Пятая республико во франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 17:20, контрольная работа

Краткое описание

Республиканский строй, установившийся в нынешнее время во Франции, называют Пятой Республикой. Первая республика была установлена в сентябре 1792 г. и продолжила своё существование до 1804 г., когда Наполеон Бонапарт объявил себя императором, а Францию, соответственно, империей. Вторая республика была установлена в 1848 г., но она просуществовала лишь 4 года – до 2 декабря 1852 г., когда опять Франция была объявлена империей, а Наполеон III – императором. Следующая, Третья республика, просуществовала намного дольше – 28 лет с 1871 г. по 1899 г. Четвертая республика просуществовала 3 года, с 1954 по 1957 г.
Цель данной работы – рассмотреть становление и развитие Пятой республики, провести анализ Конституции Французской республики 1958 года, охарактеризовать основополагающие политические институты.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….......3
1. История Пятой республики……….……………………….……………..…....4
2. Конституция Французской Республики 1958 года…………………………...6
3. Президент………………………….…………..…………………...………..….9
4. Законодательная власть…………………………...……………...…….….…11
5. Исполнительная власть……………………………………………………….12
6. Судебная власть……………………………………………………………….13
7. Конституционный совет……………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….17
Библиографический список……………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

5 республика.docx

— 48.81 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3

1. История Пятой республики……….……………………….……………..…....4

2. Конституция Французской Республики 1958 года…………………………...6

3. Президент………………………….…………..…………………...………..….9

4. Законодательная власть…………………………...……………...…….….…11

5. Исполнительная власть……………………………………………………….12

6. Судебная власть……………………………………………………………….13

7. Конституционный совет……………………………………………………...16

Заключение……………………………………………………………………….17

Библиографический список……………………………………………………..18

 

Введение

Политическая система  Франции сформировывалась на протяжении многих лет и даже веков. Франция  по праву считается колыбелью  республиканских идей.

Республиканский строй, установившийся в нынешнее время во Франции, называют Пятой Республикой. Первая республика была установлена в сентябре 1792 г. и продолжила своё существование  до 1804 г., когда Наполеон Бонапарт объявил  себя императором, а Францию, соответственно, империей. Вторая республика была установлена  в 1848 г., но она просуществовала лишь 4 года – до 2 декабря 1852 г., когда  опять  Франция была объявлена  империей, а Наполеон III – императором. Следующая, Третья республика, просуществовала намного дольше – 28 лет с 1871 г. по 1899 г. Четвертая республика просуществовала 3 года, с 1954 по 1957 г.

Объектом работы является изучение Пятой республики во Франции.

Непосредственным предметом  является рассмотрение государства и права Пятой республики во Франции.

Цель данной работы –  рассмотреть становление и развитие Пятой республики, провести анализ Конституции Французской республики 1958 года, охарактеризовать основополагающие политические институты.

Работа включает содержание, введение, основную часть, заключение.

 

  1. История Пятой республики

Период французской истории с 1958 года по настоящее время называется Пятой республикой и определяется принятой в 1958 году конституцией.

Отправной точкой к учреждению Пятой республики стал алжирский  кризис, с которым республика на протяжении четырёх лет не могла  совладать, а именно события 13 мая 1958 года, когда верхушка французской  армии, подавляющая алжирское национальное восстание, вышла из повиновения  гражданским властям и, более  того, начала открыто диктовать им свои условия.

На этот вызов Франции  и Республике, когда армия посягнула  на священный французский принцип  беспрекословного подчинения армии  государству – законная власть не смогла дать решительный ответ, и саморазрушающейся постоянными правительственными кризисами Четвёртой республике был нанесен последний удар, заставивший произвести радикальную перестройку организации и функционирования органов государственной власти в целом. Основанная конституцией 1946 года, Четвёртая республика практически сохранила в неприкосновенности дискредитированную за годы Третьей республики схему «парламентского абсолютизма»: бессильный глава государства, всесильный парламент, и целиком зависящее от его воли правительство.

Франция призвала к власти генерала Шарля де Голля, руководителя французского Сопротивления в годы Второй мировой войны и бывшего главы Временного правительства.

Получив, в полном соответствии с конституцией 1946 года, власть из рук  Национального собрания, генерал  де Голль поставил три условия, на которых согласился бы взять бразды правления:

1) предоставление правительству неограниченных полномочий в урегулировании алжирского кризиса;

2) управление страной в течение шести месяцев декретами правительства и роспуск парламента на каникулы на этот же срок;

3) делегирование правительству учредительной власти с тем, чтобы оно в срочном порядке разработало новую Конституцию.

Все эти условия были выполнены1.

Шарль де Голль 21 декабря 1958 года был избран первым президентом  Пятой республики. 19 декабря 1965 года Шарль де Голль был переизбран на второй срок, но 28 апреля 1969 года ушёл в отставку. Президентом республики был избран его близкий сподвижник Жорж Помпиду, скончавшийся 2 апреля 1974 года. После смерти Помпиду на выборах  победил центрист Валери Жискар д’Эстен, пробывший у власти один полный срок - до 1981 года, когда уступил социалисту Франсуа Миттерану. Миттеран, переизбранный в 1988 году на второй срок, находился у власти 14 лет, дольше, чем какой-либо другой президент Франции; в 1986–1988 и 1993–1995 гг. при нём действовали правые кабинеты министров. В 1995 году социалисты потерпели поражение, и к власти пришёл Жак Ширак. Ширак занимал президентскую должность два срока подряд с 1995 по 2007 гг.

Выборы 2007 года, протекавшие  при большом накале общественной борьбы и высокой явке избирателей, принесли во втором туре победу лидеру правой партии «Союз за народное движение»  Николя Саркози.

6 мая 2012 года в результате  второго тура президентских выборов  24-м президентом Франции был  избран Франсуа Олланд2.

 

 

 

 

 

  1. Конституция Французской Республики 1958 года

Конституция Пятой республики была принята референдумом в сентябре 1958 года. В настоящее время, после ряда внесенных в нее поправок Конституция состоит из преамбулы, 19 разделов и 89 статей.

Основной закон 1958 года установил иерархию юридических норм, действующих в стране. На верху пирамиды находится Конституция, ниже – органические законы (новая категория, в первые введенная в правовую систему), еще ниже – обычные законы. Несколько особняком находятся законы, принимаемые на референдуме, международные договоры и соглашения, должным образом ратифицированные Францией.

Конституция определила: «Франция является неделимой, светской, демократической  и социальной Республикой»3 (ст. 2). Основной закон установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента).

Неделимый характер французского государства определен ст.53 Конституции, в которой указано: «Никакая уступка, никакой обмен, никакое присоединение  территории не являются действительными  без согласия заинтересованного  населения»4. В случае отделения какой-либо французской территории она могла бы обрести статус государства только после подписания соответствующего договора о выходе из Франции.

Косвенное указание на такую  возможность дает и место этой статьи в Конституции, которая помещена в разделе VI «О международных договорах и соглашениях». В случае отделения какой-либо французской территории она могла бы обрести статус государства только после подписания соответствующего договора о выходе из Франции. Впрочем, порядок реализации этой нормы по инициативе «снизу» не определен ни в Конституции, ни в каком-либо ином законодательном акте. В настоящее время неделимая Франция включает 96 департаментов в метрополии, 4 заморских департамента (Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон), две территории с особым статусом (Майотта, Сен-Пьер и Микелон) и четыре заморских территории. (Новая Каледония, Полинезия, Уоллис и Футуна, Южные и антарктические территории).

Государство признает все вероисповедания и провозглашает свободу совести.

Демократический характер республики говорит о существовании в стране одноименного политического режима. Конституция указывает в качестве составных частей такого режима всеобщее голосование, прямое или косвенное, но всегда равное и тайное (ст. 3), возможность существования политических партий и группировок (ст.4).

Основной закон 1958 года – первая французская Конституция, закрепившая существование политических партий. Специальная ст. 4 устанавливает основы деятельности партий; однако специального закона о них в последующие десятилетия не было принято.

Конституция 1958 года в гораздо большей мере, чем любая из ее предшественниц, стала содержать нормы о референдуме. В Основном законе в наиболее «чистом» виде предусмотрели эту процедуру ст. 89, хотя косвенное указание на референдум содержится и в ст. 53. Статья II предоставляет право проведения референдума Президенту страны по определенному кругу вопросов, а ст. 89 – при изменении Основного закона5.

Конституция 1958 года разрешила проблему соотношения внутреннего законодательства и международно-правовых норм. Она также установила взаимоотношений с международным правом. В статье 55 она определила: «Международные договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, имеют силу, превышающую силу законов, с момента опубликования, при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной»6.

Конституция 1958 года по способу изменения является «особо жесткой», поскольку для пересмотра требуется проведение двух этапов – принятие поправок и их ратификация. Проект пересмотра Основного закона согласно ст. 89 должен быть одобрен палатами парламента в идентичной редакции. При этой процедуре палаты – Национальное собрание и Сенат находятся в равных условиях. После принятия поправок требуется их обязательная ратификация, которая может быть осуществлена двумя способами: либо на референдуме (основная процедура), либо в Конгрессе – на совместном заседании парламентских палат большинством в 3/5 голосов. Право выбрать способ ратификации принадлежит Президенту республики. Однако для ратификации в Конгрессе требуется, чтобы автором пересмотра выступало Правительство, а не члены парламента, Процедура ратификации в Конгрессе предусмотрена для внесения в Конституцию незначительных поправок, когда проведение референдума нецелесообразно. Парадоксальным, однако, является то, что с 1958 г. практика ратификации в Конгрессе стала основной процедурой принятия поправок, в то время как, по смыслу абз. 2 и 3 ст. 89 Конституции, нормой должен быть референдум. Большинство принятых поправок к Конституции было одобрено в Конгрессе.

В Конституцию неоднократно вносились поправки. Они указаны в прилагаемом тексте. Все они были приняты по инициативе Правительства. Некоторые из поправок внесли глубокие изменения в отношения между органами государственной власти и в основы политической системы. Предметом этих поправок были: изменение порядка избрания Президента республики путем всеобщих выборов (закон от 6 ноября 1962 г.), расширение права запроса Конституционного совета (закон от 29 октября 1974 г.), включение в Конституцию норм Маастрихского договора (закон от 25 июня 1992 г.). Предмет других поправок носил скорее технический характер: предоставление возможности африканским государствам – бывшим французским колониям оставаться членами Сообщества (закон от 4 июня 1960 г.); совмещение парламентских каникул со школьными и в связи с этим изменение сроков проведения сессий парламента (закон от 30 декабря 1963 г.); и другие.

В настоящее время все нормы Конституции 1958 года действуют7.

 

  1. Президент

Центральное место в системе  государственных органов Франции  принадлежит Президенту. Он избирается на пять лет путем всеобщих и прямых выборов.

Полномочия  Президента республики во всех сферах государственной жизни обширны. Ст. 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать «своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства».

В этой же статье провозглашается, что Президент является «гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров»8.

Он наделен  правом законодательной инициативы.

Все законы, принятые парламентом, должны быть в  течение 15 дней подписаны и промульгированы Президентом. Если он не согласен с законом или какими-то его положениями, то может потребовать повторного обсуждения этого акта. Только после вторичного одобрения законопроекта Президент обязан его подписать. По предложению правительства во время сессий парламента или по предложению палат Президент может передать на референдум законопроект, «касающийся организации государственной власти». В случае одобрения законопроекта, Президент обнародует его в 15 дневный срок. Любой законопроект может быть передан Президентом в Конституционный совет для проверки соответствия его Конституции.

Решение о роспуске нижней палаты парламента он может принять только после  консультации с премьер-министром  и председателями палат парламента (ст. 12). В двух случаях – в течение года с момента выборов и в период осуществления Президентом чрезвычайных полномочий – роспуск Национального собрания невозможен.

Президент председательствует на заседаниях Совета министров, подписывает обсуждавшиеся на них декреты и постановления, назначает премьер-министра и по его предложению – других членов правительства, принимает отставку премьер-министра и министров, в соответствии со ст. 13 «производит назначения на гражданские и военные должности».

В области  внешней политики Президент представляет Францию в отношениях между государствами, заключает договоры, назначает послов Франции в другие страны, принимает  иностранных послов.

Он является главнокомандующим вооруженными силами.

Президент республики – «гарант независимой судебной власти»9.

Ст. 16 Конституции  предусматривает за ним чрезвычайные полномочия «в случае возникновения для Республики непосредственной угрозы»10. Решение о введении в действие чрезвычайных полномочий Президент принимает после консультации с премьер-министром и информирует об этом население страны. В течение всего срока действия чрезвычайных полномочий в руках Президента сосредоточена вся полнота власти.

Информация о работе Пятая республико во франции