Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:28, доклад
Центральной и одной из важнейших политических категорий, неразрывно связанных с политикой, выступает власть. Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Она
ядро и средство осуществления политики.
«Разделение властей
и система сдержек и
Центральной
и одной из важнейших
связанных с политикой, выступает власть. Власть представляет собой особый
вид общественных отношений, присущий всем этапам развития человечества. Она
ядро и средство осуществления политики.
Известно, что власть всегда стремится к саморасширению и усилению
своего присутствия. Найти для этого подходящий предлог не составляет особого
труда. Еще мыслители Античности задавались вопросом: как предотвратить
узурпацию власти и неизбежно следующие за ней произвол, расправы, репрессии?
Каким образом можно оградить человека от подавления его всесильной машиной
государства? Один из способов решения этой вековой проблемы состоит в таком
построении механизма государственной власти, который сам по себе
препятствовал бы ее узурпации и использованию во вред человека. Именно такой
механизм предлагает теория разделения властей. Речь идет о том, чтобы
разделить единую власть на несколько независимых но взаимосвязанных властей,
которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга. Назначение теории
разделения властей - исключить возможность концентрации всей полноты власти
в руках одного лица или органа, который превратился бы в неограниченного и
всесильного правителя, издающего законы, обеспечивающего их исполнение,
наказывающего за непослушание.
1) Идеи о разделении государственной власти содержались еще в трудах мыслителей Древней Греции (Платон, Аристотель). Античные философы придавали решающее значение разделению труда в деятельности государства и на основании этого выделяли "три элемента" всякого политического устройства: законодательный, исполнительный и судебный. Ими был также определен круг вопросов, которые входили в компетенцию каждого элемента. Однако эти идеи были обусловлены особенностями Древнегреческого Полиса, в котором каждый из вышеназванных органов выполнял не только одну специфическую функцию, но и осуществлял некоторые функции других органов.
2)В эпоху Средневековья главенствующая роль в жизни общества принадлежала
католической церкви, одной из важнейших задач которой было теоретическое
обоснование приоритета церковной власти перед светской. С этой целью Фомой
Аквинским была произведена теологизация аристотелизма, в результате которой
идея о разделении госвласти становится основным оружием церкви в борьбе
против государства. По мнению Аквинского, разделение власти между церковью и
королем является результатом целевого творчества Бога. Законодательная
власть как власть самобытная и первоначальная должна принадлежать народу,
являющемуся приходом церкви. Царство народа не должно служить королю, а
наоборот, король должен служить народу. Не королевская власть, а
католическая церковь является высшим и священным учреждением в
обществе.
3) Политическим идеалом Джона Локка являлась парламентерская монархия, основанная на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и федеративной (это исполнительная власть, которая решает вопросы внешней политики). По мнению Локка, законодательная власть должна действовать непродолжительное время, в отличие от исполнительной и федеративной, которые действуют непрерывно, поскольку требуется постоянное наполнение законов. Особенностью принципа разделения властей у Локка является то, что этот принцип основывался на соподчинении властей, т.е. законодательная власть является верховной по отношению ко всем властям.
4) Шарль Луи Монтескье утверждал, что человеческая свобода напрямую зависит от государственной власти. И дабы избежать злоупотребления этой власти, необходимо ее распределить между разными органами: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Он делит власть на законодательную (эту функцию должно осуществлять двухпалатное собрание, причем одна палата наследственная (представляет интересы знати), другая – выборная (представляет интересы народа); исполнительную (эта функция должна находиться в руках монарха, который имеет право отменять принятые законы, но при этом он не имеет право законодательной инициативы) и судебную (эта власть должна точно следовать предписаниям законов). Монтескье был приверженцем суда присяжных: «Судебную власть следует поручать не постоянно действующему сенату, а лицам, которые в известные времена года по указанному способу привлекаются из народа для образования суда, продолжительность действий которого определяется требованиями необходимости».
Особое значение
придавалось сложности
ветвями власти, которые будучи разделенными, должны дополнять друг друга,
образуя один "политический механизм". Сложность этих взаимоотношений ставит,
по мнению Монтескье, задачу создания системы сдержек и противовесов.
Необходимо установить такие взаимоотношения между властями, чтобы они,
самостоятельно решая государственные задачи, каждая своими правовыми
средствами, могли в то же время уравновешивать друг друга, предотвращая
возможность узурпации полномочий верховной власти каким-либо одним органом.
В систему сдержек и противовесов Монтескье включает: срочность полномочий,
независимость судей, право вето, право роспуска парламента, контроль над
законодательной властью, ответственность должностных лиц перед
представительным органом.
На последней
сдержке Монтескье
государствоведов и идеологов французский мыслитель - первый, кто четко
обрисовал категорию политической ответственности и показал характер
отношений между властью, создающей законы и властью, их исполняющей.
5) Георг Вильгельм Фридрих Гегель различает гражданское общество и государство. Государство он рассматривает с двух сторон. И в первом случае есть внутренний организм. Отсюда он делит власть в государстве на: законодательную, которая устанавливает всеобщее (представляет собой Законодательное собрание, имеющее двухпалатную структуру: одна палата наследственная, состоит из представителей земельной аристократии, другая палата – выборная, состоит из депутатов, которые выдвигаются промышленными корпорациями), правительственную, подводящую особенное и единичное под всеобщее (состоит из чиновников) и княжескую (суверенитет принадлежит монарху, а не народу, монарх своей подписью делает закон законом).
Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант, согласно принципу разделения властей, выделял: республику (под ней он понимал конституционную монархию, основанную на принципе разделения властей (законодательная и исполнительная власть разделены)) и деспотию (законодательная и исполнительная власть не разделены).
6)Реальные шаги к воплощению концепции Монтескье в России были сделаны лишь в начале XX в. но теоретические обоснования необходимости реализации теории Р.в. можно найти уже в работах М.М. Сперанского, М.М. Ковалевского, А.И. Елистратова, Б.Н. Чичерина.С установлением советской власти надежды сторонников теории Р.в. оказались похороненными на многие десятилетия. И в период "диктатуры пролетариата", и после провозглашения "общенародного государства" неизменным оставался постулат о полновластии Советов, объединяющих в себе законодательную, исполнительную и контрольную функции. Формальная независимость признавалась только за судом. Такие взгляды господствовали вплоть до начала 90-х гг. Первым реальным шагом к введению в СССР системы Р.в. стало учреждение в марте 1991 г. поста Президента СССР. Почти одновременно создается пост Президента РСФСР. Однако в условиях слабости гражданских институтов и практически полного отсутствия традиций демократического конституционного правления создать эффективную систему Р.в. так и не удалось. Сначала (1991 - 1993) власть Советов доминировала над исполнительной властью, опираясь на конституционные нормы о своем "верховенстве". С ликвидацией системы Советов и принятием Конституции РФ, наоборот, исполнительная власть получила явный перевес над законодательной. Тем не менее именно в Конституции РФ принцип Р.в. получил окончательное закрепление в качестве основы конституционного строя, согласно которой "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".Теория Р.в. иногда также применяется относительно Р.в. между субъектами РФ и федеральными государственными органами, принимая за основу взаимоотношений органов различных уровней власти одно из положений теории Р.в.- наделение ветвей (здесь - органов определенного уровня)власти строго определенными полномочиями. Такое Р.в. называется "вертикальным".
Разделение
властей – политико-правовая теория
и практика, согласно которой власть
понимается не как единое целое, а
как совокупность различных властных
участков и функций, осуществляемая
независимыми друг от друга органами.
Принцип разделения властей отражен
в конституционных актах
Традиционно выделяют три ветви власти.
1) Законодательную.
Отражает волю населения,
2) Исполнительную.
Осуществляет руководство,
3) Судебную.
Контролирует исполнение
Идея разделения властей проста и понятна. Для чего она нужна?
1) Каждая
ветвь власти выполняет строго
определенные функции с
2) Ветви контролируют,
сдерживают друг друга, не
3) Исключается
возможность узурпации (
В результате
развивается такой тип
Разделение законодательной,
исполнительной и судебной властей
является одним из важнейших принципов
организации государственной
Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.
Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».
Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.
Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.
Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти). Тем самым президент обеспечивает необходимое единство государственной власти в условиях разделения властей. Говоря по-другому, институт президента призван цементировать государство, т.е. обеспечивать, прежде всего, устойчивость механизма властвования» При этом функция обеспечения согласованного взаимодействия государственных органов с учетом соблюдения принципа разделения властей «предполагает равную требовательность, нейтральность и объективность Президента по отношению ко всем государственным органам и к действиям должностных лиц». Вообще, механизм, заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения возможного конфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большой сложностью. Президент — арбитр в споре между властями — может, во всяком случае, теоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление страной посредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы.
Согласно Конституции
РФ законодательным и
Государственная Дума, депутаты которой
избираются населением страны путем всеобщих,
равных и прямых выборов (450 депутатов),
и Совет Федерации, который выбирается
путем косвенных выборов и включает представителей
субъектов Федерации (по два от каждого
субъекта) (ст. 94, 95).
Федеральное Собрание характеризуется как представительный и законодательный орган Российской Федерации, что уже раскрывает основное назначение данного парламентского учреждения.
Информация о работе Разделение властей и система сдержек и противовесов между ветвями власти