Содержание
Содержание …………………………………………………………………………………………………..1
Введение…………………………………………………………………………………………………………2
Глава 1. Правительство Республики
Беларусь……………………………………………………......................................................3
Глава 2.Состав и порядок формирования
Правительства Республики Беларусь………………………………………………………………………………………………………….5 Глава 3. Идеологическая деятельность
Правительства……………………………10
Глава 4. Компетенция
Совета Министров…………………………………………………….11
Заключение………………………………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………………………………20
Введение
Государственные
органы – это ветви единого
целого, между которыми необходим
раздел властных функций. В связи
с этим появились три ветви
государственной власти, которые
отличаются определённой степенью самостоятельности.
Все ветви государственной власти
закреплены в Конституции – основном
законе и занимают своё специфическое
место в общем механизме государственного
воздействия на общественные отношения.
Исполнение
– это основной признак государственного
управления как самостоятельной
деятельности. Исполнительная власть
представляет собой относительно
обособленную ветвь государственной
власти, которая тесно взаимодействует
с законодательной и судебной
ветвями. Она представлена органами
исполнительной власти, практически
реализуется через государственное
управление.
Правительство
– это коллегиальный центральный
орган государственного управления
Республики Беларусь, осуществляющий
в соответствии с Конституцией
исполнительную власть и руководство
системой подчинённых ему органов
государственного управления и
других органов исполнительной
власти.
Исполнительная
власть (а именно Совет Министров)
представляет глобальный интерес
для административного права,
исключительный интерес для теоретического
и практического правового знания.
Глава 1
Правительство Республики Беларусь.
Понятие правительства:
Правительство
- это коллегиальный центральный
орган государственного управления
Республики Беларусь, осуществляющий
в соответствии с Конституцией исполнительную
власть и руководство системой подчиненных
ему органов государственного управления
и других органов исполнительной
власти. Правительство занимает важное
место в системе органов государственной
власти. Оно является основным, центральным
Институтом управления государственными
делами. Ни одно государство не может
обойтись без правительства. Правительство
вступает в тесные взаимоотношения
с другими органами государственной
власти, прежде всего с Президентом
и Парламентом. В отличие от конституций
некоторых других государств Конституция
Беларуси прямо предусматривает
образование и деятельность Правительства
как коллегиального органа государственной
власти, осуществляющего функции
управления. Его основные полномочия
закреплены в Конституции, а также
в Законе « О Совете Министров
Республики Беларусь и подчиненных
ему государственных органах». В
Республике Беларусь Правительство
имеет название - Совет Министров.
Форма правления часто предопределяет
порядок образования и деятельности
правительства. В президентских
республиках оно менее самостоятельно,
иногда не представляет собой коллегиальный
орган с властными полномочиями.
В государствах парламентарной формы
правления правительство является коллегиальным
органом, олицетворяющим исполнительную
власть. Такое правительство несет ответственность
перед Парламентом, обычно формирующим
правительство, за состояние дел в государстве
и обществе. Поэтому в этом случае ему
важно пользоваться доверием большинства
членов парламента. Отношения между Правительством,
Парламентом и судами в Республике Беларусь
более определенные. Что же касается влияния
Президента на Правительство, его деятельность,
то оно вполне типично для президентских
республик. Президент юридически не входит
ни в одну ветвь власти, однако обладает
рядом конституционных полномочий в сфере
исполнительной власти, которые свидетёльствуют
о том, что, как и в других, президентских
республиках, он является реальным главой,
этой ветви власти. Президент определяет
структуру Правительства, назначает на
должность и освобождает от должности
заместителей Премьер-министра, министров
и других членов Правительства, принимает
решение об отставке Правительства и его
членов. Он обладает правом руководить
Правительством, председательствуя на
его заседаниях, отменять акты Правительства,
его декреты и указы обязательны для исполнения
Правительством. Правительство в своей
деятельности подотчётно Президенту (отчёт
– это форма контроля за деятельностью
Правительств). В ряде случаев Правительство
может строить отношения с Национальным
собранием только с разрешения или согласия
Президента.
По своему
политическому или партийному
составу правительство может
быть партийным (однопартийным
или коалиционным) и беспартийным.
Различают правительства партийного
большинства и правительства
партийного меньшинства.
Глава 2
Состав и порядок формирования
Правительства Республики Беларусь.
Состав –
это совокупность людей, руководителей
органов государственного управления,
составляющих Совет Министров как
коллегиальный орган. Конституция
Республики Беларусь не содержит исчерпывающего
перечня лиц, входящих в состав Правительства.
Там говорится лишь о том, что
Правительство состоит из Премьер-министра,
его заместителей и министров. На
самом же деле в состав Правительства
могут входить не только перечисленные
лица, но и руководители иных республиканских
органов государственного управления.
В состав Совета Министров входят:
- – Премьер-министр Республики Беларусь;
- – Заместители Премьер-министра Республики Беларусь;
- – Глава Администрации Президента;
- – Председатель Комитета государственного контроля;
- – Председатель Правления Национального банка;
- – Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси;
- – министры;
- – Председатели государственных комитетов;
- – Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.
Работой Правительства
руководит Премьер-министр. В соответствии
с Конституцией он выполняет следующие
функции:
1. Осуществляет
непосредственное руководство деятельностью
Правительства и несёт персональную
ответственность за его работу;
2. подписывает
постановления Правительства;
3. в двухмесячный
срок после назначения представляет
Парламенту программу деятельности
Правительства, а в случае её
отклонения представляет повторную
программу деятельности Правительства
в течение двух месяцев;
4. информирует
Президента об основных направлениях
деятельности Правительства и
обо всех его важнейших решениях;
5. выполняет
другие функции, связанные с
организацией и деятельностью Правительства.
Формирование Правительства обычно начинается
с назначения Президентом Премьер-министра.
В Конституции и в Законе "О Совете Министров
Республики Беларусь" не предусмотрена
процедура выдвижения кандидатуры на
должность Премьер-министра. Правом выдвигать
кандидатуру на должность Премьер-министра
обладает исключительно Президент. При
этом возможно участие Администрации
Президента, которая занимается вопросами
кадровой политики. Не установлен также
срок, в течение которого Президент, заняв
свою должность, обязан представить кандидатуру
в Палату Представителей для дачи согласия
на назначения Премьер-министра. В
Конституции установлен срок, в течение
которого Палата Представителей должна
принять решение о даче согласия Президенту
на назначение Премьер-министра. Это должно
быть не позднее чем в двухнедельный срок
со дня внесения предложения по кандидатуре
Премьер-министра. Заместителей Премьер-министра
назначает на должность и освобождает
от должности Президент по предложению
Премьер-министра. Министры, председатели
государственных комитетов назначаются
Президентом Республики Беларусь.
Структура
Совета Министров Республики
Беларусь как форма его организации
представляется в следующем виде:
- - Собственно Совет Министров;
- -Президиум Совета Министров;
- -Аппарат Совета Министра.
Постоянно
действующим органом Совета Министров
Республики Беларусь является
его Президиум в составе Премьер-министра
Республики Беларусь, Главы Администрации
Президента Республики Беларусь,
Председателя Комитета государственного
контроля, Председателя Правления
Национального банка, заместителей
Премьер-министра Республики Беларусь,
Министра экономики, Министра
финансов, Министра иностранных дел. Аппарат
Совета Министров имеет структуру, состоящую
из структурных элементов – отделов, управлений.
Аппарат
состоит из:
- руководителя Аппарата;
- заместителей руководителя Аппарата;
- структурных подразделений Аппарата.
Руководитель
назначается на должность и
освобождается от должности Советом
Министров по согласованию с
Президентом. Заместители руководителя
Аппарата, в том числе и первый,
назначаются на должность и
освобождаются от должности постановлением
Совета Министров. Структурные
подразделения Аппарата устанавливаются
и утверждаются распоряжением Премьер-министра
Республики Беларусь. Основное предназначение,
цель создания Аппарата состоит в организация
своевременной и качественной подготовки
проектов постановлений Совета Министров
Республики Беларусь, распоряжений Премьер-министра
Республики Беларусь, а также в организации
контроля за исполнением декретов, указов,
директив, распоряжений и поручений Президента
Республики Беларусь, законов Республики
Беларусь в пределах компетенции Совета
Министров Республики Беларусь. Совет
Министров Республики Беларусь для подготовки
предложений по отдельным вопросам государственного
управления, разработки проектов постановлений
Совета Министров Республики Беларусь,
а также для выполнения отдельных поручений
может создавать постоянные или временные
комиссии и иные формирования. Существует
две формы прекращения деятельности Правительства:
сложения полномочий и отставка. Сложение
полномочий происходит перед вновь избранным
Президентом, если Президентом не принято
решение об отставке Правительства. Вопросы
об отставке Правительства регулируют
Конституция и Закон "О Совете Министров
Республики Беларусь".
Отставка
возможна:
- по собственной инициативе Правительства;
- по инициативе Президента;
- в случае выражения Палатой представителей Национального собрания вотума недоверия правительству.
По собственной
инициативе может заявить о
своей отставке, если сочтет невозможным
дальнейшее исполнение возложенных
на него обязанностей. Таким же
образом имеют право о своей
отставке Премьер-министр и каждый
член Правительства. Отставка Премьер-министра
не влечёт за собой сложения полномочий
Советом Министров в полном составе.
Президент вправе по собственной инициативе
принять решение об отставке Правительства
и освободить от должности любого его
члена. В законодательстве не устанавливается
причины (условия), при наличии которых
Президент может так поступить. Правительство
слагает свои полномочия перед вновь избранным
Президентом Республики Беларусь. Однако
это должно происходить не по объявлению
выборов Президента, а со вступлением
Главы государства в должность, т.е. после
принятия им Присяги. Для формирования
нового состава Правительства необходимо
время, поэтому Президент вправе поручить
прежнему составу Правительства продолжать
выполнение своих обязанностей до сформирования
нового состава Правительства Республики
Беларусь. Также Глава государства, исходя
из своих конституционных правомочий,
может привлекать к ответственности (включая
и освобождение от должности) членов Правительства
и до окончания вышеназванного срока.
Деятельность Совета Министров Республики
Беларусь основывается на сочетании коллегиального
рассмотрения и решения вопросов с персональной
ответственностью членов Совета Министров
Республики Беларусь за проведение в жизнь
принятых решений и состояние дел на порученных
участках работы. Подведём промежуточный
итог: должности Премьер-министра, его
заместителей, министров непосредственно
связаны с Советом Министров, являются
его обязательными элементами, составными
частями. Без них не может быть Совета
Министров как органа исполнительной
власти. Кроме того, в систему механизма
специального государственного управления
на республиканском уровне входят руководители
иных республиканских органов государственного
управления.
Глава 3
Идеологическая
деятельность Правительства
Идеологическая
деятельность Правительства имеет
два аспекта:
- практический.
- информационно-пропагандистский.
1) Идеология
практической деятельности Совета
Министров проявляется в осуществлении
кадрового, финансового и материального
обеспечения деятельности народного
хозяйства, в создании необходимых
для этого организационных структур,
в способах распоряжения материальными,
финансовыми и прочими ресурсами.
Практический аспект идеологической
работы белорусского Правительства
отражен постановлениях, программах,
правилах, инструкциях, предписаниях
и запретах. Будучи универсальным
началом жизни белорусского общества
и государства, идеология проникает
во все сферы его жизнедеятельности,
в том числе и в деятельность
исполнительной власти. Таким образом,
идеология практической работы
Правительства заключается в
реализации им экономической,
аграрной, социальной, жилищной и
др. политики белорусского государства.
2) Организация
информационно-пропагандистской работы
Правительства направлена на
формирование определенного общественного
мнения через СМИ. В отличие
от практической управленческой
и исполнительно-распорядительной
деятельности, она адресована непосредственно
гражданам Беларуси и имеет
целью выработку в них таких
качеств как ответственность,
чувства долга, правдивость, патриотизм
и т.п. Действия Правительства
и всех органов исполнительной
власти по поддержанию норм, правил,
традиций, настроений, необходимых
для динамичного развития общества
призваны обеспечить в Беларуси
создание культурной и эмоционально-психологической
основы для глубокого укоренения
в общественном сознании идеологии
белорусского государства.
Глава 4
Компетенция Совета Министров
Компетенция Совета Министров, как
и любого другого органа, представляет
собой важный составной элемент
его правового статуса. Компетенция
Совета Министров распространяется
только на подчиненные органы государственного
управления, а не на все органы государственного
управления. В целом компетенция
Совета Министров сформулирована в
Конституции Республики Беларусь, в
соответствии с которой Правительство
– Совет Министров:
- Руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.
- Разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации.
- Разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь проект республиканского бюджета и отчет об его исполнении для внесения в парламент.
- Обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда.
- Принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
- Выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью.
- Обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента.
- Отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления.
- Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.