Другое дело, что сами власти пытаются подменить систему самоуправления совершенно необычными вещами, типа, выборности акимов, хотя аким по Конституции - представитель органов исполнительной власти в системе местного самоуправления. В последнее время действует программа деконцентрация развитие межбюджетных отношений. Вся эта программа сводится к тому, чтобы еще больше усилить институт акимов. С другой стороны, усиление их власти может привести к усилению коррупции. Ведь, коррупция носит системный характер, потому что система не отрабатывает и, во-вторых, потому что она существует и повертикали и по горизонтали. Она носит, как верхушечный, так и низовой характер, и существует абсолютно во всехсферах.
Итак, невозможно выделить приоритеты в развитии "вообще". Невозможно сначала решить социальные вопросы, а потом - политические. Парламентские выборы: это шанс убедить общество, простых людей в необходимости политических реформ.
В Казахстане появляется проблема перспектив политического реформирования. Способен ли новый парламент быть реформаторским, или он должен восприниматься только как структурная единица администрации президента, занимающаяся законодательным обеспечением деятельности правительства. Необходимо переходить к анализу перспектив реформ.
В Казахстане на первое место выходит проблематика поддержания политического диалога.
Однако наиболее острой проблемой сегодня является неопределенность в вопросе готовности казахстанской власти проводить какие-либо реформы. Затягивание в вопросе старта реформ закладывает сомнения в том, что они будут реализованы. Чем занимается власть? Обдумывает пути наиболее эффективной реализации объявленных реформ или желает отказаться от них, ссылаясь на опыт России? В то же время веских оснований для отказа от реформ у казахстанских властей нет.
Наоборот, работа по политическому реформированию должна быть форсирована. Власть имеет возможность и должна взять инициативу в свои руки. Уже и оппозиция в Казахстане перестала поднимать тематику политических реформ.
Обе стороны – и власть, и оппозиция являются мастерами выдвижения разнообразных инициатив, но не являются мастерами их реализации. Президент выдвинул предложения, но из-за затянувшегося ожидания начинает терять политическую инициативу.
Оппозиция также увлеклась решением тактических вопросов – поиском единого кандидата на президентские выборы. Но по логике речь сейчас должна идти не о едином кандидате, а о единой идеологической платформе оппозиции. Когда будет решен этот вопрос, решится и вопрос оппозиционного кандидата.
Основные политические субъекты теряют генеральную линию действий на политическом пространстве. Они предпочитают заниматься решением локальных, второстепенных вопросов и не затрагивать фундаментальной проблематики дальнейшего политического развития страны.
Заключение
Важнейшей проблемой является отсутствие идеологической базы по проведению политической реформы. До сих пор нет ответа, для кого она должна проводится, как должна проводится и кто будет основным участником.
Несмотря на наличие этих проблем, Казахстан уже созрел для политических реформ. Политические реформы, которые сейчас предлагаются, это - попытка перейти в новый формат. Этот формат означает перейти от управления субъектами на управление - тенденциями. Инициативы в области политического реформирования должны быть набором конкретных, прагматичных шагов.
Это значит, что необходимо отказаться от выдвижения требований, и перейти к формулированию предложений по оптимизации существующих институтов. Мы должны точно знать, что, усилив данный орган власти, в результате получим такие-то плюсы и выгоды. Необходимо разработать предельно ясный и аргументированный бизнес-план реформ, в котором будут определены размеры финансового обеспечения для каждого из этапов реформирования, перечень необходимых поправок в законодательной базе, предусмотрены юридические рамки реализации программы. Должна быть проработана правовая процедура принятия всего этого комплекса документов.