Структура власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 00:22, контрольная работа

Краткое описание

Не одно поколение философов, социологов, политологов пыталось раскрыть природу власти, разобраться в том, что заставляет общество, группу, личность подчиняться власти авантюриста, коварного честолюбца, бездарного правителя, тирана: боязнь насилия или желание повиноваться? Естественно, власть не обязательно связана с насилием. Можно говорить о власти жеста, идеи, взгляда, красоты, слов, инстинкта и т. д. Своей таинственностью и неопределенностью власть никогда не оставляла никого равнодушным к себе. Для одних власть значит всё, а для других абсолютно ничего, нейтральна.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………3
2. Структура власти……………………………………………………..…4
3. Виды власти……………………………………………………………..9
4. Социальный смысл и назначение власти…………………………….10
5. Концепции и определения власти……………………………………12
6. Заключение…………………………………………………………….16
7. Список литературы……………………………………………………17

Файлы: 1 файл

KR_Pravovedenie.docx

— 35.53 Кб (Скачать)

 

Содержание:

1. Введение…………………………………………………………………3

2. Структура власти……………………………………………………..…4

3. Виды власти……………………………………………………………..9

4. Социальный смысл и назначение власти…………………………….10

5. Концепции и определения власти……………………………………12

6. Заключение…………………………………………………………….16

7. Список литературы……………………………………………………17

 

 

 

 

 

1. Введение.

Власть - это специальный  социальный институт, который упорядочивает  социальные отношения и поведение  индивида. Она существует везде, где  есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве. Власть служит основой политики. Именно она отличает политику от других сфер жизни общества (экономической, социальной, духовной и др.).

Власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу которого выявить непросто. Не одно поколение философов, социологов, политологов пыталось раскрыть природу власти, разобраться в том, что заставляет общество, группу, личность подчиняться власти авантюриста, коварного честолюбца, бездарного правителя, тирана: боязнь насилия или желание повиноваться? Естественно, власть не обязательно связана с насилием. Можно говорить о власти жеста, идеи, взгляда, красоты, слов, инстинкта и т. д. Своей таинственностью и неопределенностью власть никогда не оставляла никого равнодушным к себе. Для одних власть значит всё, а для других абсолютно ничего, нейтральна.

Тема власти актуальна  во все времена, так как власть существует и существовала во все  времена. Она характерна для любого объединения людей (семья, группа, объединение  и т. д.)

Цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть само понятие власть в целом, рассмотреть структуру, виды власти, её смысл и концепции, определяющие понятие власть.

 

 

 

2. Структура власти.

Что же такое власть? Словарь-справочник А. П. Угроватова дает такое определение: «власть - это явление общесоциологическое, общеисторическое, присущее всем народам  и во все времена, необходимое  для организации производства и  воспроизводства социальной жизни, поддержание целостности и единства общества; это свойство общественных отношений, проявляющееся в навязывании  каким-либо социальным субъектом своей  воли другим социальным общностям.

В общепринятом понимании  власть представляет как взаимодействие её субъекта и объекта, при котором  субъект с помощью определенных средств контролирует объект и добивается от него выполнения своих волевых  установок. Такое понимание власти позволяет раскрыть её структуру.

В структуру власти входит её источник, субъект, функции, основания и ресурсы. Источник власти - властное первоначало. В качестве источника могут выступать авторитет, сила, закон, богатство, знание, престиж. Социальный и политический статус, тайна, интерес и многое другое.

Субъект власти воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Им могут быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным: должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.

Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное отождествление власти с ее носителем. Так говорят  о решениях власти, о действиях  властей, произволе власти и т.п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельных лиц.

Субъект определяет содержание властного отношения через:

1) приказ (распоряжение) как  властное повеление подчиниться  воле субъекта власти;

2) подчинение как подведение  частной воли под всеобщую  волю власти;

3) наказание (санкции)  как средство воздействия на  отрицание господствующей воли;

4) нормирование поведения  как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

От приказа, характера  содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта (исполнителей) – второго важнейшего элемента власти. Власть – всегда двусторонние отношения, взаимодействие субъекта и объекта. Власть немыслима без подчинения объекта. Где нет объекта, там нет власти.

Осознание зависимости субъекта власти от покорности населения нашло  свое практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности  этого средства свидетельствует, например, факт обретения независимости Индией в результате массовых акций неповиновения  колониальным британским властям.

Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного действующего лица (органа), конечно, если не иметь в виду власть человека над самим собой, предполагающую подчинение его поведения доводам  разума, как бы раздвоение личности. Но это уже психологический, а  не социальный феномен.

Власть всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без  подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но, все же, выбор – погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы.

Границы отношения объекта  к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть отсутствует) до добровольного, воспринимаемого  с радостью повиновения. В принципе подчинение так же естественно присуще  человеческому обществу, как и  руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных  качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств  воздействия, которыми располагает  субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета. Качества объекта  политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения. Преобладание в обществе людей, привыкших лишь беспрекословно повиноваться, жаждущих “твердой руки”, является благоприятной питательной средой деспотических режимов.

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другими  является неравномерное распределение  ресурсов власти.

Ресурсы власти можно трактовать как совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых является жизнь (оружие, карательные органы в целом).

Ресурсы, наряду с субъектом  и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они  могут использоваться в качестве позитивных (предоставление благ) и  негативных (лишение благ) санкций. В процессе их мобилизации субъектом  они трансформируются во власть, которая  и представляет собой способность  превращать определенные ресурсы во влияние в системе властных взаимоотношений.

Ресурсы власти так же разнообразны, как и многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов  людей. Как правило, ресурсы власти делят на:

1) экономические (материальные  ценности, необходимые для производства  и потребления, деньги, плодородные  земли, полезные ископаемые, продукты  питания и т. д.);

2) социальные (способность  повышения или понижения социального  статуса или ранга. Социальные  ресурсы выступают и в качестве  таких показателей, как должность,  престиж, образование, медицинское  обслуживание, социальное обеспечение  и т. д.);

3) культурно-информационные (знания и информация, а также  средства их получения и распространения:  институты науки и образования,  СМИ и т. д.):

4) силовые (оружие, аппарат  физического принуждения, в государстве  это: армия, полиция, службы  безопасности, суд и прокуратура);

5) демографические (люди  как универсальный, многофункциональный  ресурс, который создает другие  ресурсы).

Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который характеризуется способами и механизмами властвования.

 

 

 

3. Виды власти.

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление  в соответствии с ресурсами, на которых  она основывается, на экономическую, социальную, информационную, политическую (которую часто называют принудительной).

Экономическая власть - это  контроль над экономическими ресурсами, различными видами собственности, материальных ценностей. Как правило, в обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти.

С экономической властью  тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная - распределение положения в социальной структуре – статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства (социальные государства) с помощью социальной политики могут влиять на статус широких слоев населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку.

Информационная власть - это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и  информации. В современных условиях без опоры на знания власть в обществе не может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных  решений, так и для непосредственного  воздействия на сознание людей для  обеспечения их лояльности и поддержки  власти. Такое воздействие осуществляется через школу и образовательные  учреждения, просветительские общества и СМИ.

 

 

 

 

 

4. Социальный смысл и назначение власти.

Еще в XVII веке французский мыслитель Г. де Мабли (1709 - 1785) так определил социальное назначение власти: «Цель, которую ставят себе люди, объединенные законами, сводится к образованию общественной власти для предотвращения и пресечения насилия и несправедливости отдельных лиц». Власть в те времена рассматривалась как ограничитель произвола монархов, дворян, класса собственников. Однако с точки зрения его социальной сущности, особой роли в обществе власть выступает в качестве универсального механизма интеграции, согласования, упорядочения взаимодействий людей, реализующих собственные интересы.

По своей природе власть - явление социальное, поскольку  возникает в обществе. Общество без  власти - это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом  причин, и прежде всего необходимость  придать взаимодействиям между  людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для  всех правила поведения. Кроме того, наличие власти вызвано объективной  потребности в регуляции социальных отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов  и потребностей людей с помощью  различных средств, в том числе  и принуждения. Дело в том, что  общество представляет собой совокупность индивидов, возможности которых  заметно различаются. Люди занимают неодинаковое социальное положение  в обществе, имеют различный уровень  жизни, материального богатства, образования, заняты разными видами труда, общественные оценки которого также различаются. Наконец, одни люди талантливы, другие - не очень, одни активны, другие пассивны и т. д. Все эти проявления естественного  и социального неравенства людей  в обществе порождают несовместимость, а подчас противоположность их интересов  и потребностей. Если бы не власть, то общество погибло бы под грузом бесконечных  внутренних противоречий и борьбы. Власть же согласовывает эти несовпадающие  интересы, регулирует взаимоотношения  между их носителями, обеспечивает взаимодействие социальных субъектов  и тем самым предохраняет общество от анархии и распада.

Однако социальная функция  власти по обеспечению целостности  и упорядочению разнообразных интересов  и отношений между людьми может  достигаться различными способами, что определяет социальное содержание власти. Властное начало может быть конструктивным, созидающим, а может  иметь разрушительные последствия. Так, властное управление может осуществляться вопреки интересам управляемых  путем манипулирования массовым сознанием. Функция упорядочивания социальных взаимосвязей может быть реализована и путем гармонизации человеческих интересов и потребностей, реализации интересов большинства  населения. Но редко целостность  общества достигается прямым подавлением  интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих). Следовательно, социальное содержание власти неоднозначно.

Информация о работе Структура власти