Пятая республико во франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:20, контрольная работа

Краткое описание

Республиканский строй, установившийся в нынешнее время во Франции, называют Пятой Республикой. Первая республика была установлена в сентябре 1792 г. и продолжила своё существование до 1804 г., когда Наполеон Бонапарт объявил себя императором, а Францию, соответственно, империей. Вторая республика была установлена в 1848 г., но она просуществовала лишь 4 года – до 2 декабря 1852 г., когда опять Франция была объявлена империей, а Наполеон III – императором. Следующая, Третья республика, просуществовала намного дольше – 28 лет с 1871 г. по 1899 г. Четвертая республика просуществовала 3 года, с 1954 по 1957 г.
Цель данной работы – рассмотреть становление и развитие Пятой республики, провести анализ Конституции Французской республики 1958 года, охарактеризовать основополагающие политические институты.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….......3
1. История Пятой республики……….……………………….……………..…....4
2. Конституция Французской Республики 1958 года…………………………...6
3. Президент………………………….…………..…………………...………..….9
4. Законодательная власть…………………………...……………...…….….…11
5. Исполнительная власть……………………………………………………….12
6. Судебная власть……………………………………………………………….13
7. Конституционный совет……………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….17
Библиографический список……………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

5 республика.docx

— 48.81 Кб (Скачать)

 

 

 

  1. Законодательная власть

Законодательный орган  Республики – Парламент Франции. С установлением Пятой республики играет относительно небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат: Верхняя палата – Сенат Франции, Нижняя палата – Национальное собрание Франции.

В Сенат входят представители департаментов, «заморской Франции» и французов, проживающих за границей. В составе Сената – 304 человека, избираемых путем косвенных выборов на девять лет. Каждые три года Сенат обновляется на треть.

Национальное собрание, в состав которого входят 577 депутатов, избирается сроком на пять лет. По Закону 1985 г. выборы в Национальное собрание проводятся на основе пропорциональной избирательной системы.

Парламент собирается на очередные сессии два раза в год. Каждая палата создает по шесть постоянных комиссий.

Основная функция парламента – принятие. Прежде всего, ст. 34 точно определяет круг вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Если парламент превысит свои полномочия, правительство вправе потребовать у Конституционного совета принять решение о разграничении компетенции. О сужении прав законодательной власти свидетельствует также ограничение депутатов об осуществлении ими законодательной инициативы (ст. 40) и приоритет рассмотрения правительственных законопроектов на заседаниях палат (ст. 42).

Права парламента ограничены и в финансовой сфере. Ст. 47 устанавливает  определенный срок принятия парламентом  финансовых законопроектов. В случае нарушения этого срока, положения  законопроекта могут быть введены  в действие путем издания правительством соответствующего акта 11.

Но парламент обладает правом контроля за деятельностью правительства. Ст. 49 предоставляет возможность выразить правительству недоверие, приняв резолюцию порицания.

С целью производства парламентских расследований палаты могут образовывать комиссии, проверяющие  те или иные факты и дающие по ним свои заключения12.

 

  1. Исполнительная власть

Правительство Франции –  коллегиальный орган, состоящий из премьер-министра и министров. В соответствии с конституцией различаются: Совет министров – собрание министров под председательством Президента республики и кабинет министров – собрание министров под председательством премьер-министра. Именно Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по конституции правительству.

Правительство назначается следующим образом: Президент республики подбирает  кандидатуру и  назначает премьер-министра. Премьер-министр подбирает министров  и представляет их президенту, который  их назначает. При выборе кандидата  на пост премьер-министра президент  обладает значительной свободой. Это  его личное право. Важно лишь то обстоятельство, чтобы при голосовании в Национальном собрании не было оказано в доверии  премьер-министру. Другими словами, президент должен учитывать расстановку  партийных сил в нижней палате парламента.

Функции правительства определены в Конституции в самой сжатой форме. Так как ст. 37 закрепила положение, устанавливающее, что все вопросы, не включенные «в область законодательства, решаются в административном порядке», т.е. в той сфере, которая выходит за пределы действия закона, акт правительства заменяет закон13.

Кроме того, согласно ст. 38, правительство с разрешения парламента может принимать ордонансы (акты, имеющие силу закона) и в  сфере действия закона.

Ордонансы должны быть утверждены специально изданным законом «до истечения срока, указанного законом, разрешившим их издание». Правительство ответственно перед Национальным собранием. В случае принятия резолюции порицания абсолютным большинством Национального собрания правительство должно подать в отставку.

В Конституции  специально обозначены полномочия премьер-министра. На него возложена ответственность за национальную оборону, он должен обеспечивать исполнение законов, осуществлять нормотворческую деятельность и назначать на некоторые военные и гражданские должности. Премьер-министр обладает существенными правами в отношении парламента:

  1. принадлежит право законодательной инициативы;
  2. может требовать созыва парламента;
  3. может в любое время выступить в палате парламента;
  4. может требовать, на основании ст. 38, передачи правительству законодательных полномочий14.

 

  1. Судебная власть

Основы современной судебной системы Франции были заложены в 1958 г. при установлении режима Пятой  республики, когда правительство  на основе переходных положений (ст. 91 конституции) провело ряд реформ в области судоустройства и судопроизводства. Судебная система Франции регламентируется в VIII разделе Конституции «О судебной власти».

Президент страны в соответствии со ст. 64 Конституции является гарантом независимости судебной власти. Статус судей устанавливается «органическим законом».

Французское правосудие основывается на нескольких принципах: коллегиальность (с некоторыми исключениями) – решение принимается несколькими судьями; профессионализм (за некоторыми исключениями, в частности, когда участвуют присяжные); независимость, которая обеспечивается рядом гарантий (несменяемость не распространяется на магистратов административной юстиции).

Закон 1977 г. установил, что расходы на осуществление  правосудия при рассмотрении гражданских  и административных дел возлагаются  на государство. Это правило не распространяется на уголовную юстицию. Доступность правосудия – это еще один из показателей демократичности французского правосудия в том случае, когда речь идет о защите имущественных прав. Что же касается уголовной юстиции, то совершенно справедливо закон подходит к тому, чтобы осужденное за преступление лицо само несло расходы в отношении причиненного ущерба, как обществу, так и отдельным лицам15.

 Следующий  немаловажный принцип – равенство перед правосудием и нейтральность судей, публичное рассмотрение дела и возможность двойного рассмотрения дела (в первой и апелляционной инстанции). Законом предусмотрена также возможность кассационного обжалования. По общему правилу (за исключением суда присяжных) уголовные и гражданские суды находятся в одном судебном учреждении.

 Судебная  система Франции многоступенчатая, и ее можно разделить на две ветви – собственно судебную систему и систему административных судов. Есть еще и суды по специальным назначениям. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются судьей единолично. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов. Решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат.

 При  рассмотрении уголовных дел этот  суд называется трибуналом полиции.  Трибунал большой инстанции приходится  один на департамент (в больших  департаментах их бывает несколько).

 Эти  трибуналы делятся на палаты: по гражданским делам и исправительный суд.

 Апелляционный  суд всегда выносит решения  коллегиально. Гражданско-правовая  часть апелляционного суда состоит  из двух палат: по гражданским  и социальным делам. Имеется  также палата по торговым делам.  Одной из функций обвинительной  палаты является функция дисциплинарного  суда в отношении офицеров  судебной полиции (офицеров МВД,  военной жандармерии и т.д.). Есть  также палата жандармерии по делам несовершеннолетних.

 В каждом  департаменте есть суд присяжных.  В состав суда присяжных входят  три члена, а его председатель  обязательно является членом  Апелляционного суда. Кроме судей  в суде присяжных присутствуют  присяжные заседатели. Их девять. Их подбирают по спискам избирателей.

 Во  Франции действуют судебные органы  специального назначения: торговые суды, военные суды.

 На  вершине судебной системы находится  кассационный суд. Во Франции  отдельно существует ветвь административной  юстиции. Прокуратура представлена  прокурорами при судах разных  уровней. Генеральный прокурор  с заместителями находится при  апелляционном суде. Прокуратура  при кассационном суде включает  генерального прокурора, его первого  заместителя и заместителей. Все  прокуроры подчинены министру  юстиции16.

 

  1. Конституционный совет

Конституционный совет – орган конституционного контроля Франции, сформированный в 1958 году, сразу после принятия Конституции Пятой республики. В его составе девять человек, назначаемых на десять лет. Три члена Совета назначаются Президентом, три – председателем Сената и три – председателем Национального собрания. Все бывшие президенты Франции становятся пожизненными членами Конституционного совета.

Все законы до промульгации их Президентом и регламенты палат  до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который дает заключение о том, соответствуют  ли они Конституции. Если Конституционный  совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции, он вправе отменить его. Кроме функции конституционного надзора в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом  президентских выборов, проведением  общенациональных референдумов и рассмотрение споров о правильности избрания депутатов  парламента. Решения Конституционного совета окончательны и не подлежат обжалованию. Они обязательны для  всех государственных органов17.

Девятилетний мандат членов Конституционного совета, обновляемых  каждые три года на одну треть, невозможность  повторного назначения на этот пост, несовместимость  пребывания в Совете с функциями  министра или члена Парламента или  отзыва со стороны назначавших должностных  лиц, обеспечивают независимость Конституционного совета и беспристрастность его  решений.

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог данной работы, считаю, что цель её написания мною полностью достигнута. Мною рассмотрено зарождение и развитие Пятой республики,  проанализирована Конституция Французской республики 1958 года, охарактеризованы основополагающие политические институты.

Для государственного развития Франции периода новейшего времени  характерно усиление исполнительно-президентской  ветви власти, при сохранении некоторых  форм парламентского контроля. Сильная  президентская власть и отлаженный механизм парламентского контроля за его деятельностью позволяет отнести Францию к государствам со смешанной формой правления – полупрезидентской республики. Стабильность развития государства обеспечивает сложившаяся устойчивая правовая система.

Конституция 1958 года определила и перераспределила основы взаимодействия и компетенций различных ветвей власти, в то время как с начала XIX века, хотя и с изменениями, продолжают во многом действовать наполеоновские кодексы: гражданский, торговый, уголовный.

Сложившаяся судебная система  позволяет государству гарантировать  гражданам реализацию их основных прав и свобод и служит основой стабильного  развития общественных отношений.

Дальнейшее  развитие  политической  системы в большей степени связано  с  развитием  общеевропейских  политических тенденций в Европейском союзе.

 

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Французской Республики 1958 года (с изменениями, внесенными 23 июля 2008 года). Официальная русская версия. Сайт Конституционного совета Французской Республики. - Режим доступа: http://www.conseil-constitutionnel.fr/ 

Научная и учебная литература

  1. Косарев, А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник / А.И. Косарев. – М.: Юриспруденция, 2010. – 376 с.
  2. Крутоголов, М.А. Парламент Франции: Организация и правовые аспекты деятельности / М.А. Крутоголов. – М.: Наука, 1988. – 251 с.
  3. Маклаков, В.В. Судебная власть во Франции. Новое законодательство / В.В. Маклаков. – М.: ИНИОН РАН, 2007. – 140 с.
  4. Новейшая история стран Европы и Америки: XX в./ Учебник для студентов вузов: В 3 частях // Под ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарева. Ч.2. – М.: Владос, 2004. – 336 с.
  5. Смирнов, В.П. Франция в XX в.: Пособие для студентов вузов / В.П. Смирнов. – М.: Дрофа, 2001. – 352 с.
  6. Червяков, А.И. Институты власти во Франции / А.И. Червяков. – М.: Наука, 1994. – 134 с.

 

 

1 Смирнов, В.П. Франция в XX в.: пособие для студентов вузов. М.: Дрофа, 2001. С. 270

2 Новейшая история стран Европы и Америки XX в.: учеб. од ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарева. М.: Владос, 2011. С. 215.

3 Конституция Французской Республики 1958 года (с изменениями, внесенными 23 июля 2008 года). Сайт Конституционного совета Французской Республики. - Режим доступа: http://www.conseil-constitutionnel.fr/ 

4 Там же

5 Косарев, А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник. М.: Юриспруденция, 2010. С. 276.

6 Конституция Французской Республики 1958 года (с изменениями, внесенными 23 июля 2008 года). Сайт Конституционного совета Французской Республики. - Режим доступа: http://www.conseil-constitutionnel.fr/

7 Косарев, А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник. М.: Юриспруденция, 2010. С. 289.

8 Конституция Французской Республики 1958 года (с изменениями, внесенными 23 июля 2008 года). Сайт Конституционного совета Французской Республики. - Режим доступа: http://www.conseil-constitutionnel.fr/

9 Косарев, А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник. М.: Юриспруденция, 2010. С. 292

10 Конституция Французской Республики 1958 года (с изменениями, внесенными 23 июля 2008 года). Сайт Конституционного совета Французской Республики. - Режим доступа: http://www.conseil-constitutionnel.fr/

11 Крутоголов, М.А. Парламент Франции: Организация и правовые аспекты деятельности. М.: Наука, 1988. С. 94

Информация о работе Пятая республико во франции