Сравнение политической системы США и России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:56, реферат

Краткое описание

Мною была выбрана тема сравнения политических систем России и Соединенных Штатов Америки ввиду актуальности этой темы в наши дни. В России недавно прошли выборы депутатов в Государственную Думу и выборы Президента Российской Федерации. Эти события вызвали огромную волну политической активности среди населения России. Появилось много протестующих и недовольных выборами. Появилось также и много иностранных наблюдателей, в том числе и из США, которые вплотную заинтересовались политической обстановкой в России.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………... 3
Понятие, структура и типы политической системы ……………………………...4
Политическая система России …………………………………………………….. 5
Политическая система США ……………………………………………………….7
Сравнение политических систем России и США: сходства и различия ……….11
Заключение ……………………………………………………………………..............15
Список литературы …………………………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

Реферат по политологии.docx

— 53.97 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭЛЕКТРОНИКИ И МАТЕМАТИКИ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ ШКОЛА  ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

Кафедра Истории  и Политологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по политологии  на тему:

Политическая  система России и США

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент  группы К-62

Коломойцев Дмитрий

 

Проверила

Попова Вера Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2012

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………………... 3

  1. Понятие, структура и типы политической системы ……………………………...4
  2. Политическая система России …………………………………………………….. 5
  3. Политическая система США ……………………………………………………….7
  4. Сравнение политических систем России и США: сходства и различия ……….11

Заключение ……………………………………………………………………..............15

Список литературы …………………………………………………………………….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мною была выбрана тема сравнения политических систем России и Соединенных Штатов Америки  ввиду актуальности этой темы в наши дни. В России недавно прошли выборы депутатов в Государственную  Думу и выборы Президента Российской Федерации. Эти события вызвали  огромную волну политической активности среди населения России. Появилось  много протестующих и недовольных выборами. Появилось также и много иностранных наблюдателей, в том числе и из США, которые вплотную заинтересовались политической обстановкой в России.

В 2012 году также пройдут  выборы Президента Соединенных Штатов Америки. И внимание граждан России будет приковано к политической обстановке в США. С обеих сторон постоянно идет сравнение и постоянно задается вопрос: А чья же демократия лучше?

Также видя огромную массу людей, вышедших на митинги в поддержку оппозиции, видя такую политическую активность граждан, я задался вопросом: а может в нашей политической системе что то не так? Может нужно что то изменить?

Для ответа на эти вопросы  я предлагаю сравнить политическую систему России с политической системой США. Ведь Соединенные Штаты считаются самой демократичной страной в мире, и нам есть чему у них поучиться. Создание США в 1776 году стало первой в истории человечества попыткой реализации идеи демократии на масштабе целой страны, а не города-государства. Эта идея получила отражение в Декларации независимости и принятой в 1789 году Конституции США:

 

Мы исходим  из той самоочевидной истины, что  все люди созданы равными и  наделены их Творцом определёнными  неотчуждаемыми правами, к числу  которых относятся жизнь, свобода  и стремление к счастью. Для обеспечения  этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства  становится губительной для самих  этих целей, народ имеет право  изменить или упразднить её и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации  власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат  людям безопасность и счастье.

 

Декларация независимости  США

 

Чтобы сравнить политические системы двух государств, необходимо сначала рассмотреть каждое государство  в отдельности, отметить все особенности политической системы, все положительные и отрицательные стороны. Также необходимо рассмотреть некоторые статьи из Конституций обоих государств, произвести их сравнение.

В данном реферате будут  рассмотрены современные политические системы России и США. Также хотелось бы отметить, что иногда существуют различия между политической системой в теории и той же системой, реализованной на практике в конкретном государстве. Вследствие чего нет государств с абсолютно одинаковыми политическими системами.

 

 

  1. Понятие, структура и типы политической системы

Для того, чтобы говорить о политической системе конкретного  государства, нужно определить основные понятия, выявить структуру политической системы и посмотреть, какие типы политических систем бывают.

Политическая  система общества – это целостная, упорядоченная совокупность государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Наряду с государством как основным звеном политической системы, в нее входят партии, профсоюзы и другие организации. В образовании политической системы как совокупности социально-политических групп и институтов присутствуют такие элементарные единицы, как индивиды, группы, организации – правительственные и неправительственные, группы давления, политические партии и др.

Политическая система  включает организацию политической власти, отношения между обществом  и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию  власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического  участия, неинституциональных политических отношений.

К основным структурным частям политической организации общества относят следующее:

1.  Государство – выступает самостоятельным субъектом политических отношений, выполняет определенные задачи по управлению делами общества, создает необходимые условия для практического обеспечения конституционных принципов организации и деятельности остальных компонентов политической системы, реального действия политических прав и свобод граждан;

2. Партии, общественные движения, иные организации, в отличие от государства, выражают и реализуют интересы определенных групп, социальных общностей, играют роль посредников между обществом и органами государственной власти.

К рассматриваемому ряду можно  отнести и деятельность отдельных  людей, выступающих с политическими  целями.

Политическая система  структурна, то есть включает части  или подсистемы разной сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных  – высшего или верхнего (мегуровень), среднего или промежуточного (мезоуровень) и неинституционального – нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех  же уровнях): легальные и теневые. Внутри этих структур политическая система  включает деление на субъекты политических отношений (руководителей, правящих) и  носителей власти, исполнителей, рядовых  членов массовых ассоциаций, их социальной базы.

Политическая система  сформирована по принципу пирамидальной  иерархии: с массовой социальной базой  в основе, вершиной государственной  власти в высшем ее эшелоне. Таким  же образом построены и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры (от массовой базы – к руководящим  учреждениям): партии, крупные общественные организации, союзы и т.п. На каждом из уровней, на которые разделена  политическая система, образуются специфические  структуры и отношения между  ними. Исследование столь сложно организованной системы составляет одну из центральных задач политической науки и определяется несколькими руководящими принципами.

В политологической литературе существуют различные подходы к  определению типов политических систем. Рассмотрим пять основных типов  политических систем в обобщенном виде:

1. Рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая  система. Основой типологизации  являются общественно-экономические  формации, авторами концепций являются  Маркс, Энгельс, Ленин. 

2. Демократическая, авторитарная, тоталитарная. Основой типологизации  выступает степень демократичности  власти и наличие механизмов  разрешения противоречий, автором  является Роберт Даль.

3. Англо-американская, Европейская  континентальная, доиндустриальная, тоталитарная. Основой типологизации  является политическая культура (однородная или разнородная), автор  Габриэль Алмонд.

4. Административно-командная,  соревновательная, социопримирительная.  Основой типологизации выступают  способы управления обществом,  автор В.Е. Чиркин.

5. Этакратическая, демократическая,  где основой типологизации является  место и роль государства в  политической системе. Авторы  этой типологизации выступают:  В.В. Радаев, О.Н. Шкаратан.

 

  1. Политическая система России

Теперь, когда были рассмотрены  основные понятия, можно приступить к рассмотрению политической системы  России.

Политическая жизнь России отличается нестабильностью и своеобразием. Весьма динамична ситуация и в  партийной жизни: образуются новые  партии, распадаются существующие, возникают неожиданные блоки  и коалиции.

Для анализа политической системы обратимся к Конституции  Российской Федерации: «Российская  Федерация – Россия есть демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской формой правления», - статья 1. «Государственная власть в  Российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и  судебной властей самостоятельны», - статья 10.

Результаты многочисленных исследований последних лет свидетельствуют, что для России конца XX века характерна специфическая, как бы "двухэтажная", двухуровневая политическая система.

Верхний уровень включает в себя как официальные партии и иные политические объединения, так и избирательные комиссии, законодательные собрания, в том числе Федеральное Собрание РФ и Межпарламентскую ассамблею стран СНГ, а также формирующиеся на представительской основе разного рода совещательные органы при Президенте или правительстве (Политический консультативный совет, Общественную палату. Палату по информационным спорам и т.п.) или согласительные структуры типа "Большой четверки" и президентского "Круглого стола", - т.е. институты, связанные с новым, демократическим "дискурсом".

Нижний уровень российской политической системы во многом теневой, нелеги-тимный, неформальный. На этом уровне осуществляются согласование реальных интересов основных субъектов политики и не только подготовка большинства государственных решений, но также их фактическое принятие. Речь в данном случае идет не столько об аппаратах властных структур (поскольку полномочия аппаратов так или иначе прописаны в соответствующих регламентах и должностных инструкциях, закрепляющих подчиненное положение аппаратов государственных органов по отношению к самим органам), сколько о совокупности специфических групп и объединений, а также специальных структур, либо не предусмотренных действующим законодательством, либо имеющих ограниченные полномочия на участие в принятии политических решений. Это прежде всего различные "группы интересов" и их разновидности - "группы давления" и "группы влияния", имеющие подчас вполне определенные структуру и иерархию, но тем не менее в основном не формализованные посредством принятых в публичной политике стандартов: нет юридического статуса, государственной регистрации, формального членства и т.п. Помимо "групп интересов" к подобного рода структурам мы можем отнести также и разного рода лоббистские структуры, которые могут быть частично формализованы (бизнес-клубы, различные советы при Президенте РФ, правительстве, министерствах, губернаторах или мэрах), но даже в этом случае они формируются не на представительской, а, как правило, личностной, неформальной основе и с узкокорпоративными целями.

Сочетание формальных и неформальных, публичных и теневых, легитимных и кулуарных институтов, методов  и механизмов принятия решений - нормальное состояние любой политической среды. Уникальность российской ситуации заключается  в специфическом соотношении  этих двух уровней политической системы.

С одной стороны, по своим  формальным характеристикам российская политическая система является аналогом самых развитых европейских демократий: в России гарантированы свобода  деятельности самых разных политических организаций, свободные и всеобщие выборы, многопартийность, высокая  степень свободы прессы. С другой стороны, общество, политические институты  и государственные органы в массе  своей по-прежнему живут по правилам административной системы, авторитарного  государства и распределительной  экономики, предполагающих приоритеты непубличных, закулисных, антидемократических  методов и механизмов управления.

Противоречие между двумя  уровнями российской политической системы  настолько серьезно, что именно оно, а не некие "принципиально" различные  взгляды или идеологии, является основной причиной текущей политической борьбы, воспроизводясь на всех уровнях  в виде конфликтов интересов - между исполнительной и законодательной властями, между "демократами" и "левопатриотической" оппозицией, "компрадорами" и сторонниками "национально ориентированной" экономики, административными и рыночными методами управления экономикой, между нарождающимся "гражданским обществом" и "олигархами"...

Основные критерии и ожидаемые  направления изменения баланса  названных двух уровней российской политической системы в пользу верхнего этажа достаточно очевидны:

а) возрастание роли партий в организации избирательного процесса на местах: например, реальная борьба партий, а не административных, коммерческих или криминальных группировок, и не только на уровне центрального телевидения, но и в избирательных округах - даже если парламентские выборы будут проходить исключительно по мажоритарной системе;  
б) формирование органов исполнительной власти федеральным парламентом и законодательными собраниями субъектов Федерации - в результате межпартийных и межфракционных соглашений;  
в) перенос, таким образом, конкуренции и борьбы различных "групп интересов" из коридоров исполнительной власти в публично-правовое пространство: прежде всего - в политические партии и парламент, поскольку решающим условием влияния на процесс принятия решений должны стать не приватизация правительственных ведомств, а количество получаемых в ходе выборов голосов избирателей;  
г) возрастание роли общественных организаций, а также независимых от ведущих "групп интересов" средств массовой информации.

Информация о работе Сравнение политической системы США и России