Система государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 20:28, контрольная работа

Краткое описание

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность, социальное назначение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.

Функции государства подвижны и изменчивы, их возникновение и изменение зависит от очередности задач, встающих перед обществом в ходе исторической эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача — это то, что требует решения, а функция — вид деятельности, направленной на такое решение.

Оглавление

Функции государства
Институты непосредственной демократии в управлении государством

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.docx

— 30.57 Кб (Скачать)

     Если  каждое современное государство  не будет поддерживать условия экологически безопасного существования людей  на собственной территории, не станет взаимодействовать с другими  государствами в области сохранения общепланетарной сферы обитания человечества, то в ближайшее время  неминуем мировой экоцид, умерщвление  природы. Таков современный экологический  императив в его государственном  преломлении.

     Охрана  природы и окружающей среды —  не только важная функция государства, но и первостепенная проблема мировой  общественности. Буддийская методология, к примеру, не без основания считает, что загрязнение окружающей среды  является следствием загрязнения человеческого  сознания, но люди не видят этого  загрязнения, ибо оно скрыто от глаз. Пока не произойдет «очищение» сознания, человечество не сможет решить экологической  проблемы в целом.

     Научно-технические  достижения XX в. предопределили появление  у многих государств мира новой функции  — стимулирование научно-технического прогресса и ограничение его  вредных последствий. Данная функция  имеет двоякое проявление.

     С одной стороны, деятельность государства  проявляется в стимулировании научно-технического прогресса. Это вызвано тем, что  современные масштабы научных исследований и экспериментальных работ чрезвычайно  велики и постоянно растут. Поэтому  государство берет на себя обязанность  стимулировать научно-технический  прогресс, почти полностью оплачивать расходы на фундаментальные теоретические  исследования. Государство поддерживает и защищает интеллектуальную собственность, создает условия для успешной научной деятельности, обеспечивает справедливую оценку научного труда  и достойное вознаграждение за внедрение  результатов научных разработок в наукоемкие технологии.

С другой стороны, человечество отнюдь не сразу  осознало вредные последствия научно-технического прогресса, а государство с опозданием и недостаточно энергично стало  применять адекватные меры по ограничению  этой грозной опасности. В современных  условиях создание экологически чистых производств, безотходных технологий — одна из важнейших целей, достижение которой позволит человечеству выжить. Без их создания, повсеместного и  широкого применения, как полагают многие ученые, всемирная катастрофа неизбежна. Сегодня экологическая  функция и по этой причине приобретает  новые черты, выходит на иной качественный уровень, требует иной степени обязательности, ответственности, применения предупредительных и карательных средств и мер против экологических правонарушений.

     К появлению новой информационной функции государства подталкивает быстро развивающаяся информатизация общества, создание баз данных, всемирных  информационных систем, формирование общемирового информационного пространства.

     Информационная  функция имеет свой объект воздействия, содержание, способы и структуры  обеспечения. Специфика данной функции  заключается в способах ее воздействия  на общество: целенаправленное информирование населения (а подчас и манипулирование  общественным сознанием), другие способы  передачи информации создают необходимые  условия для нормального функционирования всех ветвей власти и органов государства.

     Внешние функции государства.

     К внешним функциям государства относятся: оборона страны; интеграция в мировую  экономику, взаимовыгодное экономическое  сотрудничество; обеспечение мира; сотрудничество с другими государствами  в решении глобальных проблем  современности, поддержание мирового правопорядка.

     Функция обороны страны. Данная функция обеспечивает суверенитет, неприкосновенность государственных  границ, внешнюю безопасность страны. Оборона страны осуществляется на основе индивидуальных и коллективных действий мирового сообщества по защите от агрессии со стороны других государств или  их объединений. С учетом геополитического положения России в основу концепции  обороны страны положен принцип  создания относительно небольших, но достаточно мощных вооруженных сил, готовых  к оперативному использованию в  районах, где возникнет угроза безопасности России.

     Функция интеграции в мировую экономику, взаимовыгодного экономического сотрудничества. Интернационализация мировой экономики, формирование мирового рынка, переплетение экономических интересов, появление  транснациональных компаний, другие экономические факторы обусловили появление этой функции. Путь от конфронтации к взаимовыгодному экономическому сотрудничеству и партнерству проходит большинство государств современного мира. Функция интеграции выражается в создании различных объединений государств для решения общих вопросов в совместной политической, экономической и иной деятельности. Некоторые объединения государств приобретают черты надгосударственной организации, элементы федерализма.

     Функция обеспечения мира. Миролюбивые демократические  государства заинтересованы в сохранении мира во всем мировом пространстве, исключений локальных и мировых  войн, разрешении международных конфликтов и противоречий мирными, дипломатическими средствами. Они заботятся об укреплении миротворческих позиций ООН, ее важнейшего в этом отношении органа — Совета Безопасности. Для обеспечения международной  безопасности создаются миротворческие вооруженные силы, мировое сообщество направляет своих посредников для  разрешения конфликтов и др. Сегодня  особую остроту приобрела проблема исключения самой возможности использования  ядерного и другого оружия массового  поражения, устранения опасности бесконтрольного  использования ядерных, химических технологий.

     Функция сотрудничества с другими государствами  в решении глобальных проблем  современности, поддержания мирового правопорядка. Названная функция  является, пожалуй, самой динамичной и многообразной по направленности: количество глобальных (мировых) проблем  не сокращается, а увеличивается, актуализируются  задачи поддержания мирового правопорядка. Эта функция предполагает нахождение взаимоприемлемых решений таких  проблем, которые затрагивают интересы каждого народа данной страны и человечества в целом и требуют участия  в их решении всех государств мира.

     К числу таких проблем, несомненно, относится заинтересованность мирового сообщества в активном сотрудничестве государств мира по предотвращению надвигающейся  мировой экологической катастрофы.

Для этих целей целесообразно создавать  независимые международные органы для мониторинга экологической  ситуации в мире и отдельных его  частях, устанавливать международный  контроль и международные санкции  в отношении государств, плохо  выполняющих экологическую функцию  на своей территории.

     В последние десятилетия в борьбу за защиту природы и окружающей среды  активно включилась мировая общественность. В ФРГ, Франции, Голландии, например, растет авторитет и влияние движения «зеленых». С радикальных позиций  решения глобальных экологических  проблем выступает философско-религиозное  буддийское направление мысли.

     В мире растет озабоченность в сохранении и рациональном использовании сырьевых и энергетических ресурсов, лесов. Без  широкого и взаимовыгодного сотрудничества государств тут тоже не обойтись.

     В наше время наибольшая угроза мировому порядку исходит от международного терроризма. Чудовищные по своим разрушительным последствиям преступления террористов  сотрясают весь мир и требуют  адекватных совместных, скоординированных  действий государств мирового сообщества. Обеспечение мирового правопорядка предполагает наступательную борьбу с  международной, особенно организованной преступностью — контрабандой, наркобизнесом  и др. В этом направлении государству  тоже трудно функционировать в одиночку, требуется межгосударственное объединение  усилий.

     Обеспечение мирового порядка предполагает участие  мирового сообщества в решении межнациональных  конфликтов, которые обычно сопровождаются нарушениями прав человека, интересов  национальных меньшинств, что требует  международного вмешательства.

     Следовательно, развивающееся сотрудничество государств мира в решении глобальных проблем  современности обусловлено ростом взаимозависимости всех стран мира и признанием человеческих ценностей  в качестве главных ориентиров в  международном общении.

     Заключение.

     Функции государства имеют объективный  характер, но реализуются сознательной деятельностью людей. Все они  тесно взаимосвязаны, действуют  в системе, осуществляются соответствующими государственными органами. Динамика и изменчивость функций государства  зависит от задач, стоящих перед  обществом в ходе исторической эволюции, и целей, которые оно преследует. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Институты непосредственной демократии в управлении государством.

Современное управление в обществе невозможно без  привлечения для этих целей   институтов непосредственной демократии. Хотя участие населения в определении путей развития общества, государства территориального коллектива (муниципального образования) в определенных условиях может иметь неорганизованный характер (например, массовые выступления протеста), сами институты непосредственной демократии, их использование урегулированы правовыми нормами и используются в интересах государственного управления. Законодательство детально регулирует порядок проведения митингов и демонстраций, пикетирования, другие формы массовых действий. Во всех странах существует детальное законодательство о всеобщих выборах. Это институт, путем использования которого граждане определяют — какая партия будет правящей (будет формировать правительство в парламентарных монархиях и республиках), кто персонально займет должность президента. Выборы могут отстранить от власти ту партию и тех должностных лиц, которые управляли страной, но эти партии и лица обязаны проводить выборы в установленные законами сроки. В России выборы Президента РФ проводятся раз в шесть лет, для выборов нижней палаты парламента — Государственной Думы срок установлен 5 лет. В субъектах РФ выборы их законодательных собраний, глав администрации (президентов республик, губернаторов и других глав администраций субъектов Федерации) должны проводиться не реже чем через пять лет (конкретные сроки устанавливаются законами субъектов Федерации). Такой же порядок установлен для представительных органов (советов и др.) муниципальных образований (территориальных коллективов населения) и глав (мэров и др.) муниципальных образований.

     Институт  непосредственной демократии — досрочный  отзыв депутата представительного  органа избирателями. На федеральном  уровне в России такой институт не предусмотрен: депутата Государственной  Думы отозвать нельзя, однако в некоторых  субъектах Федерации, во многих муниципальных  образованиях отзыв депутатов их представительных органов возможен. Необходимо собрать определенное число подписей избирателей и провести голосование, вопрос решается абсолютным большинством голосов участвовавших в голосовании при условии, что в голосовании участвовал требуемый законом (уставом муниципального образования) процент зарегистрированных избирателей. Граждане отзывают досрочно депутатов, плохо выполняющих свои обязанности, и тем самым отзыв депутата содействует совершенствованию работы государственного аппарата. В некоторых субъектах РФ и муниципальных образованиях возможен досрочный отзыв главы администрации субъекта РФ и главы муниципального образования.

     Важнейшим институтом непосредственной демократии является референдум — голосование  избирателей за или против какого-либо проекта решения (в том числе  проекта закона). Референдум бывает решающий и консультативный (его  результаты не обязывают органы государства  или — на местном референдуме  — органы муниципального образования). На федеральном уровне в России предусмотрен только решающий референдум. Таким  путем была принята Конституция  РФ 1993 г. В некоторых субъектах  РФ возможен и решающий, и консультативный  референдум. В любом случае инициатива референдума в России может исходить только от граждан. Для того чтобы  поставить вопрос на референдум, инициатор  референдума должен собрать в  его поддержку определенное число  подписей избирателей. Для общероссийского  референдума это 2 млн. В субъектах  РФ и в муниципальных образованиях свои числовые требования, в некоторых  муниципальных образованиях для  местного референдума достаточно получить подписи 200—300 избирателей.

     Обращения граждан в органы государства, органы муниципального образования со своими предложениями — тоже институт непосредственной демократии, помогающий совершенствовать работу государственного аппарата.

     В некоторых субъектах РФ, муниципальных  образованиях предусмотрены и действуют  другие институты непосредственной демократии: народная законодательная  и правотворческая инициатива, гражданская  инициатива группы граждан и др.

     Список  литературы:

  1. Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление. М.: Гардарики, 2005 г.
  2. Пикулькин А. В. Система государственного управления. М.: Юнити, 2004 г.
  3. Чиркин В. Е. Система государственного и муниципального управления. М.: ЮристЪ, 2005 г.
  4. Интернет-ресурсы: twirpx.com, Wikipedia.ru, allbest.ru.

Информация о работе Система государственного управления