Основной составной частью компетенции
являются полномочия. Полномочия совета
Министров в зависимости от направлений
его деятельности следует разделить
на четыре вида:
1) полномочия по областям и
сферам деятельности Совета Министров
(общие полномочия);
2) полномочия в отношении подчиненных
Совету Министров органов государственного
управления;
3) полномочия Совета Министров
в отношении подчиненных ему
государственных организаций;
4) полномочия в отношении местных
исполнительных и распорядительных
органов Совет Министров наделен значительными
полномочиями. В Законе полномочия разделены
по областям и сферам деятельности Совета
Министров. Такими областями и сферами
являются: экономика, социально-культурная
сфера, охрана окружающей среды, обеспечение
законности и правопорядка, обеспечение
национальной безопасности и обороноспособности
государства, внешнеэкономическая деятельность,
кадровая политика и иные направления
полномочий. Наиболее широкие полномочия
предоставлены Совету Министров по вопросам
экономики. Он имеет право и обязан обеспечивать
проведение единой экономической, финансовой,
денежно-кредитной политики, создание
необходимых государственных резервов
и их сохранение, развитие общегосударственной
инфраструктуры (автомобильные дороги,
сети связи, воздушные и железнодорожные
линии, системообразующие линии электропередачи
и т.д.), создание и функционирование системы
стандартизации, метрологии и сертификации,
формирование и проведение государственной
политики в области охраны права промышленной
собственности и т.д. Совет Министров
наделен правом регулировать деятельность
всех отраслей экономики республики, принимать
меры по их развитию, разрабатывать прогнозы,
концепции, государственные программы
экономического и социального развития
республики, другие программы и обеспечивать
их реализацию, выступать от имени собственника
в отношении имущества, являющегося собственностью
республики, организовывать управление
государственной собственностью, устанавливать
экономическую ответственность субъектов
хозяйствования за нарушение порядка
осуществления хозяйственной деятельности
и т.п. В социально-культурной сфере
Совет Министров уполномочен обеспечивать
проведение единой государственной политики
в области науки, здравоохранения, социальной
защиты, создавать условия для поддержания
установленного законодательством республики
уровня социального обеспечения, принимать
меры по обеспечению социальной защиты
граждан, совершенствовать систему социальной
защиты, принимать меры по развитию и укреплению
сети государственных общеобразовательных,
профессионально-технических, средних
специальных и высших учебных заведений,
содействовать развитию физической культуры
и спорта, осуществлять меры по развитию
и улучшению работы учреждений культуры,
архивных учреждений, обеспечивать охрану
историко-культурного наследия. В рассматриваемой
области Совет Министров наделен широкими
полномочиями. Совет Министров
наделен значительными правами и обязанностями
в области охраны окружающей среды (устанавливает
порядок разработки и утверждения территориальных
комплексных схем рационального использования
природных ресурсов и охраны окружающей
среды и порядок их финансирования; устанавливает
лимиты на природопользование; устанавливает
порядок ведения государственных кадастров
природных ресурсов, а также порядок государственного
учета в области охраны окружающей среды
и другие), обеспечения законности и правопорядка
(принимает меры по обеспечению прав и
свобод граждан, защите интересов государства,
охране собственности и общественного
порядка, борьбе с преступностью; обеспечивает
защиту личности от любых противоправных
деяний, посягательств на жизнь, здоровье,
имущество, честь и достоинство, а также
защиту гражданина Республики Беларусь
как на территории Республики Беларусь,
так и за ее пределами; вносит предложения
в Конституционный Суд Республики Беларусь
о проверке конституционности нормативных
правовых актов Республики Беларусь и
другие), национальной безопасности и
обороноспособности государства (принимает
меры по обеспечению национальной безопасности
и обороноспособности, защите независимости
и территориальной целостности Республики
Беларусь; организует разработку и обеспечивает
выполнение государственных программ
в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций; организует
разработку и формирование государственного
оборонного заказа, оснащение Вооруженных
Сил, других войск, воинских формирований
и военизированных организаций Республики
Беларусь) и в иных областях, оговоренных
в Закон. Совет Министров Республики
Беларусь руководит деятельностью министерств
и других центральных органов управления
Республики Беларусь, координирует, направляет
и контролирует их работу, утверждает
Положение о министерствах и других центральных
органах управления; утверждает состав
коллегий этих органов управления. Совет
Министров вправе отменять акты министерств
и других центральных органах управления
Республики Беларусь в случае их противоречия
законам, актам Президента, Правительства
и в случаях, если они не отвечают общегосударственным
интересам и не имеют достаточного финансового
и юридического обоснования. Имеет право
налагать дисциплинарные взыскания (за
исключением увольнения) на министров
и руководителей других центральных органах
управления, их заместителей. Совет
Министров Республики Беларусь руководит
деятельностью местных исполнительных
и распорядительных органов, направляет
и проверяет их работу, обеспечивает централизованное
решение вопросов государственного управления
с учётом государства и местных территорий;
организуют контроль за выполнением местными
исполнительными и распорядительными
органами законов, декретов и распоряжений
Президента Республики Беларусь; разрабатывает
и утверждает примерную структуру местных
исполнительных и распорядительных органов;
регулирует вопросы взаимодействия между
местными исполнительными и распорядительными
органами и республиканскими органами
государственного управления; передаёт
при необходимости свои полномочия местным
исполнительным и распорядительным органам.
Совет Министров обладает всеми общими
функциями: разработка государственных
прогнозов, программ социально-экономического
развития. Совет Министров обладает
всеми общими функциями. Так, Совет Министров
разрабатывает государственные прогнозы,
государственные программы социально-экономического
развития, другие государственные программы
и концепции. В этом случае следует говорить
о функции прогнозирования. Функции
планирования Совета Министров состоит
в том, что он разрабатывает основные направления
государственной политики в области страховой
деятельности, разрабатывает и осуществляет
единую государственную политику в области
ценообразования, разрабатывает и реализует
основные направления жилищной политики;
определяет и реализует наиболее эффективные
пути повышения дохода семьи, стипендий,
пенсий, других социальных пособий, выплат.
Организационная функция реализуется
по отношению к подчиненным организациям.
Так, Совет Министров утверждает состав
коллегий республиканских органов государственного
управления, назначает заместителей министров,
руководителей государственных организаций,
подчиненных Совету Министров, и их заместителей,
кроме Начальника Белорусской железной
дороги, Генеральных консулов Республики
Беларусь, руководителей, департаментов
и фондов министерств, советников посланников
посольств Республики Беларусь.
Функция регулирования осуществляется
в разных областях и сферах. Совет Министров
регулирует деятельность всех отраслей
экономики республики, внешнеторговую
деятельность, в том числе определяет
меры тарифного и нетарифного регулирования
ввоза (вывоза) товаров (работ, услуг) на
территорию (с территории), республики,
регулирует вопросы внутреннего и внешнего
государственного долга, разрабатывает
основные направления государственной
политики в области страховой деятельности
и обеспечивает их реализацию и осуществляет
социально-экономические меры по улучшению
положения женщин, укреплению и поддержке
семьи, утверждает перечень особо ценных
природных ресурсов и объектов окружающей
среды. В деятельности совета Министров
применяется и функция координации. Совет
Министров осуществляет в установленном
порядке инвестиционную деятельность
с учетом приоритетных направлений социального
и экономического развития государства,
устанавливает минимальные потребительские
бюджеты для разных социально-демографических
групп населения, осуществляет меры по
развитию научных организаций, по подготовке
научных кадров, осуществляет координацию
деятельности в области отношений Республики
Беларусь с другими государствами и международными
организациями, координирует деятельность
подчиненных ему органов государственного
управления и других органов исполнительной
власти по осуществлению кадровой политики,
созданию системы непрерывного обучения
кадров. Наиболее широкое применение
находит функция контроля и учета. Совет
Министров контролирует работу всех подчиненных
органов государственного республиканского
масштаба, а также местных исполнительных
и распорядительных органов. Совет Министров
вынужден осуществлять контроль также
в целях реализации таких функций, как
регулирование, руководство и координация.
Правительство наделено и специальными
функциями. Они дополняют и развивают
общие функции. Особенно распространены
в разных областях и сферах деятельности
совета Министров такие функции, как обеспечение,
принятие мер, оказание содействия, создание
условий и другие. Таким образом, компетенция
Совета Министров занимает важное место
в системе его правового статуса. Ранее
мы определили широкий круг полномочий
Правительства, установили взаимосвязь
этих полномочий с функциями Совета Министров,
рассмотрели и оценили возможные варианты
совершенствования системы органов исполнительной
власти, в частности Правительства Республики
Беларусь.
Заключение
В данной работе
мы определили, что представляет собой
Совет Министров Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь
– Правительство Республики Беларусь
является коллегиальным центральным
органом государственного управления
Республики Беларусь, осуществляющим
в соответствии с Конституцией Республики
Беларусь исполнительную власть в Республике
Беларусь и руководство системой
подчиненных ему республиканских
органов государственного управления
и иных государственных организаций,
а также местных исполнительных
и распорядительных органов. Можем
сказать, что принцип разделения
ветвей власти один, а способы его
реализации различны. В каждой стране
государственный механизм имеет
специфику и многочисленные особенности,
то есть схема разделения ветвей властей
имеет лишь общий, принципиальный характер.
Правительство занимает важное место
в системе органов государственной
власти. Мы описали взаимодействия
Совета Министров с Президентом
и Парламентом. Формирование в целом
Правительства осуществляется Главой
государства, который в принципе самостоятелен
в своём выборе. Ознакомившись с нормативной
литературой можем сказать, что в Конституции
и другом законодательстве Республики
Беларусь не устанавливается каких-либо
специальных цензов для избрания на должность
Премьер-министра. Проведённое исследование
очертило широкий круг проблем теоретического
и практического характера, которые связаны
с совершенствованием исполнительной
власти в Республике Беларусь. При разработке
программы законодательного совершенствования
системы органов исполнительной власти,
а именно Правительства, необходимо исходить
из преемственности в системе государственного
управления и обеспечения государственной
стабильности. Рассматривая существующую
систему органов исполнительной власти,
до настоящего времени устанавливаемую
Президентом Республики Беларусь, можно
сделать вывод о том, что она не лишена
недостатков и обоснованно вызывает критические
замечания со стороны не только ученых,
но и самих управленцев-практиков.
Совершенствование системы органов исполнительской
власти в Республике Беларусь – это решение
комплекса проблем, одна из которых –
повышение роли правительства при осуществлении
исполнительной власти. С этой целью
перспективными задачами будут следующие:
усиление активной роли исполнительной
власти в системе государственного управления;
совершенствование самой системы органов
исполнительной власти, особенно взаимоотношений
с президентом Республики Беларусь, Национальным
собранием Республики Беларусь и иными
органами государства; определение иерархической
структуры органов исполнительной власти,
характера взаимоотношений с местными
органами управления и самоуправления;
повышение уровня деятельности управленческих
структур органов исполнительной власти
и их ответственности; упорядочение организации
и процедур деятельности управленческого
персонала; усиление демократических
основ в организации и деятельности системы
органов исполнительной власти; обеспечение
подконтрольности исполнительной власти
общественности и самое главное – укрепление
законодательной основы исполнительной
власти.
Список литературы
1.
Конституция Республики Беларусь
от 15 марта 1994 года (с изменениями
и дополнениями, принятыми на
республиканских референдумах 24 ноября
1996 года 17 октября 2004 года). – Мн.:
Амалфея, 2007.
2.
О Совете Министров Республики
Беларусь. Закон Республики Беларусь
от 23 июля 2008 г. № 424-З // Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь
2008 г., № 184.
3.
О структуре Правительства Республики
Беларусь. Указ Президента Республики
Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 (в ред.
Указа Президента Республики Беларусь
от 26 августа 2008 г. № 445) // Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь,
2008 г., № 210, 1/9972.
4.
О Регламенте Совета Министров
Республики Беларусь. Постановление
Совета Министров Республики
Беларусь от 14 февраля 2009 г. № 193 //
Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь 2009 г., № 53.
5.Кунцевич К.Н.
Конституционное право Республики Беларусь.
– Мн.: Молодежное, 2003. – 172 с. – Тема 10.
Законодательная власть. – С. 123-139; 140-147;
147-161.
6.Василевич
Г.А. Органы государственной власти Республики
Беларусь (конституционно-правовой статус):
Учеб. пособие. Мн., 1999.
7.Лукашенко
А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна
иметь прочный идеологический фундамент
// Народная газета. – 2003. – 29 марта.
8.Решетников
С.В., Антанович Н.А. Государственная политика
и управление в Республике Беларусь. Мн.,
2001. – 84 с.
9.Соколовский
А.А. Исполнительная власть Республики
Беларусь. – Мн., 2001.