Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:49, реферат
Цель работы - выяснить, что такое политическая идеология, определить ее место в политическом процессе.
Задачи работы :
охарактеризовать общие черты политической идеологии;
изучить функции политической идеологии;
рассмотреть современные политические идеологии;
охарактеризовать признаки политической идеологии.
Объект исследования - политическое сознание.
Предмет исследования - идеология.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3-4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:………………………………………………………....5-19
Понятие и сущность политической идеологии…………………….......5-8
Характеристика современных политических идеологий……………8-19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..21
Национальное сознание возникает в недрах этнического, когда в обществе преодолеваются сословные, кастовые, племенные барьеры. В Европе это время приходится на XVII-XVIII в. Национальная идеология начинает формироваться с переходом от Божьей милости к воле народа, от династического к народному суверенитету. Причем идея народного суверенитета лежит в основе двух истолкований понятия "нации": "вертикального" и "горизонтального". В первом случае третье сословие предстает в качестве "отдельной нации", противостоящий господствующему меньшинству (первому и второму сословиям). Отсюда идет гражданская составляющая национального самосознания. Во втором случае народные массы как бы провозглашают: мы - отдельная, особая нация, народ среди других народов и государств. Здесь - корни государственного определения национальности.
Национальные идеологии, опираясь на свою значительную мобилизующую силу, играют большую роль в современной общественно-политической жизни многих стран, причем эта роль достаточно часто бывает и отрицательной, питающей агрессивный национализм и сепаратизм
Привлекательность национально-патриотических идей в последнее время заметно усилилась. На них устойчиво ориентируется значительная часть населения. Вместе с тем патриотические ценности не стали и вряд ли будут исключительной монополией национал-патриотической идеологии. Они нашли отражение в идейно-политических платформах коммунистов, либералов, других объединений и движений.
- Радикализм (лат. radix — корень) — крайняя, бескомпромиссная приверженность каким-либо взглядам, концепциям. Чаще всего употребляется в отношении идей и действий в социально-политической сфере, особенно направленных на решительное, коренное изменение существующих общественных институтов, хотя в той же мере возможен и «радикальный консерватизм». Феномен часто получает распространение в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и привычному укладу общества или определённых его слоёв и групп. «Этим термином обозначается стремлением доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не мирясь ни на каких компромиссах». Радикализм является важнейшим фактором развития общества, движения общества вперед, сопротивления косной труповщине и преодоления ее. Если радикализм утверждается в общественном сознании, то резко сужается возможность оплаченных правящими классами и слоями манипуляторов (например, продажных журналистов) морочить голову населению, рассказывая ему сказки, что во всех бедах виноваты иностранцы, негры, мусульмане, жидо-масоны, марсиане, татаро-монголы, большевики или господь бог, карающий население за грехи. Поэтому власть, заинтересованная в том, чтобы она могла жить спокойно и воровать спокойно, эксплуатировать спокойно и угнетать спокойно, нуждается в максимальном сокращении радикализма в обществе.
Если же речь идет о месте радикализма не в обществе вообще, а в нашем сегодняшнем обществе и в сегодняшнем общественном сознании России, то радикализм в них занимает очень малое место - и само общество, соответственно, оказывается достаточно хорошо манипулируемо властью. История с "Норд-Остом" это хорошо показала. "Норд-Ост" - это полный провал внутренней политики режима Путина. Когда режим устраивал взрывы домов в Москве и с помощью Березовского организовывал вторжение ваххабитов в Дагестан - он преследовал цель взять под контроль все нефтяные потоки на Северном Кавказе и привести к власти наследника ельцинской семьи Путина (который первым своим декретом антиконституционно даровал Ельцину индульгенцию за все уголовные преступления). При этом - под шовинистический барабанный бой - обещали, что в стране наступит спокойствие, не будет взрывов и т.п. Спустя три года, когда стало очевидно, что все происходит с точностью до наоборот, общество даже не вспомнило, что сам чеченский вопрос создан существующим режимом (это Ельцин сказал: "Берите суверенитета столько, сколько сможете"; это правительство Ельцина-Гайдара передало режиму Дудаева тонны оружия; это Кремль поддержал разгон Дудаевым "коммунистического" Верховного совета в Грозном; это кремлевское воровское руководство гнало через Чечню контрабандой огромные объемы нефти и через "неконтролируемый" аэропорт Грозного посылало на Кипр ежедневно по 20 военно-транспортных самолетов неизвестно с каким грузом - а ведь проведение их в воздушном пространстве и России, и Турции может организовать только центральная власть; это Кремль уничтожил в Чечне 200 тысяч человек и разрушил до основания республику; это Кремль после Хасавюрта признал Чечню независимой де-факто, но не де-юре, "подвесив" ситуацию вместо того, чтобы огородить Чечню государственной границей; это Кремль заинтересован в бесконечном продолжении войны, поскольку это позволяет воровать в безумном количестве). И не только не вспомнило, но и не потребовало ответа от власти (в частности, и от неправоохранительных органов) за политический провал и полную некомпетентность (а все эти дармоеды содержатся на наши деньги, на налоги, которые с нас собирают), а, напротив, забилось в "антиреррористической" шовинистической истерике. Если наше общество не хочет быть радикальным - оно будет вечной жертвой кровавых игр спецслужб и их партнера-двойника - "исламских террористов" (это одна связка, они делят одни деньги) [11].
Таким
образом, идеология является необходимым
и важным элементом общественно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идеологическое пространство всегда плюралистично. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимодополняют друг друга, создавая единую идеологическую систему. Даже в тоталитарных режимах, где существует государственная идеология, которая поглощает почти полностью духовную жизнь общества, функционируют контридеологии. Запрещенные, гонимые контридеологии все-таки бросают вызов данному состоянию.
Основные современные идеологии - либерализм, социализм, национализм, радикализм - возникли в условиях становления и развития западноевропейской цивилизации. Эти идеологии отражали реальные и многообразные конфликты эпохи буржуазного развития. В них в максимальной степени нашло выражение понимание проблем современного общества основными социальными слоями и классами, и именно в этих идеологиях социальные группы обрели ясное самосознание.
Все современные политические идеологии, отражая конфликты социального бытия, находятся в постоянном развитии. Идеологии приобретают новые исторические формы, заимствуя друг у друга ценностные ориентиры, которые лучше играют роль мобилизации, организации определенных социальных слоев, направляют их социальное действие. Так либерализм становится "социалистичнее", а социализм - "либеральнее". Консерватизм усваивает ценности либерализма. Современные идеологии как бы отступают от одностороннего видения мира, движутся по пути взаимопроникновения и взаимодополнения. Однако это пока не приводит к утрате их самоидентичности. В идеологиях отражается и социальный интерес и поиск более реалистичных и эффективных программ общественного развития. Конкуренция сил, претендующих на власть, как и конкуренция идеологий - элемент властеотношений, это мотор политического развития, одна из гарантий его демократических тенденций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: