Представления о праве и государстве Н. Макиавелли

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 23:05, реферат

Краткое описание

Целью нашего исследования является рассмотрение политико-правового учения Николо Макиавелли, определение основных принципов его концепции. При этом должна учитываться та историческая эпоха, в которой итальянский мыслитель создавал свои произведения. Политическая философия Макиавелли носит научный и эмпирический характер, основана на его собственном деловом опыте и ставит своей целью указать средства для достижения намеченных целей, безотносительно к тому, признаются ли эти цели хорошими или дурными.

Оглавление

Введение 2

1. Представления о праве и государстве Н. Макиавелли, изложенные в «Государе». 3

2. Представления о праве и государстве Н. Макиавелли, изложенные в «Рассуждениях». 13

Заключение 21

Список литературы. 26

Файлы: 1 файл

Государь .docx

— 57.13 Кб (Скачать)

      Вопрос  в конечном счете сводится к вопросу  о силе. Для достижения политической цели необходима сила того или иного  рода. Этот очевидный факт прикрывается лозунгами, вроде «право восторжествует» или «торжество зла недолговечно». Если торжествует сторона, которую вы считаете правой, то происходит это потому, что на ее стороне находится перевес в силе. Правда, часто сила зависит от общественного мнения, а общественное мнение в свою очередь - от пропаганды; правда также и то, что в пропаганде выгодно казаться добродетельнее своего противника, а один из способов казаться добродетельным заключается в том, чтобы действительно быть добродетельным. Вот почему иногда может случиться, что побеждает именно та сторона, которая обладает большей частью того, что широкие массы считают добродетелью. Мы должны согласиться с Макиавелли, что это было важным элементом роста власти церкви в XI, XII и XIII веках, равно как и успеха Реформации в XVI веке. Однако сказанное требует существенных оговорок. Во-первых, те, кто захватил власть, могут, держа в своих руках пропаганду, представить свою партию воплощением добродетели; никто, например, не смел бы заикнуться о преступлениях Александра VI в нью-йоркской или бостонской государственной школе. Во-вторых, бывают такие периоды хаоса, когда успех нередко сопутствует отпетым негодяям; к числу таких периодов относился и период Макиавелли.

        Такие времена характеризуются  быстрым ростом цинизма, побуждающим  людей прощать любую мерзость, лишь бы она была выгодна.  Но даже в такие времена,  как заявляет сам Макиавелли, желательно представлять в личине  добродетели перед невежественным  народом. 
Вопрос может быть поставлен несколько шире. По мнению Макиавелли, цивилизованные люди почти наверняка являются беспринципными эгоистами. Если бы кто захотел ныне основать республику, говорит Макиавелли, то он обнаружил бы, что легче добиться успеха среди горцев, чем среди жителей больших городов, ибо последние уже развращены. Но если люди являются беспринципными эгоистами, то правильная линия его поведения зависит от населения, среди которого ему предстоит действовать. Церковь периода Возрождения стяжала всеобщую ненависть, но только к северу от Альп эта достигла достаточных размеров, чтобы вызвать Реформацию. В то время, когда Лютер поднял знамя своего бунта, доходы папства были, вероятно, больше, чем они были бы, если бы Александр VI и Юлий II вели себя более добродетельно, и если это верно, то причиной тому был цинизм Италии Возрождения. Из этого следует, что политики добьются большего успеха, когда они будут зависеть от добродетельного населения, чем когда они будут зависеть от населения, равнодушного к моральным соображениям; они добьются также большего успеха в обществе, где их преступления (если они их, конечно, совершают) могут быть преданы широкой огласке, чем в обществе, где царит строгая цензура, контролируемая ими самими. Конечно, известных результатов всегда можно добиться при помощи лицемерия, но количество их может быть значительно уменьшено соответствующими учреждениями.

     Хотя  теория «государство превыше всего» берет свое начало от Макиавелли, от Италии, в действительности же широкого развития в Европе она не получила. Наблюдать ее мы можем разве что  в некотором переделанном варианте в России после Петра I, а усиление – в советское время. Также  эта теория нашла применение в  Китае и некоторых других азиатских  странах17. В одном отношении политическая мысль Макиавелли, подобно политической мысли древних, несколько примитивна. Примеры свои он черпает из деятельности великих законодателей, таких, как Ликург и Солон, приписывая им создание единого общества; то, что предшествовало этому, почти выпадает из поля зрения Макиавелли. Представление о том, что общество является результатом естественного роста и что государственные деятели могут воздействовать на него только в определенных границах, принадлежит в целом новому времени и получило могущественную опору в теории эволюции. Макиавелли подобное представление было совершенно неведомо, и в этом отношении он не подвинулся нисколько вперед по сравнению с Платоном. Однако можно утверждать, что эволюционная точка зрения на общество, хотя она и была верна в прошлом, более неприменима и должна быть для современной эпохи и будущего заменена более механическим воззрением. Политическая концепция Макиавелли была полной противоположностью религиозно-христианскому учению о праве и государстве. Он основывал политику  на воле, силе, хитрости и опыте, а не из теологических постулатов. При этом флорентийский философ опирался на историческую необходимость, исторические закономерности общественного развития18.

     Однако, ошибочно думать, что макиавеллизм порывает с моралью. На самом деле Макиавелли считал, что мораль частного человека не подходит государству. В  политике есть своя особенная, политическая мораль, суть которой сводится к  тому, что все, что полезно государству, укрепляет его, морально оправдано. А полезна государству рациональная, эффективная, оптимальная политика. Не могут разум и мораль противоречить  друг другу. 
 

Заключение

   Подводя итог, необходимо отметить, что мыслям Макиавелли о политике, в т.ч. о  праве и государстве, мало уделяют  внимания, рассуждая, как правило, о  моральности-аморальности макиавеллистической  политике. Однако, несмотря на почти 500 лет, отделяющие нас от времени написания  «Государя» и «Рассуждений», мысли, изложенные в данных произведениях, не перестают быть актуальными, «живыми».

   Политика  для Макиавелли – это результат  борьбы социальных сил, групп, личностей. Активную роль в ней играет человеческая заинтересованность. Следует отметить, что Макиавелли видел базу своего политического учения во внутренней природе человека, ее основных свойствах. А к таковым Макиавелли относит  эгоизм, стремление к власти, стремление к приобретению собственности. Отсюда и содержание макиавеллизма –  в политике следует опираться  не на мораль, а на силу. Ради благородной  цели моралью можно жертвовать, цель оправдывает средства. Учение Макиавелли утверждает неизменность стремлений человека.

   Ниже  мы тезисно наметим основные идеи Макиавелли, касающиеся политического процесса, права и государства.

  1. Политика: сфера действия реального, а не желаемого.  
    Чтобы управлять людьми, необходимо знать причины их поступков, их желания и интересы.
  2. Макиавелли отделил политику от морали:
    1. политика есть особенная сфера человеческой деятельности, она имеет свои закономерности, которые должны быть изучены и испытаны, а не выведены из Святого письма;
    2. мораль частной особы и общественного деятеля - отличаются. «Великие люди стыдом считают неудачу, а не нарушение слова»;
    3. идея «значительной цели» - моральная ответственность в цели, а не в средствах.
  3. Принципы политики:
    1. политическая мудрость: наименьшее зло есть благо;
    2. политика должна учитывать интерес человека - его выгоду и ограничивать ее принуждением государства и законом;
    3. принудительная сила государства - выражение интереса государства;
    4. закон - выражение интереса общества граждан. Макиавелли выделяет в государстве: Князь (имеет свой интерес + интерес государственного единства), знать/богатые (имеют свой интерес), народ (интерес всех) сдерживает знать. Противостояние народ - знать обеспечивает интерес граждан, а держаться собственной выгоды - это свойственно каждому от природы.
    5. христианское положение, что всем правит Бог и судьба привело к утрате свободы воли индивида. На самом деле расклад такой: 1/2 воля человека + 1/2 судьба.
    6. народ должен чувствовать опасность - для того, чтобы ощущать необходимость в Князе и в своем государстве, это должно быть необходимо для сохранения их собственных благ. 
      Никто не соглашается на новый закон, который установит новый порядок в городе, если не чувствует необходимость этого в связи с опасностью;
    7. творцу законов необходимо заранее считать всех людей злыми и предусмотреть, что люди поступают хорошо только по необходимости;
    8. безопасность собственности и гарантированность своего будущего: Князь должен обеспечить своим гражданам ощущение уверенности в владении своим имуществом в будущем, в неотчуждаемости имущества, гарантировать свободную торговлю, ремесло, земледелие;
    9. политические действия должны руководствоваться опытом и реальной целью, а не «недосягаемым наилучшим».
  4. Политический процесс: воля человека + судьба + глобальный/локальный исторический ход. Поэтому Князь должен приспосабливать свой образ действий ко времени и обстоятельствам, а не упрямо действовать как привык и как до этого времени получалось удачно. Быть лисом или львом в зависимости от ситуации.
  5. Свобода:
    1. определенная правителем граница участия граждан в государственной жизни;
    2. основа свободы граждан: более-менее гарантированное властью и законом ощущение неотчуждаемости/гарантированности сохранения частной собственности.
  6. Республика:
    1. в торговой республике - как Венеция, Флоренция - зарождается гражданское общество (у Макиавелли нет такого термина), основа которого - собственность и тогда частная особа, владеющая имуществом, имеет влияние на политику;
    2. в хорошо устроенных республиках все общество - богато, а отдельные граждане - бедны. Таким образом, средний класс - основа политической стабильности республики;
    3. основа республики: равноправие буржуазии, республика - быстрый путь к благополучию людей. 
      Основа монархии: феодализм - каждый прикреплен к своему сословию, дворяне - бездельники, которых необходимо вешать.
  7. Национальное единство:
    1. национальная идея способна объединить Италию вместо римской курии;
    2. нация может подчинить себе религию.
    3. нация должна быть независимой от других наций. Итальянские правители неправы, когда призывают в своих шкурных интересах то французов, то испанцев, а последние только грабят Италию;
    4. нация должна сама обеспечивать безопасность своей страны. Единственная обязанность Князя, которую он не может переложить на другого: военное дело.
  8. Соревновательная политическая система: институционное разделение функций власти.
    1. в Древнем Риме постоянное противоборство 2-х партий - знати и плебса - создавало постоянную небезопасность, следовательно - необходимость в улучшениях - создание легальных институтов, которые выражали бы их интересы - Сенат и Трибуны для плебса. Из их взаимного противостояния выходили законы, которые закрепили свободу общества;
    2. республиканское устройство - источник гражданских свобод. Если республика хочет распространяться (как Древний Рим), она должна установить свободу торговли, гарантию частной собственности, должно быть большое количество хорошо вооруженных граждан, институционное пространство для расхождений. 

Список  литературы.

 
  1. Макиавелли  Н.. Государь.  Сайт: Lib.ru/ Макиавелли.
  2. Макиавелли Н.. Рассуждения на первую декаду Тита Ливия. Сайт: Lib.ru/ Макиавелли.
  3. Рассел Б. История западной философии. – Р н/Д: «Феникс», 2002.
  4. История политических учений /под ред. Проф. О.М. Мартышина – М. Юрист, 1994.
  5. История политических и правовых учений. Учебник для ВУЗов/Под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Инфра-М, 1997.

Информация о работе Представления о праве и государстве Н. Макиавелли