Сложившаяся система власти имела
ту особенность, что все “приводные
ремни” политической власти вели
к аппарату партии. Основную роль
в системе законодательных актов
стали играть не закон, а совместно
принятые постановления ЦК КПСС и Совета
Министров СССР, а в ряде случаев и Верховного
Совета СССР. Это порождало неопределённость
нормативных актов, чёткие законодательные
формулировки уступали место лозунгам,
декларациям. В настоящее время в России
с большими трудностями и противоречиями
постепенно складывается система разделения
властей. Законодательная власть сосредоточена
в Государственной Думе РФ и Совете Федераций,
исполнительная – возглавляется президентом,
который является и главой государства,
третья ветвь власти – Конституционный
Суд Российской Федерации.
1.5
Специфика политической
власти
Специфика
политической власти связана со способностью
индивидов, групп и их организаций реализовать
свои интересы и волю с помощью средств
политико-государственного управления
и контроля. Политическая власть подразделяется
на государственную и общественную,
носителями которой являются партии, общественные движения, СМИ.
- К другим
проявлениям специфики политической власти
отнесем следующие:
- в отличие
от межличностной политическая власть
присутствует в отношениях между большими
социальными группами, государствами,
сообществами, общественными организациями;
- политическая
власть предполагает необходимость организационных
процедур для представления интересов
общностей в политической сфере, институциональную оформленность (выражение
политического интереса через партию,
государство и другие институты);
- возможность
использования самых разнообразных ресурсов
(экономических, принудительных, информационных
и др.);
- сочетание
открытых и теневых центров власти, действующих
скрытно, вне сферы общественного контроля;
- моноцентричность,
т.е. наличие единого центра принятия решений
(в отличие от власти экономической, которая
в условиях рынка предполагает плюрализм
субъектов власти);
- иерархичность
отношений власти;
- делегирование
(передача) части властных полномочий
от одного субъекта другому, который берет
на себя ответственность за их выполнение
(модель: центральная власть > местная
власть);
- идеологичность.
Социальное
назначение политической власти неоднозначно,
что проявляется в ее способности
выступать фактором как интеграции, так
и дезинтеграции общества. В первом случае
с помощью власти поддерживается общественный
порядок, разрешаются конфликты, во втором
- обеспечивается господство одних социальных
групп над другими.
Заключение
Власть структурирует социальные
отношения, делая их более целенаправленными,
эффективными, служит причиной взаимной
мобилизации поведения, как властителей,
так и подвластных, значительно понижая
долю элемента неопределенности в поведении.
Власть становится фактором обеспечения
эволюционного преимущества, где она появляется.
Ее смысл состоит в употреблении волевого,
целенаправленного принуждения, влияния
на реализацию тех возможностей, которые
соответствуют интересам действующих
в обществе социальных групп.
Таким образом, власть выполняет
регулирующую роль в отношениях
между различными, зачастую противоположными
тенденциями и блокируя другие.
Забота о сохранении социальной
целостности всегда находится
в центре внимания и усилий
политической власти, причем реализуется
эта защита и представительство не неким
альтруистическим способом, но именно
в ходе реализации потребностей и интересов
осуществляющих властные функции социальных
групп.
Условием оптимального сочетания
властных функций служит некоторая
степень автономии государства от взаимодействующих
в обществе интересов, возвышение над
ними. Важнейший признак подобной автономии
реализуется в состоянии доминирования,
преобладания интересов государства в
случае конфликта с интересами экономически
и политически господствующего класса.
Только при соблюдении такого условия
политическая власть оказывается способной
выполнять другую задачу – осуществление
регулирования социальных отношений,
поддержание стабильности функционирования
социального организма, обеспечение сочетания
разных сторон, отраслей социальной жизни
таким образом, чтобы они действительно
дополняли, а не подрывали существование
друг друга. Так, ее важнейшей функцией
служит не диктат и не вмешательство в
производство и тем более не детальная
регламентация потребления, а именно поддержание
необходимых для общества пропорций в
отношениях между ними.
Список
использованной литературы
- Гаджиев К.С.,
Каменская Г.В., Родионов А.Н. и др.
«Введение в политологию» Москва,
«Просвещение», 2006г.
- Мухаев Р.Т.
Политология: учебник для ВУЗов. – Москва,
«Издательство ПРИОР", 2002г.
- Полунина
Г.В. Политология. – М.: «Акалис»2005
4. Пугачев
В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию.
– М.,2003.