Президентская республика как форма государственного правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:04, реферат

Краткое описание

Цель работы заключается в исследовании проблем становления и развития президентской республики как формы правления государством.
Данная цель конкретизируется в ряде следующих основных задач:
1) на основе теоретических источников уточнить содержание и признаки президентской республики;
2) дать характеристику США как президентской республике;
3) исследовать особенности системы президентского правления в России.

Оглавление

Введение 3
1. Содержание и признаки президентской республики 5
2. США как пример президентской республики 10
3. Особенности системы президентского правления в России 16
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

президентская респулика.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 

ФБГОУ ВПО  «Государственный университет –  УНПК» 
 

Кафедра: «Социология, культурология и политология» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

 

по  дисциплине

«Политология» 

Тема: «Президентская республика как форма государственного правления» 
 
 
 
 

Выполнила xxxxxxx 

Группа  xxxxx 

Специальность    xxxxxxxxx 

                                                                                                             

Руководитель   xxxxxxx 
 
 
 
 
 
 
 

Орел, 2011

 

     Содержание 

Введение            3

1. Содержание и признаки президентской республики    5

2. США как пример президентской республики      10

3. Особенности  системы президентского правления в России    16

Заключение           21

Список использованной литературы       22

 

                                                       Введение 

     Форма правления – внешнее выражение  содержания государства, обусловленное  структурой и правовым положением органов  государственной власти. Т. е. под формой правления понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником,  то есть тем,  кому принадлежит власть в данном государстве. 

     Форма государственного правления дает возможность  уяснить: как создаются высшие органы государства, и какого их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и другими    государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина. В данной работе рассмотрена разновидность республиканской формы правления – президентская республика.

     Демократические преобразования, проводимые в Российской Федерации, привели к необходимости  поиска новой модели организации  государственной власти. Основой  такой модели стал общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение в стране института президентской власти. Несмотря на многовековой опыт, накопленный различными странами по организации президентской республики, для России такая форма правления является новой и, в силу этого, тема данной контрольной работы является актуальной.

     Цель  работы заключается в исследовании проблем  становления и развития президентской республики как формы правления государством.

     Данная  цель конкретизируется в ряде следующих основных задач:

     1) на основе теоретических источников  уточнить содержание и признаки  президентской республики;

     2) дать характеристику США как президентской республике;

     3) исследовать особенности  системы президентского правления в России.

     В качестве информационной базы исследования в работе использовались  учебники и  учебные пособия по политологии,  справочная литература, электронные источники. Основными методами, используемыми в данной работе, являлись исследование материала по заданной теме, его позитивный и критический анализ.

     Контрольная работа состоит  из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

 

      1. Содержание и признаки президентской  республики  

     Президентская республика - это одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

     Президентская республика характеризуется такими признаками, как соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства, отсутствие института парламентской ответственности правительства, внепарламентский метод избирания президента и формирования правительства, ответственность правительства перед президентом, сосредоточение в реках президента огромной политической, военной, социально-экономической власти; отсутствие у парламента права на объявление вотума недоверия правительству.    

       Наиболее характерные черты президентской  республики:

     - внепарламентский метод избрания  президента (либо населением – Белоруссия (данное мнение является спорным. Одни ученые относят Республику Беларусь к президентской, другие – к смешанной), либо коллегией выборщиков – США),

     - внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и фактически и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,

     - в целом, при такой форме  правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

     Президентская республика теоретически строится по принципу жесткого разделения властей. Это означает, что в конституционном законодательстве соответствующих стран проводится строгое разграничение компетенции между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Соответствующие высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Президент избирается внепарламентским путем посредством косвенных выборов. Досрочное отстранение президента от должности возможно лишь в двух случаях: признание его виновным судом импичмента или уход в отставку. Будучи "главой исполнительной власти", он формирует правительство - кабинет лишь при номинальном участии сената. Никакой ответственности перед конгрессом кабинет не несет. Он возглавляется президентом и фактически играет при нем роль совещательного органа. Хотя президент лишен права роспуска конгресса, он наделен такими полномочиями, которые позволяют ему активно воздействовать на всю законодательную деятельность конгресса. Из числа полномочий важнейшее - это право обращения к конгрессу с посланиями. Наряду с этим президент сам является важнейшим нормоустанавливающим органом.

     Конгресс  является носителем "законодательной  власти", но его деятельность поставлена в зависимость от президента, который  не только представляет собой важнейший  источник законодательной инициативы, но и определяет судьбы многих законопроектов, используя право вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство обеих палат конгресса. В то же время конгресс имеет возможность изменять и даже отклонять законопредложения президента и осуществлять контроля над деятельностью федерального исполнительного аппарата государственной власти. Хотя члены кабинета и главы других общенациональных исполнительных ведомств не являются членами конгресса, они могут вызываться и подвергаться допросу в различно рода комитетах конгресса, наделенных значительными ревизионными, контрольными и расследовательскими полномочиями.

     Как уже говорилось, в большинстве  президентских республиках нет  особой должности премьер-министра, им является президент. Если в президентской республике имеется должность премьер-министра (Египет, Перу, Сирия и др.; иногда она предусмотрена конституциями, но может и не упоминаться ими, и во многих странах Азии и Африки она то вводилась, то упразднялась), то это так называемый административный премьер. Юридически он возглавляет правительство, но на деле политику правительства определяет президент, под руководством которого проходят официальные заседания совета министров, где решаются наиболее важные вопросы (менее важные вопросы решаются под председательством административного премьера).Президентская республика представляет собой весьма гибкую и легко приспосабливающую к различным условиям форму правления. Эта форма правления получила достаточно широкое распространение в государствах, освободившихся от колониальной зависимости.

     Разновидностями президентской республики являются суперпрезидентская и монократическая  республика. Основное их отличие от президентской республики заключается  в том, что обе они не являются правовыми государствами, хотя в странах, где такие формы правления существуют, формально действует конституция. Но эти конституции носят столь же неправовой характер, как и конституция коммунистических государств. Суперпрезидентская республика имеет следующие отличительные черты. Обычно она устанавливается вследствие военного переворота. В этом случае парламент, как правило, распускается. Создается новый высший орган - военный совет (революционный совет, совет национального спасения и т.д.), его председатель - лидер гражданского переворота провозглашается президентом республики. На места назначаются военные губернаторы, коменданты и др. Из прежних органов сохраняются обычно гражданские суды, но параллельно с ними создаются военные трибуналы, которые судят и гражданских лиц (по определенным составам преступления). Президент получает свои полномочия нелегитимным путем, либо как предводитель (каудильо) переворота, либо как глава хунты (коллегиального органа руководства мятежниками). Президент наделяется обширными полномочиями при весьма слабом контроле со стороны законодательной и судебной властей. Президентские полномочия реализуются в условиях перманентного чрезвычайного положения, при котором отменяются или существенно ограничиваются конституционные гарантии соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина и осуществляются массовые репрессии против оппозиции. Суперпрезидентские республики в течение длительного времени были неотъемлемым элементом политического ландшафта Латинской Америки. В настоящее время их практически не осталось на карте данного континента. В процессе постепенной демократизации политической жизни, укрепление правовых начал государственности был успешно осуществлен переход к президентской форме правления.

     Что касается монократической республики, то она характерна для "молодых" государств (в основном в странах тропической Африки), а также для некоторых коммунистических государств. Ее характерными признаками являются: Особый статус главы государства как единого носителя исполнительной власти, не связанного никаким контролем со стороны законодательной и судебной властей. Совмещение поста президента с лидерством в правящей партии в условиях однопартийного или квазимногопартийного режима. Выборы президента, если и проводят, то носят чисто ритуальный характер. Президент занимает свой пост неопределенно длительный срок, а замена президента происходит в результате политического кризиса в руководстве правящей партии или военного переворота. В отдельных странах пост президента в конституционном порядке пожизненно закреплялся за определенным лицом (Заир, Малави и некоторые другие). Конституционно устанавливается право президента на роспуск парламента.

     Таким образом, главные достоинства президентской  республики состоят в том, что  это - относительно простая система командного типа с выраженной персональной ответственностью, а следовательно, обладающая значительными достоинствами с точки зрения эффективности государственного управления. Недостатки президентской системы являются продолжением ее достоинств: для нее характерна излишняя концентрация власти, что в странах с неустойчивыми традициями демократии чревато сохранением и даже усилением авторитарных черт в политическом режиме (особенно этому способствует соединение поста главы государства и главы исполнительной власти). Кроме того, применение президентской системы в странах со сложными межнациональными, межконфессиональными и внутриконфессиональными отношениями президентская модель не дает адекватного решения проблем организации государственной власти.

     Недостатком президентской системы является и отсутствие должной связи между  партийным составом парламента и  партийной принадлежностью президента. Это ведет к разбалансировке  политической системы и разнонаправленности  политических процессов в единой государственной машине, ломаются политические циклы. Если после избрания президента население быстро убеждается в невыполнении обещаний, данных во время президентских выборов, то симпатии избирателей начинают склоняться к другой партии. В результате парламентские выборы, приходящиеся на середину срока президента, выигрывает другая партия. Возникает "разделение правления" между президентом и парламентом, представленными разными партиями. Президент вместо провозглашенной четырехлетней программой начинает менять приоритеты и состав команды, ориентируясь на положении его политической партии на парламентских выборах. В результате вместо ясного четырехлетнего цикла с четко выраженным политическим вектором, получается укороченный цикл с нечетким политическим вектором. [2, с.337] 

Информация о работе Президентская республика как форма государственного правления