Разделение властей и система сдержек и противовесов между ветвями власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:28, доклад

Краткое описание

Центральной и одной из важнейших политических категорий, неразрывно связанных с политикой, выступает власть. Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Она
ядро и средство осуществления политики.

Файлы: 1 файл

Политология сам реферат.docx

— 37.25 Кб (Скачать)

Федеральное Собрание основывается на принципиально новом понимании  народного представительства по сравнению с тем, которое определяло положение представительных органов  прежде. Законодательные органы теперь не образуют единую вертикаль подчиняющихся  снизу вверх всех Советов, хотя 
Федеральное Собрание занимает высшее положение как орган федеральной законодательной власти.

Федеральное Собрание отражает реальный федерализм, построенный на строгом разделении предметов ведения  и полномочий органов государственной  власти Федерации и ее субъектов. Если по прежней российской Конституции  парламент характеризовался как  законодательный, распорядительный и  контрольный орган государственной  власти, то теперь это только представительный и законодательный орган, не обладающий функцией прямого контроля за исполнительной властью.

Как представительный орган  Федеральное Собрание выступает  выразителем интересов и воли всего многонационального народа, т. е. граждан Российской 
Федерации. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой, открывающей возможность избрания в парламент для каждого гражданина в

 

Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), Правительство РФ обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства. Оно: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

 Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; 
. принимает меры по реализации трудовых прав граждан; 
. разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ (что является острой необходимостью в условиях затянувшегося экономического кризиса).

 

суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

К сожалению, все еще  традиционно слабой остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. 
По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, 
Конституционный Суд.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным  судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным  законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126).

Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами, осуществляет в  предусмотренных федеральным законом  процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения  по вопросам судебной практики (ст. 127).

Конституционный Суд призван  осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. Рассматривать соответствие Конституции издаваемых нормативных  актах, заключаемых международных  договоров. Также 
Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов 
Российской Федерации (ст. 125).

В связи с принятием  России в Совет Европы теперь юрисдикция 
Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

Особое значение в системе  сдержек и противовесов имеет  судебный конституционный контроль. В правовом государстве судебная власть должна быть важным гарантом прав и свобод, конституционного строя. Центральное  место здесь занимает, конечно  же, Конституционный Суд, который  призван осуществлять конституционный  контроль.

 

Помимо указанного в  Конституции Правительства РФ действуют  и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.

Отношения судебной власти с законодательной и, особенно, исполнительной властью, однако, не является образцом системы «сдержек и противовесов». Следуя принципу разделения властей, Конституция  содержит следующие положения: «Правосудие  в Российской Федерации осуществляется только судом(118 ст.). Судьи независимы и подчиняются только Конституции 

Помимо разделения властей  «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

Большое значение для реального  разделения властей имеет существование 
«четвертой власти». Конституция 1993 года закрепила ряд положений, обеспечивающих независимость средств массовой информации и их возможность влиять на государственную власть. «Гарантируется свобода средств массовой информации. Цензура запрещена» (ст. 29 Конституции РФ).

Заключение

Итак, подводя итоги, можно  сказать, что теория разделения властей  нашла свое признание не только в  российской государственно-правовой науке, но и нашла свое реальное воплощение на практике. Теория разделения властей - общедемократическая концепция, завоевание передовой общественной мысли, общечеловеческая ценность, которая может служить  целям демократии в государственном  управлении. Но теория разделения властей  осуществима прежде всего в плане  общего принципа, начала, которым следует  руководствоваться при создании структуры государственных органов  и определении контуров их полномочий. Однако не следует абсолютизировать эту концепцию: создавать непроходимые преграды между ветвями власти, нарушать единство государственной политики. Главный ее принцип – это то, что ветви власти независимы и  наделены своей четкой компетенцией, но при этом они должны функционировать  в единстве. Конечно, по общему правилу, вытекающему из разделения властей, законодательная и исполнительная власти не должны подменять друг друга  и не должны вторгаться в осуществление  функций, зарезервированных за каждой из них. Однако преобладающая в ряде стран тенденция к укреплению исполнительной власти в значительной мере связанна с двумя факторами. Во-первых, усложнение и ускорение  общественной жизни требует быстрых  и оперативных решений по жизненно важным вопросам. Более приспособлена  для их принятия исполнительная власть. Во-вторых, слабость исполнительной власти, чрезмерное вмешательство парламента в сферу правительственной деятельности неизбежно влечет за собой правительственную  нестабильность и чехарду, что может  привести к серьезным политическим осложнениям.

Воплощение в жизнь  теории Монтескье почти всеми  признается необходимым для становления  в России правового государства, гражданского общества, для защиты прав и свобод человека и гражданина. Однако вряд ли стоит переоценивать (как и недооценивать) полезность теории, «разделение властей 
- отнюдь не панацея от всех бед ... плохого государственного управления. 
Необходима политическая культура, развитое общественное правосознание и многое другое»[32]. Пока же можно констатировать лишь то, что закрепленная в конституции форма правления имеет серьезные изъяны и явно не соответствует теории разделения властей. «Здесь открыта не просто дорога самовластию, но - злоупотреблениям самовластием»[33]. Закрепленные в 
Конституции положения носят явно временный характер, они обречены на пересмотр. В перспективе, если в нашей стране будут и дальше развиваться идеи демократии и правового государства, то можно предсказать изменения в структуре взаимоотношений государственных органов, ветвей власти в сторону более полной реализации теории разделения властей.

 

Система Сдержек И Противовесов — такая система взаимоотношения  органов власти и людей, приближенных к ним, в соответствии с которой  каждый участник этих взаимоотношений  не только уравновешивает, но и ограничивает других участников. Говорят, что такая  система разделения властей свойственна  демократии, когда нет единого  центра управления государством, а за различные аспекты власти отвечают разные люди, не связанные друг с другом. В Российской Федерации система сдержек и противовесов на официальном уровне заключается в разделении государственной власти на три ветви — исполнительную (президент и правительство), законодательную (парламент) и судебную. Построение системы сдержек и противовесов в России началось Б. Н. Ельциным в качестве мер по укреплению собственной власти. Естественно, что к демократии это никакого отношения не имело. Первый президент России укреплял свою собственную власть, вводя на разные уровни управления государством людей, которые начинали сдерживать друг друга в борьбе за лучшее место. При этом происходило весьма ловкое маневрирование среди враждующих кланов и партий, что позволяло Б. Н. Ельцину всегда находиться на высоте даже в годы неимоверно низкой поддержки среди населения. В. В. Путин продолжил выстраивать систему сдержек и противовесов, начав проводить административную реформу. Всё это способствует укреплению авторитаризма узкого клана в России, при этом некоторые считают, что этим кланом до сих пор управляет Б. Н. Ельцин. См. также: многонациональное государство, общество потребления.

 


Информация о работе Разделение властей и система сдержек и противовесов между ветвями власти