является жизнь (оружие, карательные органы в целом). Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться как в качестве позитивных (предоставление благ), так и негативных (лишение благ) санкций. Власть, по своей природе, явление социальное, так как протекает в обществе. Также существует восемь основных концепций определения власти, которые в свою очередь различаются по двум подходам к определению природы власти. Это поведенческий и социологический подходы.
Понимание власти очень важно, так является основой политики. Она выступает главным объектом борьбы и взаимодействия групп, партий, движений, государства, индивидов. Общество без власти это хаос, дезорганизация, саморазрушающаяся система. Как говорил Э. Шартье - «власть не объяснима, и в этом - её сила».
7. Список литературы.
1. Желтов В. В. Теория власти. – Флинта, 2008
2. Мухаев Р. Т. Политология. Учебник. -М.: «Издательство ПРИОР». -2000.
3. Политология. Учебное пособие. -М.: «Издательство ЦЕНТР». -1997.
4. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. Учебник. -М.: «аспект Пресс». - 2003
5. Угроватов А. П. Политология: словарь-справочник. Издательство ЮКЭА. Новосибирск. - 2006.
6. Политология. Учебник. - М.: Издательство Дело. -2002.