Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:56, реферат
Мною была выбрана тема сравнения политических систем России и Соединенных Штатов Америки ввиду актуальности этой темы в наши дни. В России недавно прошли выборы депутатов в Государственную Думу и выборы Президента Российской Федерации. Эти события вызвали огромную волну политической активности среди населения России. Появилось много протестующих и недовольных выборами. Появилось также и много иностранных наблюдателей, в том числе и из США, которые вплотную заинтересовались политической обстановкой в России.
Введение ………………………………………………………………………………... 3
Понятие, структура и типы политической системы ……………………………...4
Политическая система России …………………………………………………….. 5
Политическая система США ……………………………………………………….7
Сравнение политических систем России и США: сходства и различия ……….11
Заключение ……………………………………………………………………..............15
Список литературы …………………………………………………………………….13
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОНИКИ И МАТЕМАТИКИ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
Кафедра Истории и Политологии
Реферат по политологии на тему:
Политическая система России и США
Выполнил студент группы К-62
Коломойцев Дмитрий
Проверила
Попова Вера Владимировна
МОСКВА 2012
Содержание
Введение ………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………………….13
Введение
Мною была выбрана тема сравнения политических систем России и Соединенных Штатов Америки ввиду актуальности этой темы в наши дни. В России недавно прошли выборы депутатов в Государственную Думу и выборы Президента Российской Федерации. Эти события вызвали огромную волну политической активности среди населения России. Появилось много протестующих и недовольных выборами. Появилось также и много иностранных наблюдателей, в том числе и из США, которые вплотную заинтересовались политической обстановкой в России.
В 2012 году также пройдут выборы Президента Соединенных Штатов Америки. И внимание граждан России будет приковано к политической обстановке в США. С обеих сторон постоянно идет сравнение и постоянно задается вопрос: А чья же демократия лучше?
Также видя огромную массу людей, вышедших на митинги в поддержку оппозиции, видя такую политическую активность граждан, я задался вопросом: а может в нашей политической системе что то не так? Может нужно что то изменить?
Для ответа на эти вопросы я предлагаю сравнить политическую систему России с политической системой США. Ведь Соединенные Штаты считаются самой демократичной страной в мире, и нам есть чему у них поучиться. Создание США в 1776 году стало первой в истории человечества попыткой реализации идеи демократии на масштабе целой страны, а не города-государства. Эта идея получила отражение в Декларации независимости и принятой в 1789 году Конституции США:
Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определёнными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить её и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье.
Декларация независимости США
Чтобы сравнить политические системы двух государств, необходимо сначала рассмотреть каждое государство в отдельности, отметить все особенности политической системы, все положительные и отрицательные стороны. Также необходимо рассмотреть некоторые статьи из Конституций обоих государств, произвести их сравнение.
В данном реферате будут
рассмотрены современные
Для того, чтобы говорить о политической системе конкретного государства, нужно определить основные понятия, выявить структуру политической системы и посмотреть, какие типы политических систем бывают.
Политическая система общества – это целостная, упорядоченная совокупность государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Наряду с государством как основным звеном политической системы, в нее входят партии, профсоюзы и другие организации. В образовании политической системы как совокупности социально-политических групп и институтов присутствуют такие элементарные единицы, как индивиды, группы, организации – правительственные и неправительственные, группы давления, политические партии и др.
Политическая система
включает организацию политической
власти, отношения между обществом
и государством, характеризует протекание
политических процессов, включающих институционализацию
власти, состояние политической деятельности,
уровень политического
К основным структурным частям политической организации общества относят следующее:
1. Государство – выступает самостоятельным субъектом политических отношений, выполняет определенные задачи по управлению делами общества, создает необходимые условия для практического обеспечения конституционных принципов организации и деятельности остальных компонентов политической системы, реального действия политических прав и свобод граждан;
2. Партии, общественные движения, иные организации, в отличие от государства, выражают и реализуют интересы определенных групп, социальных общностей, играют роль посредников между обществом и органами государственной власти.
К рассматриваемому ряду можно отнести и деятельность отдельных людей, выступающих с политическими целями.
Политическая система структурна, то есть включает части или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных – высшего или верхнего (мегуровень), среднего или промежуточного (мезоуровень) и неинституционального – нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений (руководителей, правящих) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.
Политическая система сформирована по принципу пирамидальной иерархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной государственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры (от массовой базы – к руководящим учреждениям): партии, крупные общественные организации, союзы и т.п. На каждом из уровней, на которые разделена политическая система, образуются специфические структуры и отношения между ними. Исследование столь сложно организованной системы составляет одну из центральных задач политической науки и определяется несколькими руководящими принципами.
В политологической литературе существуют различные подходы к определению типов политических систем. Рассмотрим пять основных типов политических систем в обобщенном виде:
1. Рабовладельческая, феодальная,
капиталистическая,
2. Демократическая, авторитарная,
тоталитарная. Основой типологизации
выступает степень
3. Англо-американская, Европейская
континентальная,
4. Административно-командная,
соревновательная, социопримирительная.
Основой типологизации
5. Этакратическая, демократическая,
где основой типологизации
Теперь, когда были рассмотрены основные понятия, можно приступить к рассмотрению политической системы России.
Политическая жизнь России
отличается нестабильностью и
Для анализа политической
системы обратимся к
Результаты многочисленных исследований последних лет свидетельствуют, что для России конца XX века характерна специфическая, как бы "двухэтажная", двухуровневая политическая система.
Верхний уровень включает в себя как официальные партии и иные политические объединения, так и избирательные комиссии, законодательные собрания, в том числе Федеральное Собрание РФ и Межпарламентскую ассамблею стран СНГ, а также формирующиеся на представительской основе разного рода совещательные органы при Президенте или правительстве (Политический консультативный совет, Общественную палату. Палату по информационным спорам и т.п.) или согласительные структуры типа "Большой четверки" и президентского "Круглого стола", - т.е. институты, связанные с новым, демократическим "дискурсом".
Нижний уровень российской политической системы во многом теневой, нелеги-тимный, неформальный. На этом уровне осуществляются согласование реальных интересов основных субъектов политики и не только подготовка большинства государственных решений, но также их фактическое принятие. Речь в данном случае идет не столько об аппаратах властных структур (поскольку полномочия аппаратов так или иначе прописаны в соответствующих регламентах и должностных инструкциях, закрепляющих подчиненное положение аппаратов государственных органов по отношению к самим органам), сколько о совокупности специфических групп и объединений, а также специальных структур, либо не предусмотренных действующим законодательством, либо имеющих ограниченные полномочия на участие в принятии политических решений. Это прежде всего различные "группы интересов" и их разновидности - "группы давления" и "группы влияния", имеющие подчас вполне определенные структуру и иерархию, но тем не менее в основном не формализованные посредством принятых в публичной политике стандартов: нет юридического статуса, государственной регистрации, формального членства и т.п. Помимо "групп интересов" к подобного рода структурам мы можем отнести также и разного рода лоббистские структуры, которые могут быть частично формализованы (бизнес-клубы, различные советы при Президенте РФ, правительстве, министерствах, губернаторах или мэрах), но даже в этом случае они формируются не на представительской, а, как правило, личностной, неформальной основе и с узкокорпоративными целями.
Сочетание формальных и неформальных, публичных и теневых, легитимных и кулуарных институтов, методов и механизмов принятия решений - нормальное состояние любой политической среды. Уникальность российской ситуации заключается в специфическом соотношении этих двух уровней политической системы.
С одной стороны, по своим
формальным характеристикам российская
политическая система является аналогом
самых развитых европейских демократий:
в России гарантированы свобода
деятельности самых разных политических
организаций, свободные и всеобщие
выборы, многопартийность, высокая
степень свободы прессы. С другой
стороны, общество, политические институты
и государственные органы в массе
своей по-прежнему живут по правилам
административной системы, авторитарного
государства и
Противоречие между двумя уровнями российской политической системы настолько серьезно, что именно оно, а не некие "принципиально" различные взгляды или идеологии, является основной причиной текущей политической борьбы, воспроизводясь на всех уровнях в виде конфликтов интересов - между исполнительной и законодательной властями, между "демократами" и "левопатриотической" оппозицией, "компрадорами" и сторонниками "национально ориентированной" экономики, административными и рыночными методами управления экономикой, между нарождающимся "гражданским обществом" и "олигархами"...
Основные критерии и ожидаемые направления изменения баланса названных двух уровней российской политической системы в пользу верхнего этажа достаточно очевидны:
а) возрастание роли партий
в организации избирательного процесса
на местах: например, реальная борьба партий,
а не административных, коммерческих
или криминальных группировок, и не
только на уровне центрального телевидения,
но и в избирательных округах - даже если
парламентские выборы будут проходить
исключительно по мажоритарной системе;
б) формирование органов исполнительной
власти федеральным парламентом и законодательными
собраниями субъектов Федерации - в результате
межпартийных и межфракционных соглашений;
в) перенос, таким образом, конкуренции
и борьбы различных "групп интересов"
из коридоров исполнительной власти в
публично-правовое пространство: прежде
всего - в политические партии и парламент,
поскольку решающим условием влияния
на процесс принятия решений должны стать
не приватизация правительственных ведомств,
а количество получаемых в ходе выборов
голосов избирателей;
г) возрастание роли общественных организаций,
а также независимых от ведущих "групп
интересов" средств массовой информации.
Информация о работе Сравнение политической системы США и России