Развитие политической мысли в сочинениях Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 01:11, контрольная работа

Краткое описание

Политические знания в античности существовали в философско-этической форме, поскольку все философы Древней Греции в той или иной мере касались вопросов власти, управления государством. Однако наиболее существенный вклад в развитие политической мысли внесли древнегреческие философы Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - автор работ «Государство» «Политик» и «Законы», а так же его ученик Аристотель(384 - 322 гг. до н. э.), написавший знаменитый трактат «Политика».

Оглавление

Введение
Понятие и классификация политических режимов Аристотеля …………………4
Государство и его устройство в «Политике» Аристотеля …………………………5
Форма государственного устройства ……………………………………………….8
Виды форм государственного устройства и их различия …………………………9
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Политология Бурчикова.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

      Как правило, унитарное государство  характерно для однонациональных

государств, где  большинство населения является представителем одной нации.

Также унитарная  форма государственного устройства характерна государствам с

монархической формой правления.

      Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством . Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства.

      Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства - федераций и конфедеративных государственных союзов.

      В наше время, как уже говорилось ранее, унитарное государство также

существует, но это явление не носит столь  значительного и всеобъемлющего

характера, как  раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как

небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных

методов ), однонациональных (из - за отсутствия необходимости осуществления

права каждого  народа на самоопределение и самостоятельное  государственное

строительство), а также для монархических  государств ( в связи с традициями

). Примерами  могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Кроме

того, унитарная  форма государственного устройства характерна для

государственных образований, являющихся субъектами какой - либо федерации.

      Любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления.

      Федеративное  государство. Это союзное государство, части которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом, который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого.

      Существует  также разграничение полномочий между центральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Это способствует ( наряду с делением государственной власти на три "ветви" ) децентрализации и "разделению" власти, предупреждающим ее концентрацию. Как правило, к ведению общефедеральных органов власти относится внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая политика, принятие

общефедерального  законодательства; в компетенцию  органов власти субъектов

федерации входит решение вопросов о формировании органов власти на своей

территории, принятие своего законодательства, иногда налоговая  политика. 

      Как уже говорилось, федерация как особая форма государственного устройства начала возникать вместе с появлением в XVII - XVIII веках республик, вместе с волной буржуазно - демократических революций. Пожалуй, наиболее известным примером федерации могут послужить Соединенные Штаты Америки.

      Сейчас  эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно

многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти

отражение в  предоставлении государственности в рамках федерации ( российская

Федерация - хороший  тому пример ).

      Главное различие между обеими формами (федерация и унитаризм),заключается в том, что при унитарной форме территория

государства состоит  из политико-административных или административных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государство подобные образования или даже государства — субъекты федерации. Соответственно для федеративной формы характерно

конституционно установленное разграничение компетенции между федерацией в

целом и ее субъектами, существование и границы которых  обычно арантированы

конституцией, тогда  как в унитарном государстве  компетенция территориальных

единиц, как и  нередко само их существование и  границы, устанавливаются

текущими актами центральной власти.

      Можно сказать, что субъекты федерации всегда обладают государственной автономией. Этот критерий помогает и в случаях, когда различие между унитаризмом и федерализмом в конкретном государстве весьма невелико, как, например, в федеративных Венесуэле или Канаде, где штаты, соответственно провинции, не имеют конституций, а также в унитарных Испании или Италии, где высшие территориальные единицы также обладают государственной автономией.  

      Третьей формой государственного устройства принято  считать конфедерацию. Однако, как уже говорилось выше, сейчас взгляд на конфедерацию стал меняться, и многие юристы сравнивают эту форму с государственным союзом.

      Конфедерация - это, по словам, Алексеева С.С. , "государственный союз

государств". То есть ни одно из государств - членов конфедерации не

утрачивает своего государственного суверенитета; части  конфедерации не только

обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою

национальную  денежную систему, армию, полицию и  т.д.

      Конфедерация  возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких -либо общественных целей ( объединение усилий в той  или иной сфере

человеческой  деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле,

культуре или  искусстве, экономике и др.). Как  правило, конфедерация не имеет

собственных органов  управления; чаще всего создаются  консультативные,

наблюдательные  или контрольные органы.

      Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике

встречалась и  встречается крайне редко. Это все - таки переходная форма

государственного  устройства, и поэтому она возникает  на несколько лет, не

больше.

      Однако  существует мнение, что конфедерация может стать со временем весьма распространенным явлением.

      Следует также указать на юридическое  различие между федерацией и конфедерацией.

      В принципе оно заключается в том, что федерация — это форма  территориального устройства государства, а конфедерация — форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто.

      Конфедерация, как и федерация, может иметь общие органы типа парламента, правительства, верховного суда, однако юридическая специфика заключается в том, что в отличие от актов федеральных органов власти акты органов конфедерации, во всяком случае акты законодательной

и исполнительной власти, не действуют непосредственно  на территориях

государств-субъектов  конфедерации, а нуждаются в подтверждении (ратификации) их соответствующими органами, которые могут их и нуллифицировать, то есть отклонять.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Политическое  учение Аристотеля имеет чрезвычайно  большую теоретическую и еще  большую историческую ценность.

     «Политика»  Аристотеля - ценнейший документ как  для изучения политических взглядов самого Аристотеля, так и для изучения древнегреческого общества классического  периода и имевших в нем  свою опору политических теорий.

     Аристотель  выделил шесть основных типов политических режимов. Понятия «государство» и «общество» Аристотель, по сути, отождествлял. В экономических отношениях Аристотель видит только социальные формы общения. 

     Аристотель  различает три правильные и три  неправильные формы государства. Критерием для определения правильных форм государственного строя Аристотель признаёт способность формы правления служить делу общественной пользы.

      Правильными он считает монархию, аристократию и политею. Неправильными - тиранию (возникающую как деформация монархии), олигархию (деформация аристократии) и демократию (деформация политеи). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы: 

  1. Василик М.А., Вершинин М.С. Политология. Элементарный курс: Учебное пособие для студентов  вузов. – М., 2003.
 
  1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебное пособие. – М., 2003.
 
  1. http://works.tarefer.ru/
 
  1. http://www.coolreferat.com

Информация о работе Развитие политической мысли в сочинениях Аристотеля