Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 07:59, контрольная работа
Конфликт (лат. "конфлитус" - столкновение) - столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия; это серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой. Конфликтами пронизана вся жизнь человека, конфликты охватывают все сферы общества. Однако в период построения социалистического государства изучение конфликтов, особенно социально-политических, мало занимало ученых-обществоведов.
Политический кризис – это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Политический кризис характеризуется делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, образованием парламентских властных структур, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, ростом стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций). Среди внутриполитических кризисов наиболее часто встречаются правительственный кризис – потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ему в поддержке и отправить в отставку. В Италии, например, правительственный кризис довольно частое явление. С 1945 г. там сменилось 52 правительства. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров, форм правления. 8
Парламентский кризис – это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции примерно равны по силе и это мешает принятию решений и парализует работу
________________________
8 сайт Культурознание, http://kulturoznanie.ru/ типы политических конфликтов
законодательной
власти. Результатом может стать
роспуск парламента и назначение новых
выборов. Конституционный кризис связан
с фактическим прекращением действия
Основного закона страны (конституции).
Прежняя конституция утрачивает легитимность,
и требуется ее качественный пересмотр.
Одной из причин принятия в Российской
Федерации новой Конституции в декабре
1993 г. явилась сложная ситуация того периода:
реальная политическая власть была в руках
президентских структур, вообще не предусмотренных
прежней Конституцией. Это усиливало противоречия
между старой и новой политическими элитами,
что вылилось в их вооруженное противостояние
в октябре 1993 г., привело к применению силовых
методов и устранению лидеров оппозиции.
Способом легитимации новых политических
структур и стало принятие Конституции,
узаконившей их пребывание у власти.
9
Для выработки технологий управления и контроля за конфликтами принципиально важно знание особых этапов их развертывания и развития, каждый из которых предполагает решение строго определенных задач и достижение абсолютно конкретных целей. Политический конфликт развивается во времени и пространстве. Как и у любого другого конфликта, в его динамике можно выделить универсальные стадии.
Первая стадия - предконфликтная ситуация, которая представляет собой процесс возникновения общественных противоречий, появление взаимоисключающих интересов и тенденций в каких-либо явлениях.
_________________________
9 Здравомыслов А.Г. Конфликты в современной России. М., 2000, C.134;
Предконфликт
протекает в латентных и
Латентная фаза характеризуется повышенным
эмоциональным фоном и социальным напряжением.
Социальная напряженность представляет
собой
социально-психологическую реакцию населения на объективные экономические, социальные и политические условия жизнедеятельности. Массовые настроения определяются ощущением неудовлетворенности (фрустрации), тревожности, поиском виновников ухудшения положения, закреплением за ними "образа врага", оптимистическими или пессимистическими прогнозами о дальнейшем развитии ситуации, появлением многочисленных слухов. Социальная напряженность проявляется и на уровне массового поведения: обращения граждан в органы власти, радикальных выступлений в СМИ. Противоречия могут быть осмыслены и разрешены уже на этой фазе, если этого не происходит, предконфликтная ситуация переходит в открытую фазу. Возможность дальнейшего развития ситуации зависит от такого психологического фактора, как терпение. Это своеобразный "порог чувствительности", "порог" восприятия неблагоприятных условий, пройдя который люди воспринимают ситуацию как конфликтную и начинают действовать. Открытая фаза - это пик социальной напряженности, когда люди осознают свои интересы, происходит размежевание участников конфликта и осознание себя единой группой, чьи действия блокируются другой стороной, появляются лидеры, формируются программы требований и стратегия действий, идеология, позволяющая мобилизовать сторонников каждого лагеря.
Вторая стадия - непосредственное конфликтное взаимодействие. Ему, как правило, предшествует повод (инцидент) - любая ситуация, которая легализует переход к действиям. Состоявшийся конфликт имеет свою логику развития. Он может развиваться по спирали, чередуя в себе периоды подъема и спада. Об эскалации конфликта говорит динамика перерастания мирных митингов и демонстраций в акции протеста с проявлением насилия, вовлечение в конфликт новых участников, нарастание эмоциональной напряженности, расширение взаимных претензий и появление новых предметов спора. Особое значение в таких ситуациях приобретает, борьба с дезинформацией, так как стремление той или иной стороны исказить сведения о своих целях, по мнению французских ученых Фюстье и Амираля, нередко провоцирует субъект управления конфликтом на весьма безрассудные действия. Как показывает опыт, противоречия в развитии конфликта нарастают с увеличением численности конфликтующих групп и повышением эмоциональной вовлеченности людей в эти взаимоотношения. Особенно высоко напряжение в конфликтах, ведущихся на уровне ценностей, и прежде всего тех, которые касаются нравственной самооценки сторон, представлений о чести и достоинстве. В этом случае стороны воспринимают предположительное окончание конфликта как персонально значимый выигрыш или проигрыш и потому зачастую отказываются даже рассматривать варианты соглашения, дабы «не поступиться принципами».88
Интенсивность конфликта определяется и конечными целями его участников. Ими могут быть следующие: "победа любой ценой" - полностью ликвидировать или поставить под свой контроль другую сторону; "преобладание" - стремление одной из сторон обеспечить для себя доминирующую позицию; "мир" - маневрирование, позволяющее надеяться на достижение компромисса. Первые две программы поведения продуцируют конфликты более высокой степени напряженности и затрудняют возможности его полного разрешения. Конфликтное взаимодействие может быть физическим, в том числе с использованием насилия, идеологическим (доминируют методы убеждения) или носить юридический характер.
Третьей
стадией является завершение конфликта,
при которой возможно несколько альтернатив
выхода из конфликта: самоугасание конфликта
при этой ситуации длительные конфликты
теряют свою
__________________________
10Глухова А.В. Типология политических конфликтов. Воронеж. 1996, C.36
актуальность и затухают сами по себе; урегулирование лишь частично снимает проблему, но при этом сам предмет спора не исчерпан. Соглашение было навязано сильным противником более слабому либо соглашение стало результатом вмешательства внешней третьей стороны. Наиболее активная часть сторонников конфликта может выражать свое неудовлетворение достигнутыми соглашениями, поэтому не исключена опасность нового возникновения конфликта; разрешение конфликта, т.е. заключение соглашения на основе найденного компромисса. При этом преодолеваются те условия, которые привели к конфликту, восстанавливается равновесие во взаимоотношениях участников, установка на борьбу заменяется установкой на партнерство. Завершение конфликта может быть выражено в достижении соглашения конфликтовавших сторон о (временном или окончательном, полном или частичном) перемирии, о различных формах урегулирования конфликта, а также всеобъемлющего соглашения, свидетельствующего о разрешении конфликта.
От первоначальных оценок ситуации будет непосредственно зависеть, станет ли субъект управления стремиться сохранить паритет конфликтующих сторон или поддержит одну из них, будет способствовать уменьшению или повышению напряженности отношений. Однако при любом варианте этот субъект обязан установить определенные нормы и правила взаимодействия конфликтующих сторон. В масштабе общества в целом власти, стремящиеся управлять развитием конфликта, должны прежде всего постараться ввести спор соперников в русло правовых норм, что должно с самого начала способствовать институциализации конфликта, введению его в рамки, позволяющие контролировать его ход и развитие. Возможность разрешения конфликтов определяется рядом условий.
Во-первых, конфликт должен перейти из латентной в открытую форму, что позволяет поставить более точный диагноз самой проблеме и одновременно ограничить неконтролируемые процессы. Определяя стратегические и тактические цели регулирования конфликта, власти
должны
подготовиться «технически»: убедиться
в компетентности привлекаемых экспертов
и аналитиков, специалистов в соответствующей
сфере государственного управления
(в специфической области
Во-вторых, признание каждой стороной своего оппонента и наличия противостояния.
В-третьих, четкое представление о предмете спора. Принятие взаимоприемлемых решений возможно только при условии четкого представления о сущности взаимных притязаний участников конфликта.
В-четвертых,
нормативное регулирование
В-пятых, готовность сторон к взаимным уступкам. Российская исследовательница М. М. Лебедева применительно к вооруженным конфликтам пишет об этапах: прекращения насильственных действий, установления диалога и подготовки к проведению переговоров об этапе, знаменующем начало переговорного процесса ведущего к расширению возможностей разъяснения сторонами своих позиций, обсуждению перспектив урегулирования и об этапе выполнения достигнутых договоренностей.11
В-шестых, ослабление конфликта за счет перевода его на другой уровень. Так, например, накал митинговой стихии может быть снят борьбой сторон в парламенте, в Конституционном суде, в согласительных комиссиях
__________________________
11 Лебедева М. М. Политическое
урегулирование конфликтов. М., 1997. С. 88-90.
и других организациях, берущих на себя выражение и отстаивание сторон. Подобный способ регулирования конфликта получил название метода институционализации.
Инструментом разрешения конфликтов являются переговоры прямой диалог сторон или с использованием посредников, арбитраж (в этой роли может выступать институт власти, Конституционный суд, международные организации), посредничество (конфликтные или согласительные комиссии, известные политики), разъединение сторон, использование силы принудительных санкций, закона, в том числе норм международного права.
Подведя
итог анализа концепций политического
конфликта, можно сделать вывод, что именно
наличие конфликтов, их сложное множественное
переплетение препятствует расколу общества
на два враждебных лагеря, что может привести
к гражданской войне. Политические кризисы
и конфликты дезорганизуют, дестабилизируют
обстановку, но одновременно и служат
началом нового этана развития в случае
их позитивного разрешения. Каждый
из типов и видов конфликта, обладая определенными
особенностями, способен сыграть определенную,
конструктивную или деструктивную, разрушительную
роль в развертывании политических процессов.
Поэтому важно знать эти особенности,
чтобы правильно ориентироваться в политической
ситуации, как правило, весьма изменчивой,
динамичной, и занимать продуманную политическую
позицию.
Список
использованной литературы и материалов
1. Аничкин Е.С. Статья: Общественно-политические конфликты в России на рубеже 80 - 90-х годов XX в. и их отражение в конституционном законодательстве// журнал "История государства и права", 2008, N 18;
2. Глухова А.В. Типология политических конфликтов. Воронеж. 1996, C.36;
4. Дмитриев
А. Конфликтология. М., 2000;
5. Дойч М. Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы) // Политология: Хрестоматия. М.: Гардарики, 1999;
6. Здравомыслов А.Г. Конфликты в современной России. М., 2000, C.134;
7. Клечкин
А.А., Статья: Теоретико-правовой аспект
медиации правового конфликта// журнал
"История государства и права", 2008,
N 9;
8. Лебедева М. М.
Политическое урегулирование конфликтов.
М., 1997. С. 88-90;
9. Мельвиль А.Ю.,
учебник Политология // 2004.-624с.;
10. Мегрелидзе М.Р., "Становление института разрешения административно-правовых споров"// журнал "Юриспруденция", 2008;
11. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник– М.. Аспект Пресс, 2000. – 559 с.;
12. Конфликты в современной России. М., 2000, С.136;
13. Фельдман Д. Политология конфликта: Учеб. пособие. М., 1998;
14. СПС «Консультант плюс»;
15.
сайт www://kulturoznanie.ru/ Культура-знание, типы
политических конфликтов.
Информация о работе Стадии развития политических конфликтов и пути их разрешения