Становление российской государственности в 90-е годы XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 14:22, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – охарактеризовать становление российской государственности в 90-е годы XX века.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОБЫТИЯ 19-21 АВГУСТА 1991 ГОДА И РАСПАД СССР 5
1.1 Приход Ельцина в политику и предпосылки переворота 5
1.2 Победа демократии 7
2. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР 10
3. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА В 20-Е Г.Г. XX ВЕКА 12
3.1 Конституция РФ 1993 года 12
3.2 Развитие права Российской Федерации 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17\

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

 

3. Развитие  российского права  в 20-е г.г. XX века

3.1 Конституция РФ 1993 года

 

      Следует обратить внимание на некоторые особенности  Конституции РФ 1993 года:

      1. Конституция отражает кардинальные  изменения в ценностных ориентациях,  которые произошли в обществе и государстве в постсоветский период. По своей структуре и содержанию она близка к конституциям развитых капиталистических стран — Франции, Италии, Японии, Германии.

      2. Конституция юридически закрепляет  республиканскую форму правления. При подготовке к семинарским занятиям студентам предлагается подумать, о какой разновидности республиканской формы правления идет речь в Конституции: президентской или смешанной республике?

      3. Механизм государственной власти  по Конституции включает в себя следующие органы (см. схему): глава государства — президент; представительный и законодательный орган — Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ; правосудие вершит система судов (Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ). Вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления, которые реализуют некоторые функции государства, но непосредственно в систему органов власти не входят. Особенностью государственной власти в РФ является то, что она осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Тем самым в РФ преодолен прежний принцип построения системы государственных органов, действовавших в Советском государстве, где они часто совмещали функции законодательной и исполнительной власти.

      Система государственного управления Российской Федерации.

      4. Конституция зафиксировала принципиальную  новизну в форме государственного  устройства. Российская Федерация включает в себя 89 субъектов, которые строятся теперь не только по национальному, но и по территориальному признаку, а также равны между собой. Никогда еще в истории российского государства не было такого, чтобы все без изъятия части государства рассматривались как равные субъекты.

      5. Принципиально иначе Конституция  РФ закрепляет соотношение государства  и личности. Если в условиях  тоталитарных режимов на первое  место ставилось государство,  то в Конституции РФ на первое  место ставится личность и ее политические и экономические права.

3.2 Развитие права Российской Федерации

 

      В 90-е годы продолжался процесс  формирования современной правовой системы, который был начат еще  в условиях перестройки в рамках СССР. Процесс имел две ярко выраженные тенденции. С одной стороны, шло создание базы правового регулирования новых отношений, возникших в связи с существенными изменениями общественных отношений, экономического и политического строя. Здесь мы видим появление совершенно нового законодательства, которого раньше не было.

      В числе наиболее важных принципиальных изменений, внесенных в систему  отраслей публичного права, можно выделить:

      1) создание налогового права, регулирующего  обложение граждан и иных лиц  системой налогов; 

      2) развивается банковское право;

      3) возникло антимонопольное законодательство;

      4) происходит законодательное регулирование  общественных отношений в сферах  государственной деятельности, которые  раньше регламентировались на  уровне постановлений правительства  СССР, как правило, имевших гриф ограниченного распространения и недоступных для населения. В частности были приняты законы: «Об оперативно-розыскной деятельности» (март 1992 года), «Об обороне» (сентябрь 1992 года), «О государственной границе» (апрель 1993 года), «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (апрель 1995 года), «О внешней разведке» (январь 1996 года), «О федеральной фельдъегерской связи» (декабрь 1994 года) и др.

      С другой стороны, начинается третья в XX веке кодификация российского законодательства, основанная на происходящих изменениях. Важнейшим после Конституции РФ достижением законотворческой деятельности российского государства является разработка и принятие первой и второй части Гражданского кодекса РФ, который регулирует многообразные имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие и развивающиеся в условиях рынка и экономической свободы личности. В 1995 году был принят Семейный кодекс РФ, заменивший Кодекс законов о браке и семье 1969 года. В 1996 году был одобрен Государственной думой и с 1 января 1997 года начал действовать новый Уголовный кодекс. Он в значительной мере аккумулировал изменения, произошедшие в уголовном законодательстве в 90-е годы по сравнению с Уголовным кодексом РСФСР 1960 года. Все вышеперечисленные кодексы будут изучаться в соответствующих специальных юридических дисциплинах.

      Происходит  обновление законодательства и по другим отраслям права. В настоящее время  ведется подготовка нового Кодекса  законов о труде, Кодекса об административных правонарушениях, Земельного кодекса, Налогового кодекса, Уголовно-процессуального и Гражданско-процессуального кодексов. Продолжается работа над третьей частью Гражданского кодекса, включающей вопросы авторского, изобретательского и наследственного права. Но процесс законотворчества идет не просто. По ряду отраслей права развитие законодательства ведется медленными темпами и явно отстает от динамики современных процессов.

 

Заключение

 

     Ельцин, первый лидер в истории России, избранный всенародным голосованием в 1990 году, стал инициатором разгона также избранного на демократических выборах Верховного совета. Именно кадры прямой трансляции CNN штурма покрытой черной копотью после обстрела танками парламентской резиденции на Краснопресненской набережной стали для мира иллюстрацией противоречивых и порой парадоксальных событий в пост-советской России.

     Между тем, руководимому им кабинету министров  удалось справиться с некоторыми, казалось бы, неразрешимыми проблемами последних месяцев существования Советского союза, прежде всего, товарным дефицитом. Его правительству удалось убедить остальные страны бывшего СССР, прежде всего, Украину и Казахстан, отказаться от ядерного оружия и сконцентрировать ядерный потенциал бывшего СССР на территории России.

     Он  сумел вернуться в большую  политику, сначала избравшись депутатом Верховного Совета РСФСР на свободных выборах, а затем и возглавив российский парламент. Его соперничество с Горбачевым, которому он не смог простить унижения 1987 года, по мнению многих политологов, предопределило борьбу за влияние между РСФСР, крупнейшей республикой бывшего СССР, и союзным центром, которая в итоге способствовала ослаблению и краху Советского Союза. Во время попытки военного переворота в августе 1991 года Ельцин возглавил сопротивление путчистам. Он лично, с танка, объявил ГКЧП фактически вне закона. После провала путча развал Советского Союза стал вопросом времени, однако его в значительной степени ускорили сепаратные, за спиной Горбачева, договоренности Ельцина с лидерами Украины и Белоруссии о создании Содружества независимых государств, которое фактически заменило собой СССР.

     Первые  годы существования новой России были ознаменованы обвальным падением производства, доходов населения, обесценением вкладов и гиперинфляцией, а также ростом преступности и перераспределением госсобственности в пользу нового класса предпринимателей. Именно приватизация, воспринимаемая большинством населения как несправедливая, в значительной степени предопределила нынешние сложные отношения бизнеса и власти.

     Одним из наиболее противоречивых решений Ельцина стал ввод в декабре 1994 года войск в Чечню, в одностороннем порядке объявившей о независимости от России. Этот шаг положил начало одной из самых жестоких военных кампаний последних десятилетий, жертвами которой стали тысячи человек с обеих сторон, дал повод для резкой критики России со стороны Запада и спровоцировал резкий всплеск террористической активности чеченских формирований как на территории Чечни, так и остальной России.

     Сам Ельцин называл этот шаг "ошибкой", однако попытка остановить войну путем подписания так называемых "хасавюртовских соглашений" в 1996 году после его переизбрания на второй срок привело к противоположному результату. Регион, фактически вышедший из-под контроля Москвы, стал "черной дырой" на территории России, где исчезали не только деньги, выделяемые на его восстановление, но и сотни людей, попавшие в заложники к бандитам. В итоге, когда в 1999 году чеченские подразделения напали на дагестанские села, Россия была вынуждена возобновить военные действия, продолжавшиеся несколько лет.

     Ельцин  стал не только первым всенародной  избранным президентом, но и первым руководителем России, нашедшим в себе силы добровольно отказаться от власти 31 декабря 1999 году за полгода до официального истечения своих полномочий.  

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
 
  1. Богданов  А.П. Эпоха Ельцина. //Вопросы истории.- 2011.- № 1.- С. 51-85.
  2. Валиуллин К.Б., Зарипова Р.К. История России. XX век. Часть 2: Учебное пособие. - Уфа: РИО БашГУ, 2010. – 234 с.
  3. История Российского государства: Учеб. пособие для вузов. /  Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов, Н.Д. Эриашвили и др.; Под ред. проф. Ш.М. Мунчаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 607 с. 
  4. Маркова А.Н. Скворцова Е.М,  Андреева И.А. История России. Учеб. пособие  для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 408 с.
  5. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Три модели развития России. / РАН. Ин-т философии. – М., 2006. – 273 с.
  6. Чернуха В.Г. Биография Б.Н. //Вопросы истории.-2008. -№ 11-12.- С. 46-64.

Информация о работе Становление российской государственности в 90-е годы XX века