Президентская республика как форма государственного правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:04, реферат

Краткое описание

Цель работы заключается в исследовании проблем становления и развития президентской республики как формы правления государством.
Данная цель конкретизируется в ряде следующих основных задач:
1) на основе теоретических источников уточнить содержание и признаки президентской республики;
2) дать характеристику США как президентской республике;
3) исследовать особенности системы президентского правления в России.

Оглавление

Введение 3
1. Содержание и признаки президентской республики 5
2. США как пример президентской республики 10
3. Особенности системы президентского правления в России 16
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

президентская респулика.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

     2. США как пример президентской республики  

     Ярким примером президентской республики служит такое государство как  Соединенные Штаты Америки. В  фундамент конституционной системы американского государства положено три основных политико-правовых принципа разделение властей, федерализм и судебный конституционный надзор.

     Принцип разделения властей, реализуемый через  систему «сдержек и противовесов», предполагает организационную независимость  трех «ветвей» государственной власти разграничение между ними соответствующих функций. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная – президенту, судебная – Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.

     Законодательная власть в Соединенных Штатах Америки  осуществляется конгрессом США и  законодательными собраниями (легислатурами) штатов. Конгресс США состоит из двух палат – сената и палаты представителей. Заседания конгресса проходят в здании Капитолия, расположенного на холме в центре г. Вашингтона. Палата представителей состоит из 435 членов. В настоящее время каждый член палаты представляет около 500 тысяч избирателей. По конституции США каждый штат должен быть представлен в палате, по крайней мере, одним членом. Члены палаты избираются на двухлетний срок, исчисляемый с января следующего поле выборов года. Следовательно, каждые два года состав палаты представителей обновляется, этим же интервалом измеряется срок полномочий всего конгресса каждого созыва. Конгресс каждого созыва проводит две сессии, начинающиеся в январе и продолжающиеся с перерывами почти в течение всего года.

     Сенат. Каждый штат представлен в сенате двумя членами, т.е. в его состав входят 100 сенаторов. Каждый сенатор  избирается в своем штате на шестилетний срок, начинающийся в январе следующего после выборов года. В отличие от палаты представителей каждые два года подлежит переизбранию лишь треть сенаторов, что обеспечивает определенную стабильность состава этой палаты и преемственность в ее деятельности.

     Высшим  в стране должностным лицом, совмещающим  полномочия главы государства и  главы правительства, является президент  США. Он избирается на четыре года с  возможностью переизбрания еще на один четырехлетний срок. Президентом  США может быть гражданин США по рождению, не моложе 35 лет, проживший на территории США не менее 14 лет. С 1800 года официальной резиденцией президента является Белый дом, находящийся в столице США Вашингтоне.

     Принцип разделения власти предполагает и определенное взаимодействие, в результате которого не допускалось бы усиление одной «ветви» за счет другой. Отсюда идея взаимоконтроля и уравновешивания властей, нашедшая воплощение в системе «сдержек и противовесов». Так, конгресс, носитель законодательной власти, может отклонить законопроекты, представленные главой исполнительной власти – президентом. Президент утверждает законопроекты, принятые конгрессом, и вправе налагать вето на те из них, с которыми он не согласен. Многие полномочия президента реализуются лишь при одобрении сената (заключение международных договоров, например). Носитель судебной власти – Верховный суд США формируется совместно президентом и сенатором: первый назначает кандидатов, второй эти назначения утверждает. Верховный суд вправе окончательно признавать недействительными (как не соответствующие конституции) законы конгресса и акты исполнительной власти.

     Взаимодействие  и взаимовлияние трех «ветвей» власти преследуют цель обеспечения стабильности государственных институтов, незыблемости капиталистического строя и классового господства буржуазии. Характерной  особенностью процесса развития системы  разделения властей является неуклонное возрастание роли президентской власти как главного орудия диктатуры монополистического капитала. В конституции США, а именно в статье IV утверждается следующее: «Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления». Республиканская форма правления в США реализовалась в виде президентской республики: президент республики – глава государства и правительства; правительство не несет ответственности перед Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса.

       Все установленные полномочия  законодательной власти принадлежат  Конгрессу Соединенных Штатов, который  состоит из Сената и Палаты  представителей. Но конституция  говорит не о законодательной  власти вообще, а лишь о полномочиях  законодательной власти, указанных в самой конституции. Следовательно, Конгресс обладает ограниченными законодательными полномочиями. Это обусловлено тем, что в США имеется еще 50 законодательных собраний штатов, которые законодательствуют в соответствии со своими полномочиями.1

     Исполнительная  власть осуществляется Президентом, его  полномочия весьма объемны. Как глава государства он является верховным главнокомандующим вооруженными силами США и верховным представителем США на международной арене. Президент с одобрения сената назначает федеральных судей, включая членов Верховного суда, послов и высших должностных лиц аппарата исполнительной власти, включая руководителей министерств и ведомств. Глава исполнительной власти обладает правом издания президентских приказов, фактически имеющих силу закона. В его непосредственном подчинении находится весь государственный аппарат управления: министры, главы многочисленных ведомств, он непосредственно руководит огромным исполнительным аппаратом. Президент республики и исполнительный государственный аппарат образуют в США президентскую власть. Президент формирует администрацию, кабинет министров, исполнительные правления. Кабинет министров является консультативным органом, президент не обязан следовать его советам. Кабинет министров не принимает никаких правительственных актов.

     Президент США избирается косвенным путем  сроком на 4 года. Одно и то же лицо может  избираться президентом не более  двух раз. Избирательная компания по выборам президента начинается задолго  до того, как избиратели явятся на избирательные участки, чтобы проголосовать за выборщиков. В первых числах ноября избиратели голосуют за выборщиков по штатам. В каждом штате избирается столько выборщиков, сколько избрано представителей и сенаторов от штата в конгресс. При избрании выборщиков устанавливаются многомандатные избирательные округа (один штат – один округ) и применяется мажоритарная система относительного большинства. При этой системе список выборщиков от одной партии, получивший относительно больше голосов, чем другие списки, завоевывает все места от данного штата в коллегии выборщиков.

     Когда становится известно количество выборщиков, избранных от каждой партии, то фактически определяется, кто из кандидатов станет президентом. В середине декабря  выборщики собираются в столицах штатов и голосуют бюллетенями за президента и вице-президента. Избранный в середине декабря президент вступает в должность 20 января следующего за выборами года.

     Конгресс  США избирается на основе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании. Палата представителей в составе 435 депутатов избирается сроком на два года по одномандатным округам. Депутатом может быть избрано лицо, являющееся гражданином США не менее семи лет, достигшее 25 лет и проживающее в штате, где находится его избирательный округ.

     Сенат состоит из 100 сенаторов: каждый штат избирает по два сенатора сроком на 6 лет. Сенат обновляется на 1/3 каждые 2 года. Сенатором может быть избрано  лицо, являющееся гражданином США  не менее девяти лет, достигшее 30 лет  и проживающее в штате, от которого избирается.

     Каждая  палата Конгресса имеет свою внутреннюю разветвленную систему вспомогательных  органов, которые призваны содействовать  выполнению конституционных полномочий: председатели палат, комитеты, партийные  фракции, административно-технические службы. Председателем палаты представителей является спикер, формально избираемый палатой. Он занимает пост президента республики вслед за вице-президентом в случае вакансии.

     Важную  роль в деятельности Конгресса выполняют  комитеты: объединенные, комитеты всей палаты, специальные, согласительные, постоянные. Объединенные комитеты включают членов обеих палат Конгресса (экономический, по налогообложению, по библиотеке Конгресса) и координируют деятельность палат Конгресса в определенной сфере. Комитет всей палаты – это заседание палаты в полном составе, выступающей в качестве комитета с целью ускорить прохождение какого-либо законопроекта. Специальные комитеты носят временный характер. Они создаются для решения какого-либо конкретного вопроса. Согласительные комитеты учреждаются обеими палатами в случае возникновения разногласий между ними по определенному вопросу.

     Решающая  роль в законодательной деятельности Конгресса принадлежит постоянным комитетам палат. В палате представителей создано 22 постоянных комитета. В сенате работает 16 постоянных комитетов. Постоянные комитеты определяют судьбу каждого законопроекта. Практика свидетельствует, что 90 % законопроектов, одобренных постоянными комитетами принимается палатами без поправок.

     Финансовые полномочия Конгресса: устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати и акцизные сборы единообразно на всей территории США; уплачивать долги, делать займы, чеканить монету, регулировать стоимость валюты США, устанавливать наказания за подделку государственных ценных бумаг и монет.2 Полномочия в области экономики и торговли: принимать единообразные законы по вопросам о банкротстве, регулировать торговлю с иностранными государствами и между отдельными штатами. Военные полномочия: объявлять войну, формировать и обеспечивать армию, создавать и содержать военно-морской флот. Иные полномочия конгресса: регулировать порядок приобретения гражданства США, учреждать федеральные суды.

     Конгресс  реализует свои полномочия путем  принятия законов и резолюций. Законодательный процесс в Конгрессе США реализуется, как и во многих других государствах, из следующих стадий: внесение законопроекта, обсуждение и принятие. Правом внесения законопроекта обладают только члены палат. Практически законодательная инициатива членов Конгресса во многом определяется посланиями президента республики, в которых прямо указывается, какие законы следует принять. Обсуждение проходит в трех чтениях. Первое чтение формально, во время его законопроект регистрируется, оповещаются члены палат и законопроект направляется в постоянные комитеты. Во время второго чтения вносятся поправки. При третьем чтении проходит обсуждение законопроекта с внесенными поправками, внесение поправок (кроме редакционных) в третьем чтении не допускается. После этого законопроект ставится на голосование.  После принятия закона в каждой палате он направляется на утверждение президенту.

     В случае разногласий между палатами по какому-либо законопроекту из членов обеих палат на паритетных началах  создается согласительный комитет. В законотворчестве палаты американского Конгресса равноправны: все законы принимаются с согласия обеих палат.

     Кабинет США, с точки зрения его внутренней структуры, относится к так называемой континентальной системе, т. е. в состав правительства входят все главы центральных ведомств с общенациональной территориальной юрисдикцией. В настоящее время в состав кабинета входят главы 13 департаментов. Кроме 13 глав исполнительных департаментов членами кабинета являются президент и вице-президент. Президент может предоставлять ранг члена кабинета некоторым другим высшим федеральным чиновникам. Американский кабинет является чисто совещательным органом, так как все решения в пределах полномочий исполнительной власти принимаются только единолично президентом. Кабинет министров не имеет конституционного статуса. Кабинет не принимает никаких правительственных актов. 

     3. Особенности  системы президентского правления в России  

     Россия  находиться  на стадии перехода от тоталитарного к демократическому государственному устройству. Это обстоятельство приводит к острой дискуссии о роли президентства в России. Сторонники сильной президентской власти видят в институте президентства широкие возможности для обеспечения единства государственной власти в переходный период, укрепления российской государственности в целом, для дальнейшего продвижения страны по пути реформ. Концентрация огромных полномочий у Президента обосновывается необходимостью обеспечить единство власти в условиях переходного периода.

     По  форме своего правления Российская Федерации является президентской республикой, хотя и включающей определенные черты, свойственные парламентарным республикам. Республиканский характер этой формы российской государственности прямо закреплен уже в ст. 1 Конституции РФ, где говориться, в частности, о «республиканской форме правления». Это общее положение конкретизируется и развивается в других статьях, содержащихся прежде всего в главах, посвященных статусам Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ (ст. 3, 11, 80, 81, 83, 84, 86, 87, 90, 94, 96, 102, 103, 105, 107-117 и др.). Из их содержания совершенно ясно вытекает, что в РФ учреждена президентская форма республиканского правления.

     Президент РФ избирается не парламентом, а путем  всенародного голосования, что, как  уже указывалось, типично для президентских республик. По Конституции РФ (ст. 80) он: глава государства; гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина; стоит на страже суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Уже эти самые общие положения наглядно свидетельствуют об огромной, определяющей роли Президента РФ в системе органов государственной власти страны.

     Президенту  РФ принадлежит решающая роль в формировании и деятельности непартийного правительства, что особенно важно для определения  президентской формы республики. Президент РФ самостоятельно, без участия парламента по представлению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, хотя даже в такой президентской республике, как США, для этого требуется согласие Сената. Председатель Правительства также назначается не парламентом, а Президентом, который только и может выдвигать кандидатуры на этот пост. Государственная Дума имеет возможность под угрозой своего роспуска лишь трижды отклонять предлагаемые Президентом кандидатуры (или кандидатуру), после чего Президент получает право на роспуск парламента и самостоятельно назначает Председателя Правительства. Важно и то, что при обсуждении кандидатуры на этот пост парламент рассматривает прежде всего именно личность, а не программу работы Правительства, поскольку последняя в своей основе определяется Президентом РФ, который по Конституции определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Информация о работе Президентская республика как форма государственного правления