Россия и её место в системе международных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Понимание политики как сложного и многогранного явления предполагает его анализ не только на общественном и личностном уровнях, но и на уровне международном. Объясняется это тем, что сама природа политики характеризуется взаимодействием и противоборством различных интересов и сил, как внутри той или иной страны, так и на международной арене. Поэтому важными составляющими современной общественной жизни выступает международная политика и международные отношения, их природа, закономерности функционирования развития.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Государство в системе современных международных отношений и мировой политики………………………………………………………………4
2. Россия и её место в системе международных отношений…………………11
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………..21

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

Нереальными оказались расчёты на "конверсию" военной промышленности, переориентацию ее на выпуск мирной, конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Большинство военных предприятий узко специализировано, их переоборудование стоит немалых средств, которыми Россия сейчас не располагает. Возможности сохранить бывшие позиции СССР на мировом рынке оружия также оказались ограниченными. Советский Союз оказывал военную помощь, руководствуясь опять-таки идейно-политическими мотивами, предоставляя ее на льготных условиях или безвозмездно. С другой стороны, переход к торговле оружием не только предполагает заинтересованность в росте очагов конфликтов в мире, но и требует умения конкурировать с производителями оружия стран НАТО, с Китаем, что отнюдь не просто.

Ограниченный возможности привлечения иностранных инвестиций для решения внутриэкономических проблем. С одной стороны, мешают идейные соображения, опасения "закабаления", как правило необоснованные, поскольку в современном мире умение привлечь иностранных инвесторов, создать им благоприятные условия оказывается важнейшей предпосылкой собственного ускоренного развития. Эту модель используют США, Западная Европа, отнюдь не попадая в какую-либо "зависимость". Проблема России в ином: в силу нестабильности социально-экономической и политической ситуации, отсутствия четкого законодательства, регламентирующего и защищающего деятельность зарубежных инвесторов, она оказывается для них малопривлекательной. Зарубежные фирмы охотно идут на разовые закупки сырья, энергоносителей, отдельных видов продукции, однако не спешат реализовывать долгосрочные проекты на территории Российской Федерации.

Не слишком велико политическое влияние России на ход мирового развития. Большая часть союзников СССР по "антиимпериалистической борьбе" либо прекратили свое существование, либо стали искать себе иных покровителей. В любом случае весьма сомнительно, что сохранение союзнических отношений с режимом М.Кад-дафи в Ливии, С.Хусейна в Ираке, Ф.Кастро на Кубе стало бы политическим активом России. Эти режимы, находящиеся в политической изоляции, нарушающие сложившиеся международно-правовые нормы, права человека, не могут быть союзниками государства, декларирующего свою приверженность этим нормам.

Обретение новых союзников и партнеров оказалось серьезной проблемой. Первоначальные расчеты российской дипломатии на возможности партнерства (и даже союзничества) с государствами НАТО далеко не полностью оправдались. США и их союзники в целом позитивно восприняли готовность России к сотрудничеству, поддержку, которую она стала им оказывать на уровне международных и региональных организаций в деле урегулирования конфликтов вокруг Кувейта, бывшей Югославии, на Ближнем Востоке. В то же время очень быстро выяснилось, что в какой-либо активной или самостоятельной роли России Запад не нуждается. Его вполне устраивала пассивная поддержка, особенно отказ от противодействия его курсу в Совете Безопасности ООН.

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе истории большое влияние на жизнь граждан и государств в целом оказывает международная политика. Это связано, прежде всего, с усилением взаимозависимости стран и народов, расширением экономических, научно-технических и иного сотрудничества между ними, развитием межличностных контактов, созданием мощных, не знающих национальных границ СМИ и глобальных, общемировых информационных систем.

В современном мире существуют различные уровни политики: макро-, микро- и мега уровни тесно взаимосвязаны и оказывают друг на друга большое влияние.

Политику, выходящую за пределы национальных государств, характеризует ряд категорий. Во-первых, внешняя политика. Это внешнее действие одной нации, одного государства. Она характеризует деятельность или, гораздо реже, сознательную бездеятельность государства по отношению к другим странам. Во-вторых, международная политика – это совокупная  деятельность государств на международной арене. Межгосударственная политика - отражает систему отношений между государствами, их органами, службами и представителями (президент, правительство, парламент, министерство иностранных дел и др.).

В современной мировой политике действует огромное количество различных участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств. Государства - наиболее могущественные и организованные субъекты, сосредоточившие в своих руках основные средства воздействия на международную жизнь. Через государства народы и нации организованно представляют свои интересы на мировой арене. Ни одно развитое общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни. Государства опосредуют и контролируют деятельность иных участников международных связей административных единиц (области, края, региона), общественных организации, фирм, индивидов. Существуют и нетипичные государственные субъекты международных отношений - Ватикан, вольный город и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Основная:

1.      Богатуров А. Д. Современные теории стабильности и международные отношения России - М.: 2007

2.      Косолапов Н.А. Тема 2 Теоретические исследования международных отношений (Современное состояние науки) // Мировая экономика и международные отношения - 1998. № 2.

Дополнительная:

1.      Косолапов Н.А. Тема 4 Явление международных отношений: историческая эволюция объекта анализа (Введение в теорию) // Мировая экономика и международные отношения. - 1998. № 4.

2.      Косолапов Н.А. Тема 5. Явление международных отношений: современное состояние объекта исследований (Введение в теорию) // Мировая экономика и международные отношения. - 1998 № 5.

3.      Политическая наука: новые направления. Часть V. Международные отношения -М., 2006

4.      Политология: Учебное пособие для вузов/ Научный редактор А.А. Радугин - М.: Центр, 2007

5.      Тавадов Г.Т. Политология: Учебное пособие - М., 2000.

6.      Ирхин Ю.В., Зотов В. Д. Политология. – М.: Юрист, 2001.

7.      Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию - М., 2002.

 

4

 



[1] Ирхин Ю.В., Зотов В. Д. Политология. – М.: Юрист, 2001 С. 99

[2] Ирхин Ю.В., Зотов В. Д. Политология. – М.: Юрист, 2001 С. 100

[3] Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию - М., 2002 С. 122

[4] Косолапов Н.А. Тема 5. Явление международных отношений: современное состояние объекта исследований (Введение в теорию) // Мировая экономика и международные отношения. - 1998 № 5. С. 23

[5] Косолапов Н.А. Тема 4 Явление международных отношений: историческая эволюция объекта анализа (Введение в теорию) // Мировая экономика и международные отношения. - 1998. № 4 С. 9


Информация о работе Россия и её место в системе международных отношений