Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:28, доклад
Центральной и одной из важнейших политических категорий, неразрывно связанных с политикой, выступает власть. Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Она
ядро и средство осуществления политики.
Федеральное Собрание основывается
на принципиально новом понимании
народного представительства по
сравнению с тем, которое определяло
положение представительных органов
прежде. Законодательные органы теперь
не образуют единую вертикаль подчиняющихся
снизу вверх всех Советов, хотя
Федеральное Собрание занимает высшее
положение как орган федеральной законодательной
власти.
Федеральное Собрание отражает
реальный федерализм, построенный на
строгом разделении предметов ведения
и полномочий органов государственной
власти Федерации и ее субъектов.
Если по прежней российской Конституции
парламент характеризовался как
законодательный, распорядительный и
контрольный орган
Как представительный орган
Федеральное Собрание выступает
выразителем интересов и воли
всего многонационального народа, т.
е. граждан Российской
Федерации. Народное представительство
обеспечивается демократической избирательной
системой, открывающей возможность избрания
в парламент для каждого гражданина в
Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), Правительство РФ обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства. Оно: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
Правительство Российской
Федерации обеспечивает проведение единой
государственной социальной политики,
реализацию конституционных прав граждан
в области социального обеспечения, способствует
развитию социального обеспечения и благотворительности;
. принимает меры по реализации трудовых
прав граждан;
. разрабатывает программы сокращения
и ликвидации безработицы и обеспечивает
реализацию этих программ (что является
острой необходимостью в условиях затянувшегося
экономического кризиса).
суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).
К сожалению, все еще
традиционно слабой остается в России
судебная власть. Прокламированные Конституцией
принципы судоустройства и судопроизводства
реализуются с трудом. И в данном
случае ощущается противодействие и давление
со стороны других ветвей власти. Несмотря
на провозглашенные правовые и социальные
гарантии судьи, как то несменяемость,
неприкосновенность, независимость и
т.д., они очень часто не могут полностью
обеспечиваться из-за отсутствия технической
и материальной базы.
По Конституции РФ судебная власть является
трехзвенной. Высшими судебными органами
являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный
Суд,
Конституционный Суд.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126).
Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации является высшим
судебным органом по разрешению экономических
споров и иных дел, рассматриваемых
арбитражными судами, осуществляет в
предусмотренных федеральным
Конституционный Суд призван
осуществлять контроль за всеми государственными
органами в РФ. Рассматривать соответствие
Конституции издаваемых нормативных
актах, заключаемых международных
договоров. Также
Конституционный Суд решает споры между
федеральными органами государственной
власти России и органами государственной
власти субъектов
Российской Федерации (ст. 125).
В связи с принятием
России в Совет Европы теперь юрисдикция
Европейского Суда распространяется и
на территорию России. Это теперь высший
судебный орган для России и ее граждан.
Особое значение в системе сдержек и противовесов имеет судебный конституционный контроль. В правовом государстве судебная власть должна быть важным гарантом прав и свобод, конституционного строя. Центральное место здесь занимает, конечно же, Конституционный Суд, который призван осуществлять конституционный контроль.
Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.
Отношения судебной власти
с законодательной и, особенно, исполнительной
властью, однако, не является образцом
системы «сдержек и противовесов».
Следуя принципу разделения властей, Конституция
содержит следующие положения: «Правосудие
в Российской Федерации осуществляется
только судом(118 ст.). Судьи независимы
и подчиняются только Конституции
Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.
Статьёй 1 Федерального закона
«Об общих принципах
Большое значение для реального
разделения властей имеет существование
«четвертой власти». Конституция 1993 года
закрепила ряд положений, обеспечивающих
независимость средств массовой информации
и их возможность влиять на государственную
власть. «Гарантируется свобода средств
массовой информации. Цензура запрещена»
(ст. 29 Конституции РФ).
Заключение
Итак, подводя итоги, можно
сказать, что теория разделения властей
нашла свое признание не только в
российской государственно-правовой науке,
но и нашла свое реальное воплощение
на практике. Теория разделения властей
- общедемократическая концепция, завоевание
передовой общественной мысли, общечеловеческая
ценность, которая может служить
целям демократии в государственном
управлении. Но теория разделения властей
осуществима прежде всего в плане
общего принципа, начала, которым следует
руководствоваться при создании
структуры государственных
Воплощение в жизнь
теории Монтескье почти всеми
признается необходимым для становления
в России правового государства,
гражданского общества, для защиты
прав и свобод человека и гражданина.
Однако вряд ли стоит переоценивать
(как и недооценивать) полезность
теории, «разделение властей
- отнюдь не панацея от всех бед ... плохого
государственного управления.
Необходима политическая культура, развитое
общественное правосознание и многое
другое»[32]. Пока же можно констатировать
лишь то, что закрепленная в конституции
форма правления имеет серьезные изъяны
и явно не соответствует теории разделения
властей. «Здесь открыта не просто дорога
самовластию, но - злоупотреблениям самовластием»[33].
Закрепленные в
Конституции положения носят явно временный
характер, они обречены на пересмотр. В
перспективе, если в нашей стране будут
и дальше развиваться идеи демократии
и правового государства, то можно предсказать
изменения в структуре взаимоотношений
государственных органов, ветвей власти
в сторону более полной реализации теории
разделения властей.
Система Сдержек И Противовесов
— такая система
Информация о работе Разделение властей и система сдержек и противовесов между ветвями власти