Развитие политической мысли в сочинениях Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 01:11, контрольная работа

Краткое описание

Политические знания в античности существовали в философско-этической форме, поскольку все философы Древней Греции в той или иной мере касались вопросов власти, управления государством. Однако наиболее существенный вклад в развитие политической мысли внесли древнегреческие философы Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - автор работ «Государство» «Политик» и «Законы», а так же его ученик Аристотель(384 - 322 гг. до н. э.), написавший знаменитый трактат «Политика».

Оглавление

Введение
Понятие и классификация политических режимов Аристотеля …………………4
Государство и его устройство в «Политике» Аристотеля …………………………5
Форма государственного устройства ……………………………………………….8
Виды форм государственного устройства и их различия …………………………9
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Политология Бурчикова.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ 

ТИХВИНСКИЙ  ФИЛИАЛ 

КАФЕДРА «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ» 
 
 

Контрольная работа 

По дисциплине : « политологии  »

На тему: «Развитие политической мысли в сочинениях Аристотеля.» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 2 курса,

заочного  отделения,

спец. 080109у

«Политологии»

Бурчикова Г.А. 

Проверила:

Назаров А.Н. 
 

                                                                              

                                                                     

                                                 г. Тихвин 

                                                      2012 
 
 
 

Содержание: 

Введение 

Понятие и классификация  политических режимов Аристотеля …………………4 

Государство и  его устройство в «Политике» Аристотеля …………………………5 

Форма государственного устройства ……………………………………………….8 

Виды форм государственного устройства и их различия  …………………………9 

Заключение 

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Политические знания в античности существовали в философско-этической форме, поскольку все философы Древней Греции в той или иной мере касались вопросов власти, управления государством. Однако наиболее существенный вклад в развитие политической мысли внесли древнегреческие философы Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - автор работ «Государство» «Политик» и «Законы», а так же его ученик Аристотель(384 - 322 гг. до н. э.), написавший знаменитый трактат «Политика».

  Политическое учение Аристотеля изложено им главным образом в его работе «Политика», примыкающей к «Этике». В этике Аристотель развил как образец и как цель блаженной жизни идеал созерцательного постижения истины. Аристотель признал этот идеал трудно достижимым, доступным в полной мере лишь для божества.  
 Поэтому в «Политике» Аристотель говорит лишь об этических добродетелях и о таких интеллектуальных добродетелях, которые связаны лишь с практическим разумом. В качестве таковых Аристотель выделяет мужество, благоразумие, справедливость и рассудительность.

  Изучение социально-политические идеи Аристотеля поможет понять причину противоречия в политических учениях позволит судить, опираясь на опыт современности, о реальности моделей идеального государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие и классификация  политических режимов Аристотеля. 

  Понятие политического режима (от лат. regimen — управление) выступает как интегральная характеристика политической системы. Политический режим характеризует особенности функционирования политической власти в том или ином государстве. Политический режим - это совокупность средств и методов,с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы,способов голосования и принципов принятия решений,образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Для анализа политических режимов берутся не внешние, формальные признаки власти, а реальная практика ее применения.

      Первые  классификации того, что мы сейчас называем политическим режимом, были предложены античными «отцами» политической науки Платоном и Аристотелем. Известна классификация Аристотеля проста и логична. В зависимости от двух критериев, количественного состава верховной власти и результатов ее деятельности, Аристотель выделил шесть основных типов политических режимов.          Классификация политических режимов по Аристотелю 

Властвует

в пользу:

Общего  блага 

управляемых

Личного блага 

правителей

Один Монархия Тирания
Несколько Аристократия Олигархия
Все (или  как можно больше) Хорошая демократия (политейя) Плохая демократия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Общепринятой сейчас является типология политических режимов с учетом особенностей взаимодействия государства и гражданского общества. Современные взгляды на характер политического режима, исходят из наличия двух всеобъемлющих типов: автократии (общество отстранено от принятия политических решений) и демократии (политические решения принимаются коллективно). 

     Государство и его устройство в «Политике» Аристотеля

     Понятия «государство» и «общество» Аристотель, по сути, отождествлял. «Государство - это «некий вид общения». Государство - только одна, высшая форма общения между людьми. В пределах государства существует целая система других социальных отношений со своими особыми целями и особыми путями развития. Каждый частный вид общения возникает в целях какого-либо блага». В экономических отношениях Аристотель видит только социальные формы общения и выделяет из них три вида:

     1) общение в границах отдельной  семьи, или «дома»;

     2) общение в смысле ведения хозяйственных дел;

     3) общение для обмена благами.

     Все экономические отношения имеют  целью только выгоду, и к ней  сводятся в них все расчеты. Напротив, в общении, называемом дружбой, и  тем более в общении, образующем государство, мотивы, определяющие поведение  людей, совершенно другие. Положить в основу государства имущественную выгоду граждан значило бы принизить государственное общение до общения только хозяйственного. Государство существует «не просто ради существования, но скорее ради благой жизни». Противопоставляя государство другим видам общения, Аристотель заканчивает свой анализ следующим выводом. «Ясно, - говорит он, - что государство не есть ни топографическое общение, ни охранительный союз против несправедливостей, ни общение ради хозяйственного обмена. Все это необходимо должно быть, чтобы создалось государство, но пока есть только это, государство еще не возникает. Оно возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни».

     Человек по природе - существо государственное, и если кто-либо в силу своей природы, а не в силу случайных обстоятельств  живет вне государства, тот или  выше человека, или недоразвит в  нравственном отношении. Совершенством  человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина, в свою очередь» - совершенность его государства. Взгляд этот в высокой мере типичен для наблюдателя и исследователя жизни греческих полисов, каким был Аристотель.

     Природа государства, согласно Аристотелю, стоит «впереди» природы семьи и индивида: необходимо, чтобы целое предшествовало своей части. И действительно, всякий предмет определяется совершаемым им актом и возможностью совершить этот акт; раз эти свойства у предмета утрачены, нельзя уже говорить о нем как о таковом: останется только его обозначение. Поэтому, если отдельный человек «не способен вступить в общение или, считая себя существом самодостаточным, не чувствует потребности ни в чем, он уже не составляет элемента государства, но становится либо животным, либо богом».

     В состав государства входят отдельные  лица, «ойкосы» (семьи) и селения. Однако далеко не все отдельные лица принадлежат  к составу государства. К нему не принадлежат, согласно учению Аристотеля, рабы.

     Сущность  государства он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага.

     Аристотель  различает три правильные и три  неправильные формы государства. Критерием  для определения правильных форм государственного строя Аристотель признаёт способность формы правления служить делу общественной пользы. Если правители руководствуются общественной пользой, то, согласно Аристотелю, такие формы государственного устроения, независимо от того, правит ли один, или немногие, или большинство, - формы правильные, а те формы, при которых правящие имеют в виду личные интересы - или одного лица, или немногих, или большинства, - являются формами, отклоняющимися от нормальных. Правильными он считает монархию, аристократию и политею. Неправильными - тиранию (возникающую как деформация монархии), олигархию (деформация аристократии) и демократию (деформация политеи).

     Основными функциями государства Аристотель считает:

  1. предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан
  2. чрезмерного роста политической власти личности
  3. удержание рабов в повиновении.

     Он  отвергает спекулятивное «идеальное государство» Платона. Идеальным он считает такое государство, которое  обеспечивает максимально возможную  меру счастливой жизни для наибольшего  числа рабовладельцев. Рабов и  свободную бедноту он считает политически бесправными. Остальные свободные граждане (состоятельные) обязаны принимать участие в делах государства.

     Идеал государства, по Аристотелю,- общество, которое опирается на частную  собственность на орудия труда, земли  и рабов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Форма государственного устройства

 

  Форма государственного устройства -национальное и административно-

теppитоpиальное  строение госyдаpства, которое pаскpывает хаpактеp взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и госyдаpственной власти.

      Организация госyдаpства pассматpивается с точки зрения pаспpеделения госyдаpственной власти и госyдаpственного сyвеpенитета в центе и на местах, их разделения между составными частями госyдаpства.

      Форма госyдаpственного yстpойства показывает:

  • из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;
  • как строятся отношения между центральными и местными госyдаpственными
  • органами;
  • в какой госyдаpственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на теppитоpии данного госyдаpства.

  По фоpме госyдаpственного yстpойства все госyдаpства можно подpазделить на тpи основные гpyппы:

1.       унитарные

2.       федеративные

3.       конфедеративные 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды  форм государственного устройства и их различия 

      Исторически сложились три "классических" формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство ( федерация ), конфедерация.

  В последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д. ).

  Первый из трех видов формы государственного устройства: Унитарное государство - это цельное государство, части ( территориальные

подразделения ) которого ( департаменты, провинции, округа, и т. д. )

являются только административно - территориальными образованиями, не имеющими каких - либо суверенных прав. У этих образований нет своего законодательства и своей судебной системы, органы административного управления либо подчинены непосредственно центральным органам власти, либо имеют двойное подчинение -"центру" и местным представительным органам.

Информация о работе Развитие политической мысли в сочинениях Аристотеля