Ранняя Спарта: государство, общество, человек

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: всесторонне изучить возникновение и последующее развитие Спартанского государства, а также особенности социального и политического устройства.
В рамках реализации данной цели были поставлены следующие задачи курсовой работы:
показать, что предшествовало появлению образованию Спартанского государства.
осветить отношение спартариатов с коренным население завоеванных территорий.
изучить характер политического устройства Спартанского государства.
рассмотреть социальный аспект жизни людей внутри общины.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………...……………………………….3
Глава I ОБРАЗОВАНИЕ СПАРТАНСКОГО ГОСУДАРСТВА
Территориальное положение Спарты …………………………………….7
Дорийское вторжение ………………………………………………………9
Образование социальных классов…………………………………………11
Глава II ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ СПАРТЫ
2.1 Царская власть………………………………………………………………13
2.2 Апелла……………………………………………………………………….15
2.3 Герусия………………………………………………………………………16
2.4 Эфорты………………………………………………………………………17
Глава III СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ СПАРТЫ
3.1 Экономическое устройство…………………………………………………19
3.2 Нравы и быт спартанцев……………………….……………………………20
3.3 Воспитание спартанцев……………………………….……………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 26
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 66.78 Кб (Скачать)

 О том, откуда пришли дорийские  племена и как маршрутом двигались  они к Пелопоннесу существуют  разные мнения: Фукидид в «Истории»,  описывая вторжение фокидян в Дориду, пишет: «... и фокидяне совершили вторжение в Дориду, древнюю родину Лакедемонян) а Геродот в сочинении «История в 9-ти книгах» упоминает длительную миграцию дорийских племен: «дорийское же, (племя) очень долго странствовало. Ибо во времена царя Девкалиона оно обитало в земле Фтиотида, а затем у подножия Оссы и Олимпа в области по названием Гистиеотида. После изгнания из Гистиеотиды кадмейцами дорийцы поселились у Пинда и назывались теперь македнами. Отсюда это племя переселилось в Дриопиду, а затем в Пелопоннес, где приняло имя дорийцев»8

В XIII - XII вв. до н. э. на Балканском полуострове  и в Малой Азии происходят крупные  передвижения племен, в ходе которых  подверглись разгрому Микенское  и Критское царства, была разрушена  Троя и произошли глубокие социально - экономические и культурные изменения  в странах бассейна Эгейского  моря.9

  Около 1100 г. до н. э., после вторжения дорийцев в Арголиду и разрушения дворца в Микенах, часть дорийских племен, может быть, под давлением новой переселенческой волны, вторглась в долину Еврота. Захват Лаконики сопровождался долгой борьбой, занявшей не менее 150— 200 лет. Северная часть долины Еврота была захвачена после победы над населением Терапны, разрушенной до основания. По соседству с ней, на том же левом берегу реки, примерно в X в. до н. э. был основан город Спарта, раскинувшийся на нескольких невысоких холмах. Город этот возник, вероятно, на месте военного лагеря дорийцев10.

После покорения северной долины Эврота продвижение дорийцев на юг было приостановлено сопротивлением Амикл, которое, по преданию, длилось до середины VIII в. до н.э. Современные ученые считают, что борьба дорийцев с Амиклами в Лаконике закончилась примерно в IX в. до н.э. 11

Окончательное завоевание Пелопоннеса  дорийцами датировано у древних  историков по-разному. Фукидид в  «Истории» указывает 1104 г. до н. э.: «На 80-том году после падения Трои дорийцы вместе с Гераклидами, захватили  Пелопоннес.» «Даже и после  Троянской войны в Элладе все  ещё происходили перемещения  жителей, так что страна не знала  покоя и потому не преуспевала»12

В ходе дальнейших завоеваний произошли  территориальные изменения, а именно  Спарта заняла юг Пелопоннеса, а большая  часть полуострова находилась в  руках родоплеменных союзов: Ахайя, Элида, Аркадия, Арголида. Их политическая организация не создавала опасности  Спарте, а природная защищенность не позволяла завоевать.

Итак, полис Спарта изначально складывался  как военный лагерь завоевателей, которым необходимо было удержать в  повиновении покоренное население, численно превышавшее их во много  раз. К.М. Колобова в книге «Древняя Спарта в Х-VI вв до н.э.» приводит данные Аристотеля, по которым число  спартиатов - мужчин первоначально  достигало 10 000 человек, а по данным ученых, после завоевания Мессении под их властью оказалось не менее 200 000 рабов - илотов и 32 000 периэков13

1.3 Образование социальных классов

    Классовая система Спартанского государства складывалась в результате захватнических действий.  Как отмечают историки  ни в одном другом древнем государстве социальные различия между различными группами населения не были так четко выражены как в древней Спарте. В немалой степени этому способствовало совпадение классовой и сословной структуры спартанского общества.  Господствующим классом являлись спартиаты,  они обладали  всеми политическими и гражданскими правами. Гражданином Спарты мог быть только тот человек, который отвечал бы четырем основным требованиям государства:  происхождение от родителей граждан;  наличие клера с илотами; прохождение школы спартанского военного обучения; полное подчинение законам спартанского государства и представителям государственной власти. 14

Вторым классом – сословием  являлись  илоты. Это было бесправное население завоеванных территорий. Илоты считались собственностью государства и были прикреплены к земельным участкам-клерам, которыми владели отдельные спартиаты.  Однако у илотов были существенные отличия от рабов. Во-первых,  они имели средства производств, необходимыми для обработки земли, имели свое хозяйство. Во вторых они были собственностью не отдельно взятого спартариата, а государства, и только государство могло  распоряжаться их жизнью.

Последним, третьим  классом были  периеки . Они читались членами

спартанского государства. Однако политических прав они не имели и не допускались к участию в гражданской жизни спартиатов. Занимаясь земледелием и ремеслом . Среди периеков  были как ахейцы так и дорицы.  А также получившие свободу илоты . 15

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II  Политический строй Спарты

 

2.1 Царская власть

Одной из особенностей царской  власти в Спарте была ее двойственность. Ведь в Спарте была не монархия, а  диархия, то есть . власть двоих правителей. 16 В Спарте правили два царя, принадлежавшие к двум династиям - Агиадов и Эврипонтидов. Происхождение этих династий восходит к глубокой древности, еще ко времени окончательного расселения дорийцев в Лаконике в Х в. до н. э. В V-IV вв. до н. э, эти династии представляли собой два наиболее знатных и богатых рода среди спартанской аристократии.

Каждый царь пользовался  одинаковой властью. В отличие от монархов спартанские цари были подчинены  воле апеллы, решениям геруссии, в состав которой они входили как обычные  члены, но особенно жесткому и повседневному  контролю они подвергались со стороны  коллегии эфоров. Тем не менее спартанские  цари обладали довольно значительной властью, и их роль в государственных  делах нельзя недооценивать. Прерогативами  царей было верховное военное  командование и руководство религиозным  культом, а эти государственные  функции в обществе Спарты имели  особое значение.17

Цари в Спарте, прежде всего, являлись верховными главнокомандующими. В архаический период спартанские цари обладали неорганической военной властью. Как руководители войска, они имели право по собственному усмотрению объявлять набор в армию и отправляться в поход в любую землю и в любом направлении, не советуясь с прочими спартанскими властями. Во время похода цари обладали всей полнотой власти и даже имели право карать смертью без какого-либо судебного разбирательства любого воина, проявившего трусость или недисциплинированность. Они имели право заключать с врагом перемирие, вырабатывать предварительные условия мира и уводить армию домой. Вплоть до конца VI в. до н. э. цари в военное время, как правило, вместе руководили войском). Но почти непрерывная и продолжительная вражда обоих царских домов отрицательно сказывалась на эффективности их совместной деятельности и, в конечном счете, нарушала интересы всей общины. Случаи неэффективного и даже "провального" коллективного руководства привели к тому, что в конце VI в. до н. э. был отменен сам принцип, диктующий царям совместно руководить армией.18

В итоге в результате конфликта  между правящими династиями был  принят закон, который отменял сам  принцип, диктующий царям совместно  руководить армией Благодаря принятому  в 506 г. до н. э. закону к началу V в. до н. э. позиции царей в военном  сфере несколько ослабли. Постепенно все большее значение в принятии решений и организации всей военной  деятельности Спарты начинает приобретать  народное собрание, возглавляемое эфорами. В классическое время процедура  посылки царей в поход была следующей: народное собрание объявляло  войну, а эфоры проводили военный  набор. Для руководства армией спартанская  апелла назначала одного из двух царей.19 Цари Спарты были крупными землевладельцами. Помимо земельных участков, выделенных им на землях периэков, они владели плодородными участками, выделенными из государственных земель. Кроме того, им полагались описанные выше приношения «от народа»: жертвенные животные, вино, ячменная мука, т.е. содержание царского дома во многом основывалось на натуральных поставках спартанской общины. Как военачальникам им полагалась часть военной добычи, в то время как остальная добыча становилась собственностью всей общины20.

После окончания войны власть царей  ограничивалась жреческими функциями  и еще несколькими обязанностями.

2.2 Апелла

 В  Спарте государственный строй  воплощал в себе основные принципы  полисного устройства. Об этом  говорит сосредоточение политической  жизни в рамках гражданского  коллектива, наличие античной формы  собственности как коллективной  собственности граждан, тесная  связь политической и военной  организации гражданства, республиканский  характер государственного устройства. Аристократический характер государственного  устройства Спарты не был случайным  стечением обстоятельств, а вырастал  из особенностей социально-экономических  отношений. Господство натурального  производства, слабое развитие ремесел  и торговли, военный характер  спартанского общества обусловили  своеобразие политического устройства  Спарты, повышение роли органов  военного управления и воспитания, малочисленность органов собственно  гражданского управления.

Высшим  органом государственной власти в Спарте (как и в любом греческом  полисе) было Народное собрание- Апелла  всех полноправных граждан-спартиатов.21

Первоначально функции апеллы были широки. Ей принадлежало право принимать  и отвергать законы, решать вопросы  войны и мира, а также решать наиболее важные дела внутри самой  общины. Но после ограничения власти апеллы второй ретрой, своеобразной конституцией, наиболее важной функцией апеллы был  выбор должностных лиц.22 Прежние широкие полномочия апеллы были сильно ограничены. Члены апеллы не имели права по своей инициативе предлагать рассмотрению народного собрания какие-либо вопросы, а должны были только выражать свое отношение к вопросам, предложенными им герусией и архагетами. Таким образом, после ограничения роли народного собрания второй ретрой, апелла перестала играть активную роль в жизни спартанского государства и превратилась лишь в совещательный орган при герусии.23

Подобное положение апеллы позволило  ей просуществовать в условиях рабовладельческого государства долгое время, хотя в  сущности она являлась архаизмом. Сохранение столь древнего органа, создавало  видимость демократии и позволяло  сплотить спартиатов.

2.3 Герусия

Совет геронтов или герусия разделял с царями верховную власть В ее состав входили 30 членов. 28 были лица старше 60 лет . Геронты были избираемы народом из числа лучших граждан, принадлежавших к благороднейшим родам и занимали должности пожизненно. Способ избрания был прост и мог допускать злоупотребления: кандидаты в определенном по жребию порядке молча проходили перед народом, который приветствовал каждого из них более или менее громкими криками, смотря по степени его популярности. В то же время несколько избранных граждан находились в близстоявшем здании, откуда могли только слышать крики, но кандидатов не видели и не знали очереди их появления к народу. Они отмечали, если при появлении очередного кандидата слышались наиболее громкие приветственные восклицания, того и признавали членом герусии. 24

Кроме 28 геронтов в геруссию входили два спартанских царя .Геруссия не подчинялась и не контролировалась ни одним органом. Она существовала наряду с Народным собранием, но не была ему подотчетна.25

Более того, геруссия имела  право отменять решения Народного  собрания, если считала их по каким-либо причинам неправильными. Как полновластный  орган государственной власти, геруссия располагала практически неограниченной компетенцией, она заседала ежедневно  и руководила всеми делами, включая  военные, финансовые, судебные, Геруссия могла приговаривать к смертной казни, изгнанию из страны, лишению  гражданских прав, возбуждать судебное преследование даже против спартанских  царей, входивших в ее состав. Геруссия принимала отчеты у всемогущих эфоров, когда они заканчивали исполнение своей должности. Практически все  нити государственного управления были сосредоточены в руках геронтов или находились под их контролем.

2.4 Эфоры

Не менее авторитетным органом Спартанского государства  была коллегия из пяти эфоров.  Эфоры в Спарте появились с VIII в. до н.э. в результате острых конфликтов между родоплеменными вождями и родовой аристократией. Последняя, получавшая большую долю военной добычи и возможность угнетать свободных общинников, стремилась ограничить пожизненную власть вождей властью избираемых на определенный срок представителей аристократии. Ими стали пять эфоров. Они избирались из "достойных" на один год, действовали единой коллегией, принимавшей решения большинством голосов.26Учреждение эфората в 754 г. до н.э. знаменовало собой победу полиса над суверенной царской властью. С усилением эфората постепенно все более и более уменьшалась власть спартанских царей. Кроме надзора за царями во врем войны эфоры постоянно нааблюдали за ними и в мирное время. Эфоры и цари ежемесячно обмениваются клятвами: эфоры присягают от лица полиса, царь – от своего имени. Царь клянется править сообразно с законами, установленными в государстве, а полис обязуется сохранять царскую власть неприкосновенной, пока царь будет верен своей клятве.27

  Коллегия эфоров считалась независимым от апеллы и геруссии органом. Эфоры отвечали за прочность и стабильность спартанского законодательства в целом и потому обладали властью контролировать действия должностных лиц. Большое значение придавалось контролю за деятельностью спартанских царей. Именно эфоры должны были не допустить усиления царской власти и перерастания спартанской олигархии в монархию. Эфоры имели право привлекать царей к суду геруссии, созывали и председательствовали на заседаниях апеллы и даже геруссии. Очень важной функцией эфоров было наблюдение за всей системой спартанского воспитания - основы жизни и поведения спартиатов. В компетенцию эфоров входили функции надзора и верховного управления над периэками и многочисленными илотами. В частности, при вступлении в должность эфоры должны были подтвердить старый закон об объявлении так называемых криптий, т. е. освященной древним обычаем войны против илотов.28

Информация о работе Ранняя Спарта: государство, общество, человек