Причины победы радикальной политической теории в России в начале XX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 00:30, контрольная работа

Краткое описание

К началу ХХ в. Россия представляла собой среднеразвитую страну «второго эшелона» капиталистического развития. В отличие от стран «первого эшелона» (Англии, Франции) она вступила на путь капитализма значительно позже—лишь в середине ХIХ в. Поэтому ее экономическое развитие носило догоняющий характер, проявлявшийся как в высоких темпах, так и определенной деформации его фаз и стадий. Одной из значительных особенностей была ведущая роль государства и государственного регулирования в экономической жизни страны. Стране предстояло решить в кратчайший срок комплекс проблем, касавшихся всех основных сфер общественной жизни: в политической сфере использовать достижения демократии, на основе конституции, законов открыть доступ к управлению общественными дела-ми всем слоям населения, в сфере экономики — осуществить индустриализацию всех отраслей, превратить деревню в источник капиталов, продовольствия и сырья, необходимых для индустриализации и урбанизации страны, в сфере национальных отношений — не допустить раскола империи по национальному признаку, удовлетворив интересы народов в области самоопределения, способствуя подъему национальной

Оглавление

Титульный лист…………………………………………………………………………....1
Содержание………………………………………………………………………………...2
Введение…………………………………………………………………….……………...3
Политический радикализм……………………………………………………..……......3
Российский радикализм начала XX века…………………………………………...5
Заключение…………………………………………………………………………....8
Список использованной литературы………………………………………………..9

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 32.88 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»

Сочинский филиал 

                  Регистрационный  №   
                  Дата  регистрации  
                  Методист  

 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине:  Политология 

на тему:  Причины победы радикальной политической теории в России

 в  начале XX века. 
 

Выполнил: студент  группы  МТЗ 09

Щербинин Игорь Юрьевич 

Проверил: старший  преподаватель

Москвитина Людмила  Николаевна 
 
 

Проверена ________________________________                        

                           (дата, подпись преподавателя) 
 
 
 

Сочи 2012

Содержание 
 

  1. Титульный лист…………………………………………………………………………....1
  2. Содержание………………………………………………………………………………...2
  3. Введение…………………………………………………………………….……………...3
  4. Политический радикализм……………………………………………………..……......3
  5. Российский радикализм начала XX века…………………………………………...5
  6. Заключение…………………………………………………………………………....8
  7. Список использованной литературы………………………………………………..9
 
 
 
 
 
 
 
 

 

               Причины победы радикальной политической теории в России

 в  начале XX века. 
 

Введение 

      К началу ХХ в. Россия представляла собой среднеразвитую страну «второго эшелона» капиталистического развития. В отличие от стран «первого эшелона» (Англии, Франции) она вступила на путь капитализма значительно позже—лишь в середине ХIХ в. Поэтому ее экономическое развитие носило догоняющий характер, проявлявшийся как в высоких темпах, так и определенной деформации его фаз и стадий. Одной из значительных особенностей была ведущая роль государства и государственного регулирования в экономической жизни страны. Стране предстояло решить в кратчайший срок комплекс проблем, касавшихся всех основных сфер общественной жизни: в политической сфере использовать достижения демократии, на основе конституции, законов открыть доступ к управлению общественными дела-ми всем слоям населения, в сфере экономики — осуществить индустриализацию всех отраслей, превратить деревню в источник капиталов, продовольствия и сырья, необходимых для индустриализации и урбанизации страны, в сфере национальных отношений — не допустить раскола империи по национальному признаку, удовлетворив интересы народов в области самоопределения, способствуя подъему национальной культуры и самосознания, в сфере внешних экономических связей — из поставщика сырья и продовольствия превратиться в равноправного партнера в индустриальном производстве, в сфере религии и церкви — покончить с отношениями зависимости между самодержавным государством и церковью, обогатить философию, трудовую этику православия с учетом установления в стране буржуазных отношений, в сфере обороны — модернизировать армию, обеспечить ее боеспособность использованием передовых средств и теорий ведения войны. 

Политический  радикализм

     Вера  в самостоятельность России и ее особый путь развития вошла также в концепцию революционного переустройства общества. Условия для культивирования радикальных идей социального преобразования в России существовали: низкий уровень жизни значительной массы населения, заметный разрыв в доходах различных групп общества, сословные привилегии одним и ограничения для других, отсутствие гражданских и политических прав и т. д. Родоначальником идеи революционного низвержения самодержавия стал А. Н. Радищев (1749 - 1802). Вместо монархии он предлагал народное правление в форме добровольной федерации вольных городов по примеру Древнего Новгорода. Народное правление, по его мнению, соответствует "человеческому естеству", поскольку основано на принципах народного суверенитета и неотчуждаемости естественных прав личности. Во главе федерации должны стоять достойные люди, выдвинутые народом. Отметим, что идея непосредственного правления народа была утопической, ее реализация возвращала общество в прошлое - к вечевым порядкам.

     После А. Н. Радищева идею революционного переустройства стремились реализовать декабристы. Монархия, по проекту П. И. Пестеля (1793 - 1826), должна уступить место республиканскому правлению, гарантирующему естественные права и свободы личности. Он отрицал  принцип разделения властей, но высшие органы власти (Народное Вече, Державную Думу, Верховный Собор) предлагал формировать путем реализации всеобщего избирательного права.

     Во  второй половине XIX века политическая мысль России испытывала значительное влияние европейского социализма и  анархизма. Это активизировало те силы в России, которые отрицали сложившиеся  в ней формы государственности. Однако представители радикальной  политической мысли больше внимания уделяли средствам реализации своих  идеалов.

     Революционеры-демократы  В.Г.Белинский (1811 - 1848), А. И. Герцен (1812 - 1870), Н.Г.Чернышевский (1828 - 1889), Д. И. Писарев (1840 - 1868) считали вооруженное восстание  единственным средством свержения  самодержавия. По их мнению, это должна быть крестьянская революция, которая  установит "социальную республику" с верховной властью народа. Основой  будущего экономического и политического  строя революционеры-демократы считали  крестьянскую общину. В этом проявлялся их утопизм, поскольку уже тогда  община не представляла собой единого  образования, она расслаивалась. По Н. Г. Чернышевскому, в "социальной республике" законодательная власть принадлежит  народу, а правительство должно быть ответственно перед ним. Право народа, представленного Народным Собранием, - контролировать исполнительную власть.

     Неприязнь к западному либерализму и  конституционализму, сложившимся на Западе государственным институтам отчетливо прослеживается и в  русском анархизме. Его сторонники негативно относились не только конкретно  к русскому, призывая к его свержению, но к любому государству и праву, ограничивающим свободу индивидов. Представители анархизма М. А. Бакунин (1814 - 1876) и П. А. Кропоткин (1842 - 1912) исходили из тезиса о том, что государство есть зло, поскольку мешает естественному существованию людей. Анархия, по М. А. Бакунину, - "это вольный союз земледельческих и фабричных рабочих товариществ, общин, областей и народов, и, наконец, в более отдаленном будущем - общечеловеческое братство, торжествующее на развалинах всех будущих государств". М. А. Бакунин критиковал идею К. Маркса о диктатуре пролетариата, считая ее формой подавления одной части общества другой.

     П.А. Кропоткин назвал идеал будущего устройства "анархическим коммунизмом". Под ним он понимал вольный  союз самоуправляющихся общин, основой  которого станут свободные взаимосоглашения людей. Над ними не будет никакой верховной центральной власти. Конечно, идеалы анархистов несбыточны, однако их критика государственного социализма, развращающего влияния власти на личность, требования справедливости и уважения прав и свобод индивида определяют их значимость в истории политической мысли России.

     До 1861 г. в России существовало крепостное право, поэтому практически все  направления русской политической мысли были ориентированы на решение  социальных проблем и аграрного  вопроса; в XIX — XX в. в ней представлены различные течения революционного радикализма, восходящего к революционно-демократическим  политическим идеям XVIII в. в творчестве А.Н. Радищева (1749—1802).

     Если  на Западе радикальная идея политической революции стала терять свое значение во второй половине XIX в., то в монархически-крепостнической  России она присутствовала постоянно, оживая в периоды контрреформ. Революционный  радикализм был одним из основных направлений политической мысли  России XIX — начала XX в. Он был представлен некоторыми теориями декабристов (П.И. Пестель), революционного демократизма 40— 60-х гг., революционного народничества (П.Н. Ткачев и др.) и марксизма. Постепенно утрачивая демократические и гуманистические формы, критицизм по отношению к деспотизму бюрократической власти, революционный радикализм эволюционировал к началу XX в. в волюнтаристские течения анархизма (индивидуалистическое, анархо-синдикализм) и тоталитарные концепции идеологии большевизма.

     Наиболее  яркой формой революционного радикализма  в России в начале XX в. были политическая идеология большевизма с его идеями социалистической революции как самодовлеющей цели, тотальным перевоспитанием трудящихся масс коммунистической партией, теория Л.Д. Троцкого о «перманентной» мировой революции. Для большинства течений русского революционного радикализма была характерна недооценка эволюционных факторов социального прогресса, разрыв с прошлым.

Российский  радикализм начала XX века

     Вторая  половина XIX столетия и весь XX век  прошли в России под знаком радикально-революционных  идеологий. Связано это с тем, что радикализм как явление общественной жизни рождается в острые, переломные моменты истории, когда общество в силу ряда обстоятельств готово к принятию крайних идей, неадекватно  реагирует на собственное состояние, испытывает громадный социальный дискомфорт и осознает необходимость перемен.

     Развитие  радикально-революционных настроений происходит, как правило, в периоды  социально-политических кризисов, когда  обнаруживается, что государственная  власть не способна эффективно управлять  обществом, в том числе с помощью  правовых механизмов, опираясь на нравственный авторитет государства и духовно-нравственные ценности народной жизни. Для подобных периодов характерен кризис господствующей государственно-правовой идеологии, опирающейся на определенные политико-правовые учения. Именно такие ситуации общенационального кризиса, требующие неотложного решения задач социально-экономической и государственно-политической модернизации страны, складывались в России в 50–60-е и 80-е годы XIX века, а также в канун первой русской революции 1905–1907 гг.

     Во  второй половине XIX века в России господствующей политико-правовой доктриной была, по меткому выражению П.И. Новгородцева, «философия легального деспотизма»1. Согласно этой политико-правовой доктрине основой права считалась государственная власть, утверждаемая на праве православной монаршей воли. Идеи о независимости правовых норм от велений государства вызывали в лучшем случае глубокое сомнение и третировались как благое пожелание «житейского идеализма» или как бунтарский бред «проклятого материализма». На этом идеологическом фоне и в условиях нарастающего кризиса российской государственности и происходило укрепление радикально-революционного идейно-политического течения русской политико-правовой мысли.

     Следует отметить, что само слово «радикализм» происходит от латинского radix (корень). Радикализм трактуется в современной научной литературе как идейно-политическое направление, которое ставит своей целью разрешить коренные, глубинные проблемы общества, в корне изменить общественное положение. Термин «радикализм» в его общепринятом идейно-политическом значении был впервые употреблен М. Катковым в 1840 году в журнале «Отечественные записки».

     В российской проправительственной и либеральной публицистике второй половины XIX – начала XX века радикализм был синонимом нигилизма, бунтарства и часто трактовался с явно негативных позиций. Связано это было с особенностями радикально-революционного сознания, проявления и воплощения в жизнь радикально-революционных идей в России этого исторического периода.

     Анализируя  особенности развития радикальных  идейно-политических течений в дореволюционной  России второй половины XIX – начала XX века, следует отметить, что российский радикализм этого периода воплощался в основном в леворадикальных  политико-правовых идеях и концепциях революционного демократизма, «русского  социализма» и анархизма. Питательной  средой для распространения радикально-революционных  настроений в народе служило патриархальное сознание российского крестьянства с его вековой мечтой о правде, земле и воле.

     В середине XIX века проводниками радикально-революционных  идей выступали прежде всего разночинцы, представители русской интеллигенции и студенчества, выходцы из различных социальных групп и слоев («разных чинов») тогдашней России, жившие своим трудом и являвшиеся проводниками «духовной революции» в российском обществе. До 1860-х годов отечественный радикализм развивался в русле общедемократической идеологии, в дальнейшем идейно-политической основой радикализма становится его ориентация на народную (крестьянскую, пролетарскую) революцию.  Связано это было с тем, что долгожданное освобождение крестьян, состоявшееся 19 февраля 1861 года, и последующие реформы не принесли с собой в среду российской разночинской интеллигенции и широких народных масс ни успокоения, ни оптимистических настроений и надежд на будущее. Напротив, всюду увеличилась напряженность. Она была вызвана в первую очередь всеобщим настроением, всеобщей духовной атмосферой, которая существовала в обществе. «Русская интеллигенция, – писал В.В. Леонтович, – лишенная какого бы то ни было политического опыта, не сумела устоять против искушения, присущего представлению о том, что желаемой цели можно достигнуть насильственным разрушением существующего, которое видится препятствием к ее осуществлению».

     Этим  своим революционным подходом значительная часть «разночинской интеллигенции» закрыла себе путь к участию в  подготовке проведения в жизнь реформ, то есть сама себя исключила из практической работы, которая могла послужить  для нее школой политической деятельности.

     Таким образом, несмотря на то, что Манифест 1861 года об отмене крепостного права  имел громадное политическое, социально-экономическое  и государственно-правовое значение для страны, поскольку положил  начало всем последующим реформам, проведенным Александром II, его реализация не удовлетворила ни радикальные  круги общества, ни самих крестьян. Чувствуя себя обманутыми, принуждаемые выкупать землю у помещиков, крестьяне  отреагировали на действия правительства  волнениями и беспорядками, прокатившимися по всей России.

Информация о работе Причины победы радикальной политической теории в России в начале XX века