Современные политические идеологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:49, реферат

Краткое описание

Цель работы - выяснить, что такое политическая идеология, определить ее место в политическом процессе.
Задачи работы :
охарактеризовать общие черты политической идеологии;
изучить функции политической идеологии;
рассмотреть современные политические идеологии;
охарактеризовать признаки политической идеологии.
Объект исследования - политическое сознание.
Предмет исследования - идеология.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3-4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:………………………………………………………....5-19
Понятие и сущность политической идеологии…………………….......5-8
Характеристика современных политических идеологий……………8-19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

Реферат по политологии.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

   Либерализм  – это прежде всего идеология  Просвещения, контрмодель абсолютизма. Либералы выступили против социального базиса абсолютизма – сословного порядка и сословных привилегий. Основываясь на христианской доктрине и идеях стоической философии о “естественном праве” (с их принципами свободы и равенства всех людей), либералы расширили их до “основных прав личности”. [c.348] “Права личности” – это язык юридической аксиологии. Для либерализма вообще характерно говорить о проблемах на языке права и в самом праве находить главное средство решения этих проблем.

   Теоретическое ядро либерализма составляют: 1) доктрина “естественного состояния”; 2) теория “общественного договора”; 3) теория “суверенитета народа”; 4) неотъемлемые права человека (жизнь, свобода, собственность, сопротивление угнетению и т.д.).

   Основными принципами либерализма являются: абсолютная ценность личности и ее приверженность свободе, выраженной в правах человека; принцип индивидуальной свободы как социальной выгоды, т.е. выгоды для всего общества; закон как сфера реализации свободы, уравновешивающий права отдельного человека и других людей, как гарантия безопасности; господство закона, а не людей, сведение вопросов власти к вопросам права; разделение властей как условие господства закона, независимость судебной власти, подчинение политической власти судебной; верховенство закона как инструмента социального контроля; приоритет прав человека над правами государства.

   Развитие  либеральных принципов находит  свое отражение в многообразных  теориях, создаваемых убежденными  сторонниками либерализма. Названные  выше либеральные принципы трактовки закона получили свое выражения в теориях конституционного закона, правового государства и др. А принцип приоритета прав человека над правами государства получил развитие в теории “государства ночного сторожа”, в соответствии с которой необходимо ограничить объем и сферы деятельности государства защитой прав человека, его жизни, собственности, безопасности.

   Главной ценностью либерализма является свобода. Свобода является ценностью  во всех идеологических доктринах, только вот трактовка свободы как ценности современной цивилизации у них существенно различается. Свобода в либерализме – это явление из экономической сферы: под свободой первоначально либералы понимали освобождение индивида от средневековой зависимости от государства и цехов. В политике требование свободы означало право поступать до собственной воле и, прежде всего, право в полной мере пользоваться неотъемлемыми правами человека, ограниченное лишь свободой других людей. Раз в фокус зрения либералов попал такой ограничитель свободы, как другие люди с равными правами, то отсюда следовало, что идея свободы дополнилась требованием равенства (равенство как требование, но не эмпирический факт). [c.349]

   - история консерватизма начинается с конца XVIII в. Впервые термин "консерватизм" употребил французский писатель Шатобриан для обозначения феодально-аристократической идеологии периода Великой Французской революции. Основные положения консерватизма сформулированы в работах Э.Берка, Ж. де Местра, Л. де Бональда и их единомышленников и последователей. Серьезный вклад в развитие консервативной традиции внесли русские философы, социологи: К.Леонтьев, Н.Данилевский, В.Соловьев, И.Ильин во второй половине XIX - начале XX в.

   В отличие от либерализма и социализма консерватизм не имеет устойчивого идейного ядра и принимает разные формы в разные исторические периоды. Консервативные установки, как правило, начинают кристаллизироваться в периоды исторических поворотов, резких социальных изменений, когда общественное сознание, сосредотачиваясь на прошлом, начинает отличать его от настоящего.

   Для консерватизма  характерно взгляд на общество как на органическую и целостную систему. В консерватизме присутствует идея некого жизненного начала всего реального мира. Предполагалось, что человек в силу ограниченности своего разума не вправе бездумно браться за переустройство мира, поскольку тем самым он рискует задеть заключенную в этом мире духовность.

   Во-вторых, существующие истины должны иметь предпочтение перед любой теоретической схемой, какой бы совершенной она ни показалась с рациональной точки зрения. Консерватизм есть реакция защиты существующих институтов от угрозы их разрушения, потому что они существуют и рассматриваются "как наша традиция", а не поэтому, что они соответствуют некоторым отвлеченным идеалам. Так, Э.Берк утверждал, что нельзя приступать к реформе государства с его свержения, "реформатор должен подойти к недостаткам государства, как к ранам отца, с трепетной заботливостью. Движимые этим мудрым предрассудком, мы с ужасом видим, как скорые на руку дети в разных странах готовы разрубить своего старого родителя на куски и положить его в котел в надежде, что своими сорными травами и дикими заклинаниями они смогут возродить отцовское тело и обновить его жизнь".

   Принимая  существующие положение вещей, консерватизм делает ударение на необходимости сохранения традиционных правил, норм, системы власти и т.п. Консерватизм сосредотачивается "на прошлом в той мере, в какой прошлое живет в современности" (К.Маннгейм), отстаивает то, что есть в настоящем, уходя корнями в прошлое. Этим консерватизм отличается от фундаментализма, который отрицает настоящее ради воображаемого или реального, но уже утратившего связь с настоящим прошлого.

   В-третьих, консерватизм не означает противодействия  любым нововведениям. Консерваторы не могут не принять те новые элементы действительности, которые уже укоренились, равно, как и не удерживают все, что идет из пошлого.

   Основными ценностями консерватизма являются стабильность, законность, порядок, традиции, семья и др.

   В политической сфере консерватизм выступает за укрепление государства в деле поддержания порядка и законности, опору на семью, церковь, школу, различные ассоциации - посредники между обществом и индивидом.

   Между консервативной и либеральной идеологиями  в настоящее время нет принципиальных различий. Вместе с тем консерваторы больший крен делают в сторону элитизма, поддержки аристократических и богатых слоев населения, исходя из признания иерархичности общественных отношений. В экономической политике консервативную позицию отличает ставка на крупный капитал. Во властных отношениях - концепция "демократического господства элит", в соответствии, с которой демократия представляет собой власть меньшинства в интересах общественного блага.

   С 70-х гг. XX в. традиционный консерватизм развивается в новую форму - неоконсерватизм, являющейся своеобразным синтезом консервативных и либеральных идей. В это время  на Западе происходит падение популярности положений неолиберальной теории и  практики "государства благоденствия", серьезной его роли в организации экономической и социальной жизни. Причинами этого, по мнению консерваторов, явились кризисные явления в экономике развитых стран, усиление бюрократизации государства, "социальное иждивенчество", разрушение принципа опоры человека на себя, собственные силы, распространение безнравственности и др. Поэтому в неоконсерватизме зазвучали требования ограничения государственного вмешательства в социально-экономическую сферу, но в сочетании с укреплением государственного авторитета в деле поддержания порядка и законности, морали и ответственности в обществе. Неоконсерваторы проявили изрядные гибкость и прагматизм, способность приспосабливаться к создавшимся условиям. Они уловили настроения широких масс относительно необходимости осуществления мер против застоя в экономике, безработицы, расточительства государственных средств и т.д. На волне подобных настроений в ряде крупных стран Европы, в США представители консервативных партий одержали победу на выборах.

    - социал-демократия возникла на почве рабочего движения. Созданный Марксом и Энгельсом в 1864 г. I Интернационал, приобщив к марксизму передовых рабочих, способствовал созданию массовых социалистических рабочих партий во многих государствах Европы. Первый Интернационал, созданный в 1889 г., представлял собой уже не международное товарищество рабочих, а международное объединение социалистических партий. Первая партия, созданная в России в 1898 г., также получила название РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия). В этот период марксистское рабочее движение еще было единым и разделяло важнейшие установки марксизма на ликвидацию капитализма и революционное переустройство общества. В то же время во II Интернационале, особенно после смерти Энгельса, начали углубляться разногласия по поводу основных постулатов марксизма. В начале XX в. при усилившихся межимпериалистических противоречиях, и особенно в связи с Первой мировой войной, единое социалистическое движение раскололось. Большевистская партия приступила к сплочению левых интернационалистических сил в международном рабочем движении. После победы Октябрьской революции в России эти левые силы выделились из социал-демократических партий и создали собственные политические партии, которые позже объединились в рамках III Коммунистического Интернационала. Правые социалистические и социал-демократические партии через ряд временных объединений: Бернский интернационал (1919–1923), Венский интернационал (1921–1923) восстановили свое единство в рамках Социалистического рабочего интернационала (1923), который после Второй мировой войны получил название Социалистический интернационал и успешно существует до настоящего времени.

   Лидеры  западноевропейской социал-демократии Э. Бернштейн и К. Каутский считаются  основателями социал-демократической идеологии и соответствующего партийно-политического движения. Они подвергли решительному пересмотру важнейшие марксистские установки, не отвечавшие, с их точки зрения, новым условиям борьбы пролетариата за свои права. [c.359] Учитывая практический опыт большевиков, пришедших к власти в России, которые для того, чтобы удержаться у власти, как писал Каутский, “выкинули за борт свои демократические и социалистические принципы”, социал-демократы стали использовать для системы своих взглядов понятие “демократический социализм”.

   В концепции демократического социализма, разработанной Бернштейном, содержались  следующие основополагающие идеи. Прежде всего Бернштейн отверг учение Маркса о кризисе капитализма и обнищании  народных масс. В связи с этим он не видел оснований для пролетарской революции. Хотя феодализм был искоренен путем насилия, писал Бернштейн, современные либеральные институты в отличие от него настолько гибки, изменчивы и способны к развитию, что они требуют не искоренения, а лишь дальнейшего развития. Для этого необходима только организация и энергичные действия, следование курсом реформ. Как считал итальянский социалист П. Иглесиас, слова которого цитировал Бернштейн в работе “Проблемы социализма и задачи социал-демократии”, необходимо использовать только законные средства получения власти. Буржуазия должна убедиться, что социалисты не желают захватить власть насильственно при помощи тех средств, к которым она сама когда-то прибегла, именно Насилия и кровопролития. Следует отказаться от тезиса о диктатуре пролетариата. Классовая диктатура принадлежит более низкой культуре.

   Каутский  считал, что полная демократия –  не форма господства буржуазии, так  как буржуазия первоначально  была против всеобщего избирательного права и добились его именно рабочие. Такая демократия – кратчайший, вернейший и наименее дорогой путь к социализму.

   Социалистический  интернационал, воссозданный после  Второй мировой воины в 1951 г., во Франкфуртской  декларации провозгласил свою официальную  доктрину, известную под названием "Демократического социализма". Эта доктрина исходит из основной для социалистов идеи, что к социализму можно прийти только демократическим путем. [c.360] У каждой партии могут быть свои представления о демократическом социализме, но суть для всех одна: демократия – это метод решения проблем, который соответствует сущности социализма и обеспечивает продвижение к нему. Чем больше демократии, тем больше социализма. По этой канве каждый пусть вышивает свои узоры. Все иные средства борьбы деформируют социалистическую цель и делают ее недосягаемой.

   До 70-х гг. Социнтерн был организацией западноевропейского масштаба, в  настоящее время он значительно  вырос – теперь в него входят 139 партий из 120 стран. И в Латинской  Америке, и в Азии, и в Африке есть партии, входящие в эту организацию. После распада мировой системы социализма некоторые коммунистические партии заявили о своем переходе на позиции социал-демократии и желании вступить в Социнтерн. Становлению социал-демократии как всемирного движения способствовала эволюция во взглядах, которую они проделали к этому периоду времени. Во-первых, социал-демократия отошла от поддержки холодной войны и антикоммунизма. Во-вторых, с распадом колониальной системы империализма они пересмотрели свой взгляд на эволюцию. Если ранее они абсолютизировали этот путь, то теперь признали некоторые типы революции (национально-демократические как освобождение от колониального гнета и демократические как освобождение от диктатуры, например, в Португалии или Чили). Социал-демократы выступили против неоколониализма. Но они по-прежнему отрицали возможность социалистической революции. Если в стране существуют демократические свободы, то социалистические революции неприемлемы.

   В конце 90-х гг. социал-демократы вновь  активизировали свою деятельность. В мае 1998 г. в Осло состоялся международный политический форум Социнтерна, на котором его лидеры обсуждали вопрос о роли всеобщей солидарности в защите прав человека и борьбе с нищетой. В конце 90-х гг. в большинстве европейских стран социал-демократы, оттеснив правых, вернулись к власти, инициатива вновь перешла к левым силам.

   - Национальная идеология - политическая идеология, которая ориентируется на общественно-политическую и духовную значимость этноса, народа, нации и реализацию их интересов в социально-политической жизни. Вырастая из этнического, национальное мышление сохраняет его структуру: представления народа об истории, о национальной территории - Родине; чувство национальной принадлежности к нации, этносу, чувство национальной гордости; национальные идеи, лозунги, программы и т.д.

   Сила  и притягательность национальной идеологии  состоит в том, что она:

   - обращается к глубинным, природным  началам человека, его стремлению  разделить мир на "своих"  и "чужих";

   - имеет выраженный комплексный чувственно-рациональный характер, выступает и духовным, и культурным, и эмоциональным феноменом;

   - тесно связана с религиозными  чувствами и идеологией.

Информация о работе Современные политические идеологии