Россия и её место в системе международных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Понимание политики как сложного и многогранного явления предполагает его анализ не только на общественном и личностном уровнях, но и на уровне международном. Объясняется это тем, что сама природа политики характеризуется взаимодействием и противоборством различных интересов и сил, как внутри той или иной страны, так и на международной арене. Поэтому важными составляющими современной общественной жизни выступает международная политика и международные отношения, их природа, закономерности функционирования развития.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Государство в системе современных международных отношений и мировой политики………………………………………………………………4
2. Россия и её место в системе международных отношений…………………11
Заключение………………………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………..21

Файлы: 1 файл

политология.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

Важным элементом государственной территории являются воды, которые делятся на внутренние (водные пути, моря, морские порта, рейды, бухты и т.п., расположенные в пределах государственных границ) и территориальные. Воды, входящие в состав государственной территории, имеют большое геополитическое значение: Во-первых, внутренние водные пути (реки, каналы и т.п.) выполняют роль геостратегических линий развития государств. По ним проходят важные транспортные коммуникации; вдоль этих водных путей располагаются крупные города, формируются экономические районы, проживает значительная часть населения страны; внутренние воды играют роль естественных преград при обороне государства;

Во-вторых, территориальные воды обеспечивают государству выход к открытому морю и мировой системе морских коммуникации.

Воздушное пространство имеет важное значение в аспекте транспортных коммуникации и обороны страны.

Государственные территории всех стран мира вместе с международными проливами, открытым морем и Антарктидой составляют мировое геополитическое пространство. Структуру мирового геополитического пространства представляет: геостратегические регионы, геополитические регионы, государственные территории, воздушное пространство, суша, воды: внутренние, территориальные, особые экономические зон, недра[4].

Геополитическое пространство подразделяется на геостратегические регионы. Геостратегический регион - образуется вокруг государства или группы государств, играющих ключевую роль в мировой политике, и представляет собой большое пространство, в которое, помимо территорий регионообразующих стран, входят зоны их контроля и влияния. Геостратегические регионы состоят из геополитических регионов. Геополитический регион - это часть геостратегического региона, отличающаяся более тесными и устойчивыми политическими, экономическими, культурными связями. Геополитический регион более органичен и компактен, чем геостратегический.

Существенную роль в геополитических исследованиях играет категория “граница”. В политическом плане под границей понимают рамки, ограничивающие пространство, на которое распространяется национальный суверенитет. Граница - это не просто линия, механически обозначающая размежевание государственных территорий. Граница является одним из важнейших факторов, обеспечивающих жизнеспособность и безопасность государства. Она определяет ареал формирования национального самосознания и национальной идентичности. Способность государства обеспечивать неприкосновенность и защиту своих границ является показателем его силы и авторитета в международном сообществе. Границы подразделяются на естественные и искусственные. Под естественными границами (моря и океаны, реки и горные цепи) понимают созданные природой рубежи и преграды, которые используются для отделения территорий одного государства от другого или от открытого моря. Искусственные границы обустраиваются людьми с помощью специальных инженерных сооружений. В геополитике отдается предпочтение естественным границам над искусственными. Границы выполняют важные геополитические функции. Они разделяют зоны действия национальных суверенитетов, служат рубежами передовой обороны государств, выступают в качестве пунктов контроля за миграцией людей и т.д.

Важным элементом геополитического анализа является сила (или мощь) государства. Категория сила отражает чрезвычайно сложное и многофакторное геополитическое явление. С одной стороны, сила государства - это способность одной державы достигать своих целей во внешней политике путем оказания существенного или определяющего воздействия на политику других стран. С другой стороны, сила связана с возможностями государства отстаивать свои интересы, самостоятельно решать жизненно важные задачи своего политического и экономического развития.

Современная геополитическая теория в наши дни ищет ответ на вопрос, связанный с адекватной оценкой силовых соотношений между государствами современного мира. Эта проблема тесно связана с определением баланса сил в международном сообществе, которая является исторической категорией и во многом определяет глобальное развитие человечества и отдельных регионов на нашей планете

 

2. Россия и её место в системе международных отношений

 

Широко распространено сравнение России с распавшимся СССР (правопреемником которого в международных делах выступает Российская Федерация)» которое, естественно» оборачивается не в её пользу» Восприятие России как своего рода "уменьшенного Советского Союза" способствует развитию комплекса национальной неполноценности» ущемленности роли в мировых делах» способствует возникновени» реваншистских настроений» болеэненнмх реакций на ситуации» воспринимающихся как уничижительные для статуса великой державы» угрожающие дальнейшим сокращением ее территории Возникают совершенно неправомерные аналогии с Германией» ущемленной кабальными условиями Версальского договора

С международно-правовой точки зрения республики» входившие в состав СССР» включая и Российскую Федерацию» реализовав своё право на самоопределение» выступают в качестве самостоятельных государств, и нет никаких оснований воспринимать их в качестве "осколков" бывшей великой державы» Это - новые» суверенные государства» идущие по пути становления и развития своей государственности» осмысления и реализации собственных интересов» отнюдь не идентичных интересам бывшего СССР

Советский Союз выступал одним из столпов биполярного мира» олицетворяя собой один из его "полюсов". Его интересы» а соответственно и действия на международной арене определялись характером господствующей в нём политической системы и оправдывающей ее идеологии. КПСС обосновывала своё монопольное пребывание у власти тем» что ей ведомы пути исторического прогресса в мировом масштабе, соответственно ход мирового развития должен был определяться прогнозами Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина» превращенными идеологами КПСС в непререкаемые догматы Всякое отклонение от предначертанного хода событий воспринималось как следствие злокозненных действий сил реакции» империализма» на противоборство с которым и были направлены основные усилия СССР на международной арене. При этом интересы идеологии явно вступали в противоречие с интересами развития самого СССР Его национально-государственные интересы требовали как можно более широкого участия в системе международного разделения труда» а мотивы противоборства заставляли ограничивать это участие или заменять его суррогатом» попытками создать свою систему международного сотрудничества» оказавшуюся» как доказал крах СЭВа» совершенно нежизнеспособной Интересы народов СССР требовали уменьшения бремени затрат огромных ресурсов на военные цели» а идеологи КПСС доказывали» что это невозможно в силу агрессивной природы империализма. При этом умалчивалось» что многие ситуации» ограничивающие возможности смягчения напряженности инициировались действиями самого СССР в странах» которые США считали своей "сферой влияния"» что большие средства отвлекались на поддержку коррумпированных» диктаторских режимов лишь за то» что они числились среди союзников СССР»[5].

По-своему идеологи КПСС были правы» поскольку» как показал опыт политики 'нового мышления М. С. Горбачева» признание» что так называемый мировой революционный процесс завел в тупик» что со странами Запада можно вести мирный диалог» ликвидируя ненужные горы оружия» добило и так уже потерявшие силу идеологические догматы и тем самым подорвало легитимность монополии КПСС на власть. Как бы ни оценивать события недавнего прошлого» нельзя игнорировать главного: эта монополия» равно как и порождавшаяся ею внешняя политика, объективно вступала в возрастание противоречие с интересами народов СССР» генерировала, курс» чреватый серьезными катаклизмами глобального масштаба.

У Российской Федерации нет и не может быть оснований считать себя "усечённый СССР" хотя бы потому» что интересы России на международной арене диаметрально противоположны советским. Россия исходно ориентируется на развитие демократического» плюралистического общества с рыночной экономикой» органически участвующий в системе международного разделения труда. Уже в силу этого у России нет никаких оснований считать, что у нее есть противники или недруги на международной арене, что ей нужно с кем-то "противоборствовать".

Другой вопрос, что в сфере внешней политики в первые два примерно года суверенного развития Российской Федерации было немало иллюзий, не отвечавших реальному положению дел. Ожидалось, например, что страни Запада с энтузиазмом приветствуя: готовность России открыться миру, окажут ей содействие во вхождении в уже сложившиеся структуры международной хозяйственной интеграции, воспримут её в качестве не соперника, а партнера крупнейших "центров силы" современного мира - США, Западной Европы, Японии. Не было учтено, что статус любой державы в системе международных отношений определяется параметрами, по которым оказывается Россия в не благоприятном положении.

Удельный вес государства в международных делах в современном мире определяется многими показателями. Размер территории, наличие природных ресурсов важны, но если эта территория плохо освоена, если не развита инфраструктура транспортной сети, из-за чего затруднена разработка полезных ископаемых, то большие размеры страны оказываются скорее помехой, чем подспорьем для развития. Численность населения - важнейший показатель, но если уровень жизни низок, а уровень профессиональной подготовки рабочей силы невысок, то это не дает никаких преимуществ. Военная мощь играет определенную роль, но само по себе обладание ею не дает никаких "козырей", поскольку угроза её применения, а тем более непосредственное использование вне своих границ без санкции международного сообщества поставит соответствующее государство в положение полной международной изоляции, вовлечет его в конфликт с военными союзами, мощь которых намного выше, чем отдельных стран. Геополитическое положение (обладание легко защищаемыми границами, выход к морям; дружественные или напряженные отношения с соседями и т.д.) играет определенную роль, но в эпоху ракетно-ядерного оружия, мобильных войск, развитых средств транспорта эта роль не определяющая.

Наиболее существенны такие показатели, как удельный вес в мировом промышленном производстве, доля в мировой торговле, особенно передовыми технологиями и продукцией наукоемких отраслей промышленности. Важно наличие свободных капиталов, а также дружественных стран со стабильными режимами, куда они могут быть выгодно и безопасно вложены. Очень существенно наличие союзников и партнеров, способных поддержать позиции государства ю ООН, на иных международных форумах, содействовать в защите от внешних вызовов. Принципиально важна способность государства проявлять инициативу в решений глобальных проблем современности, оказывать содействие другим странам.

Выполнение этих условий зависит от достижений в разработки и освоении новых технологий, уровня и качества жизни населения, степени социальной и политической стабильности, состояния межнациональных отношений.

При рассмотрении положения России в мировом сообществе с учетом приведенных критериев обращает на себя внимание следующее.

Россия обладает обдирной территорией и значительными природными ресурсами. Однако, учитывая, что эта территория на 4/5 плохо освоена, расположена в суровых климатических условиях, это - в лучшем случае - ресурс развития XXI века, но не фактор влияния в мировых делах современности. Хуже того, слабая заселённость и неосвоенность обширных районов Сибири, Дальнего Востока, Приморья привлекают внимание сопредельных густонаселенных и развитых стран (Япония, Китай, Северная и Южная Корея), которые были бы не против включить данные регионы в орбиту своего экономического влияния, освоить их с привлечением собственной рабочей силы, что потенциально способно угрожать этнической и даже территориальной целостности России.

Россия унаследовала от СССР его вооруженные силы, оснащенные ракетно-ядерным оружием и сохраняет статус военной державы № 2 в современном мире (после США). Это, однако, также источник сложностей, а не влияния. Функционально Советские вооруженные силы обеспечивали не только и не столько защиту территории СССР, сиолько прикритие для рмвития в мире революционных процессов, для шатающихся просоветских режимов, иначе говоря, были инструментом "холодной войны". Коль скоро Россия не собирается ее продолжать, они ей, строго говоря, не нужны. Ракетно-ядерная мощь не может быть инструментом завоевания рынков, ее нельзя применять даже как фактор давления без риска навлечь на себя весьма жесткие меры со стороны мирового сообщества. Сам факт обладания советскими арсеналами меиает развитию нормальных отношений России с другими государствами. Последние, учитывая политическую нестабильность в России, обоснованно опасаются прихода к власти в Москве великодержавных или неокоммунистических сил, которые встанут на путь восстановления СССР и его "сфер влияния", в том числе и силовым путем.

Складывается довольно сложная ситуация. Роэдел Советской Армии, демонтаж ее арсеналов требуют затрат ресурсов, создают проблемы безработицы среди бывших военнослужащих. Поддержание боеспособности этой армии с соответствующей модернизацией неуклонно устаревающих арсеналов также требует расходов и затрат, которые России явно не под силу и, главное, не отвечают принятой ей доктрине обеспечения обороноспособности на уровне "разумной достаточности". Постепенное сокращение Советской Армии с одновременным созданием новой, российской, также обернется достаточно дорогостоящим мероприятием. В любом случае советская военная мощь - не "козырь" в мировых делах и не показатель роли России в современном мире.

По численности населения и экономическому потенциалу Россия находится отнюдь не на первых ролях в мировом сообществе. По численности населения впереди идут не только Китай и Индия, но и США, к этому рубежу приближаются многие страны "третьего мира" - Бразилия, Индонезия. Объем валового национального продукта России в 12 раз уступает американскому, в 7 раз - японскому, в 3 раза - германскому, и 2,5 раза - французскому, в 2 раза - британскому. При пересчете объема ВНП на душу населения Россия окажется ниже многих стран Америки.

Весьма неблагоприятны позиции России в мировой торговле. Система внешнеэкономических связей СССР, строившаяся преимущественно на критериях идейно-политической целесообразности, а не на рациональных экономических соображениях, распалась. Оставшаяся в наследство структура торговли со странами Запада была типична для отсталой страны "третьего мира": в 80-К гг. экспорт СССР в развитые страны в основном состоял из сырья и энергоносителей; в импорте, напротив, преобладали готовые, наукоемкие изделия. Особых шансов на быстрое улучшение положения нет, во всяком случае в 1992-95 гг. экономические проблемы России обострялись, что было связано, во-первых, с трудностями перехода от централизованного планирования экономики к рыночным отношениям; во-вторых, с прогрессирующим распадом экономических связей со странами, входящими в СНГ; в-третьих, с инфляционными процессами и налоговой политикой государства, которые в сумме подрывали заинтересованность отечественных и зарубежных предпринимателей в промышленных инвестициях; в-четвертых, С определено однобокой, унаследованной от СССР экономикой, в которой доминируют предприятия НИК. Военные расходы России в 1994 г. примерно в 2,5 раза уступали по абсолютному объему военным расходам США, в то время как по объему ВНП США превосходят Россию в 12 раз. При объеме ВНП на душу населения в США в 22563 долл. военные расходы, также в "душевом" исчислении, здесь составляют 901,01 долл., т.е. около 4% ВНП. В России аналогичные показатели - 3220 долл. и 615,39, т.е. не менее 20% ВНП. Ясно, что это - главный источник инфляции, основной фактор отвлечения ресурсов от производительных инвестиций.

Информация о работе Россия и её место в системе международных отношений