Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:41, курсовая работа
Цель исследования: всесторонне изучить возникновение и последующее развитие Спартанского государства, а также особенности социального и политического устройства.
В рамках реализации данной цели были поставлены следующие задачи курсовой работы:
показать, что предшествовало появлению образованию Спартанского государства.
осветить отношение спартариатов с коренным население завоеванных территорий.
изучить характер политического устройства Спартанского государства.
рассмотреть социальный аспект жизни людей внутри общины.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………...……………………………….3
Глава I ОБРАЗОВАНИЕ СПАРТАНСКОГО ГОСУДАРСТВА
Территориальное положение Спарты …………………………………….7
Дорийское вторжение ………………………………………………………9
Образование социальных классов…………………………………………11
Глава II ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ СПАРТЫ
2.1 Царская власть………………………………………………………………13
2.2 Апелла……………………………………………………………………….15
2.3 Герусия………………………………………………………………………16
2.4 Эфорты………………………………………………………………………17
Глава III СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ СПАРТЫ
3.1 Экономическое устройство…………………………………………………19
3.2 Нравы и быт спартанцев……………………….……………………………20
3.3 Воспитание спартанцев……………………………….……………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 26
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………30
Эфоры, как правило, действовали совместно с геронтами. Эфоры вносили на утверждение апеллы законопроекты, которые они согласовывали с геронтами. Это были органы спартанской олигархии, руководившие всеми сторонами жизни спартанского общества29
Глава III Социально – экономическое устройство Спартанского полиса
3.1 Экономическое положение Спарты
Теоретически господствующей формой собственности в Спарте была общинно государственная собственность на землю и рабов. По свидетельству Полибия «вся земля, отведенная под наделы граждан называлась «государственной», или «общественной землей». Точно так же и илоты именуются в исторических источниках «государственными рабами», или «рабами общины». Исторически эта не совсем обычная для греческого государства ситуация находит свое объяснение в самом факте спартанского завоевания Лаконии и Мессении.30 Поскольку: завоевание было осуществлено силами всей общины спартиатов, каждый, из них мог в равной мере претендовать на то, чтобы стать владельцем захваченной земли и прикрепленных к ней рабов. С другой стороны, спартанское государство было заинтересовано в том, чтобы поддерживать определенное равновесие между численностью свободного и порабощенного населения. По-видимому, эту цель и преследовало создание системы землепользования, основанной на неделимых и неотчуждаемых «древних наделах, каждый из которых должен был содержать одного или, может быть, нескольких воинов-спартиатов вместе с их семьями и считался собственностью государства. Неизвестно, насколько широко и свободно спартанское государство пользовалось своим правом верховного собственника. Неизвестно также, имелись ли в его распоряжении сколько-нибудь значительные резервные земельные фонды31.
Скорее всего, реальная роль «государственного сектора» в спартанской экономике была не так уж велика. Экономический суверенитет государства здесь, как и в большинстве греческих полисов, выражался не столько в непосредственном владении каким-то имуществом, которое могло бы служить основой государственного хозяйства в собственном смысле этого слова, сколько в контроле и разного рода ограничительных мерах по отношению к владельческим правам отдельных граждан. К числу таких мер, практиковавшихся спартанским правительством, следует отнести прежде всего запрещение купли продажи земли, в том числе и в таких замаскированных ее видах, как дарение и завещание. Далее, запрещение продавать илотов за пределы государства, так же как и отпускать их на свободу, и, наконец, закон, запрещающий пользоваться другой монетой, кроме знаменитых железных оболов.32
По всей
вероятности, с самого начала ни одна
из перечисленных мер не могла
служить достаточной гарантией
предотвращения роста частных состояний
и неизбежно следовавшего за этим
массового разорения граждан. Понимая
это, спартанский законодатель постарался
сделать все возможное для
того, чтобы богатство перестало
быть богатством. Свойственная любому
примитивному полису нивелирующая тенденция,
обычным проявлением которой
в других государствах были законы
против роскоши, в Спарте вылилась в
целую систему официальных
3.2 Нравы и быт спартанцев
Очень показательными были совместные трапезы (сисситии),которые самим своим существованием уравнивали спартариатов. Законом была установлена твердая норма потребления продуктов, одинаковая для всех участников. Кормились мужчины – спартанцы группами или товариществами34. Каждый член товарищества доставлял к столу определенное количество муки, вина, плодов и денег. Обедали они очень умеренно, любимое кушанье их составляла черная похлебка, сваренная на свинине, с приправой из крови, уксуса и соли.
Как сисситии полноправных граждан, так и объединявшие юношей подростков агелы, принадлежали к наиболее архаичным спартанским институтам.35
В двадцать лет спартиат оканчивал свое воспитание и поступал в войско; в тридцать лет он становился супругом и пользовался всеми правами гражданина; в шестьдесят лет он освобождался от военной службы. Брак заключался между молодыми людьми свободно, по склонности. Обыкновенно спартиат похищал свою подругу (впрочем, с ведома родителей) и несколько времени виделся с ней тайком, а потом уже открыто объявлял ее своей женой и вводил в дом. Положение жены в Спарте и вообще у дорян было довольно почетное: она была госпожою в доме, не вела такой затворнической жизни, как на Востоке и отчасти у других греческих племен, и в лучшие времена Спарты обнаруживала высокий патриотический дух.36
Регламентация жизни спартанцев касалась почти всех сторон не только общественной, но и личной жизни. Военное дело стало их главным ремеслом. Гражданам возбранялось заниматься ремеслом и торговлей, так как это позорило их, считалось уделом периэков. Ввоз чужеземных изделий был запрещен. 37Из обращения золотая и серебряная монета были изъяты, вместо них в обращении появилась сугубо местная монета в виде знаменитых железных прутьев оболов. Консерватизм правителей Спарты, их упорное сопротивление экономическому прогрессу выявились в жестокой регламентации личной жизни граждан.
Это был весьма своеобразный общественный порядок, при котором среди граждан царили грубая уравниловка и строгий взаимный контроль. Существовал запрет на предметы роскоши. Спартанцы постоянно были заняты военной муштрой, основанной на беспрекословном подчинении, суровой воинской дисциплине.
Контакты с внешним миром практически исключались. Государство было закрытым38
3.3 Спартанское воспитание
Самые главные качества, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов были сила, выносливость и максимальная готовность к жизненным трудностям. Прививание и развитие подобных качеств начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда не пеленали и не укрывали, оставляя на солнце, ветре или дожде. Когда ребенок подрастал, его отучали от страха перед темнотой и одиночеством, запирая в темные помещения на целые сутки, а также отучали от капризов и нытья, наказывая палкой.39
Система спартанского
воспитания представляла собой своеобразный
трех ступенчатый процесс . Причем на всех
этих трех этапах особенно ярко просматривается
доминирующее влияние интересов государства,
которое запрещало гражданам воспитывать
детей по собственному усмотрению, подчинив
этот процесс своим узко-военным, государственным
нуждам.40
Первой
ступенью было воспитание мальчиков с
7 до 12 лет в так называемых агелах (стадах).
Едва мальчики достигали семилетнего
возраста, Ликург отбирал их у родителей
и разбивал по отрядам, чтобы они вместе
жили и ели, приучаясь играть и трудиться
друг подле друга. Во главе отряда он ставил
того, кто превосходил прочих сообразительностью
и был храбрее всех в драках. Остальные
равнялись на него, исполняли его приказы
и молча терпели наказания, так что главным
следствием такого образа жизни была привычка
повиноваться. За играми детей часто присматривали
старики и постоянно ссорили их, стараясь
вызвать драку, а потом внимательно наблюдали,
какие у каждого от природы качества -
отважен ли мальчик и упорен ли в схватках.
Главными качествами, которые воспитывали
у маленьких спартанцев, были беспрекословное
повиновение, выносливость, упорство и
умение побеждать любой ценой. Грамоте
они учились лишь в той мере, в какой без
этого нельзя было обойтись. 41
С 12 лет наступал новый этап обучения и воспитания. Теперь подростки вступали в илы во главе с иренами. Это были, как правило, старшие по возрасту авторитетные юноши. Общее руководство воспитанием подростков было возложено на специальных должностных лиц. Занятия носили характер военной подготовки. 42По мере того как они подрастали, их воспитывали все более сурово, стригли коротко, приучали ходить босиком и играть нагими. Когда им исполнялось 12 лет, они переставали носить хитон, получая раз в год плащ, ходили грязными, не умывались, за исключением нескольких дней в году, когда им разрешалось пользоваться всем этим. Спали они вместе по илам и агелам на связках тростника, который они сами приносили себе, ломая голыми руками верхушки тростника, росшего по берегам Еврота. Зимой они подкладывали так называемый ликофон, мешая его с тростником, так как считали, что это растение согревает.
Именно
в этом возрасте юные спартиаты проходили
сложный курс военного обучения: владение
оружием, отработку строя фаланги, быстроту
передвижения и тактические хитрости.
Особое внимание было уделено воспитанию
чувства социального превосходства по
отношению к илотам. Причем это делалось
весьма оригинальным способом. "Так
они (спартиаты) заставляли илотов пить
в большом количестве несмешанное вино
и, приводя на сисситии, показывали юношам,
насколько отвратителен порок пьянства.
Они заставляли их петь непристойные песни
и танцевать безобразные танцы: танцы
и песни, бывшие в употреблении среди свободных,
илотам были запрещены". 43Воспитание
чувства отвращения к илотам дополнялось
и более жестокими способами. Именно отрядам
старших юношей поручалось проведение
так называемых криптий, т. е. санкционированных
государством тайных убийств илотов. По
мнению воспитателей, эти мероприятия
должны были показать ловкость, хитрость,
и военную подготовку подрастающих спартариатов.
С возрастом система воспитания становится
менее суровой, и период жизни от 21 до 30
лет является некоторым переходным временем:
молодой человек уже имеет право жить
семейной жизнью и характер его занятий
приближается к военно-лагерной жизни
общины. Особенно высоко ценилось полученное
в этом возрасте право принимать участие
в праздниках и совместных трапезах мужчин,
на которых велись беседы о государственных
и военных делах. Иногда молодым людям
даже позволялось высказать свою мысль,
хотя в большинстве случаев они должны
были сидеть молча и набираться опыта.44
Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от юношеского воспитания. Девушек учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики; они учились так же танцам и пению. Причем физические упражнения по своей сложности не уступали мужским. Это объяснялось тем, что «от здоровых и сильных супругов и дети будут сильными и здоровыми». Женщинам также, по достижении определенного возраста, разрешалось принимать участие в военных походах и криптиях. И кроме того, они присутствовали при всех государственных, военных и религиозных праздниках, исполняя песни и ритуальные танцы.45
Гражданские права женская половина населения Спарты также получала после 30 лет. В это же время по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов.46
Заключение
В результате изучения доступных источников и учебной литературы можно сделать следующие выводы о государственном и общественном строе Спарты.
Внешняя
иррациональность общественного устройства
Спарты отнюдь не означает ее слабость,
неэффективность. В Спарте раньше, чем
в других полисах, сложилось четкое
деление по сословиям, существовало
административное деление по областям,
функционировала замкнутая
Меры
по консолидации и сплочению граждан,
сохранение архаичных обычаев далекой
древности диктовались
Информация о работе Ранняя Спарта: государство, общество, человек