Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:12, контрольная работа
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в России актуальной является проблема становления гражданского общества.
Понятие “гражданское общество” - одно из самых распространённых категорий политологии, принадлежащих Аристотелю, Ш.Л. Монтескъе, Н. Макиавелли, Дж. Локку, Т. Гоббсу, И. Канту, Гегелю, Н. Бердяеву. Эти великие умы политической мысли или подробно анализировали данное понятие, или упоминали эту категорию в антитезе гражданское общество - общество, упорно подводя нас к мысли, что гражданское общество есть что-то, что находится
После 1917 г. подымавшиеся было ростки гражданского общества в России были начисто уничтожены коммунистической властью и заменены суррогатами - “приводными ремнями” однопартийной тоталитарной структуры. И это обстоятельство создает сегодня одну из главных проблем преодоления того глубокого и всестороннего кризиса, в котором оказалось российское общество после развала коммунистической системы с середины 80-х годов. Без гражданского общества невозможен переход к рыночной экономике, так же как и к политической демократии. Этим векторам развития далеко не адекватны те процессы, которые происходили и происходят в действительности: простое разрушение прежней централизованной хозяйственной системы и резкое ослабление государственной власти. Но теперь последняя уже не может быть укреплена только “сверху”, а прежде всего “снизу”, через гражданское общество, которое пока только намечается.
Коммунистическая эпоха привела к грандиозному нивелированию всех членов общества перед всесильным государством, вымыванию любых групп, преследующих собственные частные или корпоративные интересы. Соперничество интересов было вытеснено в узкую сферу аппаратных игр внутри правящей элиты, номенклатуры. Во многом эта ситуация сохраняется и сегодня. Общество еще не структурировалось на различные группы и слои, которые четко определяли бы свои цели и интересы и могли бы вести социальный “торг”. Отсюда маргинальность существующих политических партий, которые напоминают больше кружки единомышленников, нежели массовые политические организации. Отсюда непредсказуемость поведения депутатского корпуса, многие из которого представляют больше самих себя, нежели избирателей. Отсюда социальная и политическая пассивность большинства населения, у которого не только отбит предшествующими десятилетиями вкус к общественной деятельности, но и накапливается разочарование от сегодняшних “схваток под ковром” существующей власти.
С другой стороны, российское общество остается расколотым. Монетаристские эксперименты и национально-этнические конфликты “поссорили” между собой различные секторы, отрасли и предприятия, привели к глубокой социальной и идеологической поляризации. А без социального и политического консенсуса, хотя бы частичного, невозможны ни структурные, рыночные реформы, ни демократическое развитие, ни гражданское общество.
Особенность нынешней ситуации в России состоит в том, что элементы и блоки гражданского общества предстоит создавать во многом заново. Необходимо организовывать новые профсоюзы - попытки реформирования прежних, по сути государственных, профсоюзов не привели к успеху. Нужны также полноценные предпринимательские объединения - те, что существуют сегодня, либо неэффективны, либо преследуют узкие, не включающие интересы всего общества цели. Лишь на основе взаимодействия интересов труда и капитала станут возможными и экономическая модернизация, и создание демократического государства, которое смогло бы стать арбитром в соперничестве различных групповых интересов. Этот процесс означает одновременно и становление гражданского общества в России.
Для создания гражданского общества в современной России необходимо:
в политике: формирование правового государства, развитие законодательства, строгое разделение властей;
в экономике: создание экономического фундамента гражданского общества на основе конкуренции разных форм собственности;
в социальной сфере: преодоление социальной неустойчивости, поддержка среднего класса;
в духовной сфере: различное
заимствование зарубежного
Все это в совокупности позволит создать условия для развития гражданского общества в России.
Таким образом, гражданское общество - необходимый элемент на пути модернизации российской жизни.
3. ЧТО ТАКОЕ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ?
Если принять за границу современной политической жизни России начало перестройки под руководством Горбачева М.С., то за прошедшие 15 лет можно без труда увидеть, что сложившуюся обстановку следует определить как конфликтную ситуацию. Внутри этого периода так же нетрудно различить несколько фаз в развитии политического конфликта. Горбачевская стадия, длившаяся 6 лет, характеризуется прежде всего активизацией свободолюбивых настроений, которые выразились в форме открытых народных выступлений, а также в форме острой полемики в средствах массовой информации. Как известно, этот короткий и бурный период политической жизни в России завершился сменой основных опор, на которых стояла советская власть. Результаты задуманной Горбачевым политической реформы, как это можно утверждать сейчас достаточно уверенно, оказались во многом полезными, а, главное, - необратимыми.
Самым важным результатом политической реформы Горбачева явилось открытие ранее засекреченных материалов о советской политической истории, выразившееся на разных уровнях. Общество было втянуто в процесс непрерывного и интенсивного получения информации о собственном происхождении и образе жизни. Началась активная работа общественного и политического сознания. Этому процессу в немалой степени способствовала публикация философско-публицистических книг русских эмигрантов, зарубежных историков, советских политических деятелей, а также многих ранее запрещенных произведений художественной литературы.
Подобный процесс был в значительной степени закреплен и укреплен с приходом к власти Ельцина Б.Н. Сейчас можно видеть, что и его реформы отличались противоречивостью, непоследовательностью, оказались незавершенными, но в то же время они не были напрасными. Конфликт в политической жизни ельцинского периода достиг закономерной остроты. Следует вспомнить события сентября-октября 1993 года, которые можно охарактеризовать как мини-гражданскую войну. Это был опасный политический конфликт, сопровождаемый человеческими жертвами во время вооруженных столкновений противостоящих политических сил.
Политический конфликт в любом обществе любой эпохи возникает вследствие несовершенства политической системы. Понятие политического конфликта – понятие, проистекающее из данной в настоящий момент политической ситуации.
Есть ли у нас гражданское общество?
Произнося эти словосочетания,
на ум приходят организации, возникшие
на волне перестройки и
4. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО РОССИИ: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
Директор Института Европы академик Николай Шмелев подчеркивает, что следует сконцентрировать внимание не столько на теоретических, сколько на практических аспектах становления гражданского общества в России. По его мнению, необходимо развивать самоуправление и создавать как можно больше неформальных организаций.
Государственная инициатива доминирует над инициативой гражданского общества. Но что такое гражданское общество? И есть ли оно в России? Этот вопрос все громче звучит повсюду, но не находит внятного ответа.
Гражданское общество распадается на десятки и сотни гражданских обществ - земляческих, губернских, партийных, конфессиональных, семейных, групповых и так далее. Вплоть до каждой личности, каждого Я, как самостоятельного и самодостаточного "общества" человека с самим собой.
Наконец, весьма широко распространена и даже господствует точка зрения о том, что в России не было, нет и, видимо, никогда не будет настоящего гражданского общества, а было, есть и будет одно сплошное государство. Народ, население, граждане, люди, личности есть, а вот гражданского общества нет. И добавляют: и слава Богу, что этого общества нет и не предвидится. И полагают, что в этом и состоит" соборность" России и ее особая "миссия" в мире.
Если говорить серьезно, то у нас в России, несмотря на все трудности, ошибки и страдания, как я думаю, было, есть и будет гражданское общество. Вопрос в том, как оно устроено? Насколько оно свободно в своих действиях, способно ли воздействовать на государство и политическую жизнь страны?
Все мы являемся членами
нынешнего российского
Гражданское общество – понятие не юридическое или политическое, а духовное и энергийное. Ведь речь идет именно об энергийных проявлениях личностей в социуме, не подчиненных формальной необходимости, даже нарушающих ее по своей воле и часто вопреки воле государства. Это и есть проявление социальной энергии человека, гражданина, его внутреннего категорического самоимператива, его возбужденной воли. Гражданское общество представляет собой огромное невидимое поле таких воль и энергий многих индивидуумов, сознающих себя не только свободными людьми, но и ответственными членами своего рода. Это не масса физических тел, а социальное сотворчество душ, коллективный дух, или, как говорил Гегель, "народный дух". Гражданское общество - категория не абстрактная, а экзистенциальная. Она отражает всего лишь специфический образ воли людей к жизни, их стремление к самоорганизации ради обеспечения жизни своей и своего потомства. Для этого людям приходится изменять существующие социальные обстоятельства, постоянно воздействовать на власть и других людей, искать самовыражение внутренней энергии. Это и будет то, что мы называем гражданским обществом.
Нелепо представлять гражданское общество в образе некоего идеала счастливой семьи ангелоподобных существ. Оно состоит из живых и грешных людей, поставленных в определенные отношения с другими себе подобными, с государством, с человечеством. Таким образом, необходимое условие функционирования гражданского общества - существование свободной личности. Его характеризуют, с одной стороны, высокий уровень индивидуальной автономии по отношению к обществу вообще и к государственной власти в особенности. Такая личность выступает как самоценная и самодостаточная сила. С другой стороны, такой личности присущи способность взаимодействовать с другими личностями во имя общих целей, интересов, ценностей, а также способность подчинять свои частные интересы и способы их достижения общему благу, выраженному в правовых нормах. Для формирования нового гражданского общества необходимы определенные институциональные предпосылки, прежде всего минимум демократических прав и свобод, рыночная экономика, которые создают возможности как для свободы личности, так и для самоорганизации граждан.
Свобода выбора и ответственность человека являются важнейшим условием социального, правового, экономического, политического и культурного прогресса. И нравственная обязанность каждого гражданина заключается в том, чтобы каждый его поступок способствовал прогрессу общества. Следовало бы выделять два уровня жизни гражданского общества : - активный, деятельный, созидательный; - пассивный, созерцательный, нравственный. Второй уровень более прост и естествен и посему наличествует всегда. Первый требует немалых усилий и присущ только сильным натурам. Счастлив тот народ, где государство и гражданское общество развивается в сотрудничестве, где их устремления совпадают. В противном случае вместо гражданского согласия наступает гражданская война. По сути дела она в России еще не закончилась, если иметь в виду те реальные социальные, этнические и политические конфликты, которые происходят на наших глазах.
Но все эти факты вовсе не свидетельствуют об отсутствии гражданского общества. Скорее, даже наоборот. Строго говоря, никакое общество не может существовать без своего гражданского общества. Сказать, что в современной России нет гражданского общества, - значит отрицать существование не только других людей, но и самого себя. Сказать, что еще не сложилось, значит поставить себя выше других сограждан. Гражданское общество в России есть, и оно таково, каково есть. Оно имеет свои достоинства и недостатки, свои черты и формы проявления, свои традиции.
Назначение гражданина состоит в том, чтобы послушно служить государству. Гражданское общество и государство - это связанные между собой проявления единой сущности. Имя этой сущности - человек. Принято почему-то считать, что гражданское общество и государство это только антагонисты и враги. Иного не дано. Отсюда и рождается противопоставление государственников и либералов. На деле все обстоит как раз наоборот. Соперничество политических группировок породило миф о невозможности какого-либо мира между гражданским обществом и государством. Конечно, борьба между ними идет всегда. Но если она ведется в конституционном поле, то ничего страшного не происходит. Опасность возникает, когда государство или граждане нарушают закон. Но еще хуже - это покорность, пассивность, смирение, безразличие и безответственность граждан, а также вялость, растерянность, безволие государства.
Гражданское общество мало-помалу начинает проявлять собственную творческую энергию. Особое значение имеет отчетливое понимание органической жизни гражданского общества. т.е. деятельности всех его многочисленных формальных и неформальных групп и объединений. Все они действуют на свой страх и риск, постоянно нуждаясь в финансовой помощи, юридической поддержке, защите со стороны закона. Но, по правде говоря, многие их права носят номинальный характер. К тому же эти права часто нарушаются. Судьба какой-нибудь малочисленной экологической группы, или общества матерей-одиночек никого не интересует. А ведь именно такие малые группы и составляют живую плоть гражданского общества.
Гражданское общество - это не механическая структура, а человеческая духовная и деятельная энергетика. Это свобода выбора и творчество личности, это самоуважение и высшая ответственность за себя и все общество в целом. Было бы нелепо, конечно, видеть в гражданском обществе какую-то сплошную любовь, единство, патриотизм, оппозиционность и т.д. Нет, это общество живых людей, а посему обладающих всеми их чертами - и хорошими, и плохими. Уровень и характер развития гражданского общества определяется общим уровнем культуры людей, традициями их истории, религиозными взглядами, национальным темпераментом. Само гражданское общество - живой организм, а не труп. Живой - значит динамичный, развивающийся, изменяющийся, реагирующий на все колебания социальной температуры, на все телодвижения власти.