Правовое социальное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:03, контрольная работа

Краткое описание

Формально термин "правовое государство" появился в начале XIX в. в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и др. Однако зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.

Оглавление

1.Развитие идеи правового государства в истории ролитико-правовых учений.

2.Понятие и принципы правового государства . Характеристика социального государства.

3.Теория и практика строительства правового социального государства в России.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 39.63 Кб (Скачать)

Значительное  освещение и развитие идея правового  государства нашла в произведениях  современных западных юристов, политологов  и социологов. В прямой, а чаще в косвенной форме она закрепляется в текущем законодательстве и  даже в конституциях ряда государств.

Прямое закрепление  идея правового государства нашла, например, в Конституции Испании  1978 г., провозглашающей в п. 1 ст. 1 о том, что Испания - это "социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм". Она закрепляется в Основном законе ФРГ 1949 г., в статьях 20 и 28, провозглашающих, что "Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством" и что "конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного закона". В ст. 1 Конституции России (1993 г.) также отражено, что Россия является "демократическим правовым государством с республиканской формой правления". Косвенное закрепление идея правового государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и ряда других высокоразвитых государств.

В условиях плюрализма мнений и идеологий можно по-разному  воспринимать идеи правового государства, также как и их интерпретацию. Однако одно остается бесспорным. Теория правового государства в целом, равно как и ее основные положения, всегда отражала общечеловеческие ценности и интересы. Формирование правового  государства - сложный и длительный процесс, который разворачивается  по мере проведения в жизнь экономической, политической и правовой реформ, создания нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, роста духовной культуры, построения цивилизованного, демократического и гуманистического гражданского общества9.

Как уже было отмечено, правовое государство невозможно декретировать, его становление  предполагает генезис особых правовых отношений между гражданином  и государством, между органами власти, управления и суда, принципиально  обновленное взаимодействие между  обществом, правом и политикой.

В высокоразвитых странах Запада процесс формирования правового государства занял  целые столетия. В Англии начало этого процесса было положено принятием  Билля о правах (1689 г.); в США - Декларации о независимости (1776 г.); во Франции - Декларации прав человека и гражданина (1789 г.). В большей или меньшей степени успешно эти процессы были завершены только к середине XX века. Принято считать, что сейчас около 20 государств можно назвать правовыми с определенными оговорками.

Характерной чертой формирования правового государства  в этих странах, несмотря на региональные особенности путей его достижения, явилось следующее. Все они оказывались  связанными с подъемом материального  и духовного уровня жизни населения, развитием общей, политической и  правовой культуры, борьбой трудящихся масс за демократию и незыблемость прав человека, провозглашением примата  прав над политической силой.

В России движение к созданию правового государства  было заложено реформами 60-х годов XIX в. (отмена крепостного права). На путь реального его создания можно  было встать после Февральской или  Октябрьской революции, принятия Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа. Однако установление диктатуры  пролетариата, гражданская война, период "военного коммунизма", а несколько позже - отказ от нэпа и утверждение авторитарного режима, основанного на попрании прав и свобод человека, массовые противоправные репрессии, принижение закона и правосудия на долгие годы прервали процесс формирования в стране правового государства, утвердили примат политики силы государства над правом. Сама идея правового государства была объявлена сугубо враждебной и реакционной, категорически отрицался демократически - антиузурпаторский принцип разделения властей и примат права над политикой партийно-государственного аппарата, системой административно-приказного управления. Правовой нигилизм стал элементом государственной идеологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Понятие и принципы  правового  государства . Характеристика социального государства

Правовое государство - это одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические  начала в его взаимоотношениях с  личностью.

Об ограничении  государственной власти писали как  мыслители прошлого века (Платон, Аристотель, Дж. Локк, Кант), так и отечественные  юристы (Н.М.Коркунов, П. И. Новгородцев, Г.Ф.Шершеневич и др.). После революции концепция правового государства была отвергнута Советской властью. Это привело к трагическим последствиям для сотен тысяч людей, оказало отрицательное воздействие на социально-экономическое развитие страны, воспитало пренебрежение к нормам закона и человеческой жизни, последствия чего мы до сих пор наблюдаем в современной нам действительности.

В настоящее  время учеными-юристами проводятся глубокие научные исследования этой проблемы. Автором одной из наиболее убедительных отечественных концепций  современного правового государства  является В.А.Четвернин.

Итак, правовое государство - это государство, обслуживающее  потребности правового, саморегулирующегося  общества, т.е. обеспечивающее режим  господства права и создающее  надежные гарантии от административного  вмешательства в саморегулирующиеся процессы жизнедеятельности общества, защищающие интересы производителей и  потребителей социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры разрешения споров.

По своей сущности правовое государство - это система  институциональных и формально-юридических  гарантий, обеспечивающих неприкосновенность и плюрализм собственности, самостоятельность  и равную меру свободы производителей и потребителей социальных благ и вообще участников социального обмена - индивидов и их ассоциаций. Минимальная и максимальная меры свободы должны определяться реальными возможностями общества и уровнем развития объективно складывающегося права. Нормы, выражающие меру свободы, должны быть зафиксированы в конституции и законах.

В качестве признаков  правового государства выделяются следующие:

- первый признак  - верховенство правовых законов  и конституции как основного  закона. Это означает, что в правовом  государстве конституция должна  закреплять минимальную меру  свободы индивида в данном  обществе и тем самым устанавливать,  что ни частному лицу, ни органу  государственной власти не может  быть дозволено то, что ущемляет  минимальную свободу. В конституциях и законах путем запретов общественно вредного поведения должна закрепляться равная максимальная мера свобода всех, исключающая привилегии;

- второй признак  - формально-юридические гарантии  свободы, самостоятельности и  собственности, причем, гарантии  не только для индивида, но  и для объединений, так как  зачастую в современном обществе  человек удовлетворяет свои интересы  и реализует свою свободу, вступая  в различные ассоциации;

- третий признак  - система институциональных гарантий  свободы, самостоятельности и  собственности (или институционально-правовой  компонент).

Социальное  государство

Данная характеристика государства означает, что государство  служит обществу и стремится исключить  или минимизировать неоправданные  социальные различия. Процитируем в этой связи часть вторую ст. 3 Конституции Итальянской Республики 1947 года, которая провозглашает: «Задача Республики – устранять препятствия экономического и социального порядка, которые, ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и действительному эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации страны».

Вот как, например, истолковал понятие «социальное  государство» в ряде своих решений  Федеральный конституционный суд  ФРГ. Это понятие не означает учреждения тотального государства благосостояния и не предполагает экономической  системы, полностью управляемой  и организуемой государством. Государство  стремится лишь к приблизительно равномерному содействию благу всех граждан и приблизительно равномерному распределению тягот.

Между конституционным  требованием защиты личной свободы  и требованием социального государства  существует, однако, «неустранимое  и принципиальное состояние напряженности», то есть известное противоречие.

Законодателю  приходится балансировать между  этими принципами, и его решение  в пользу личной свободы не подлежит оспариванию лишь в той мере, в  какой иное решение не диктуется  принципом социального государства. Другими словами, личная свобода  должна гарантироваться законом  лишь постольку, поскольку это не нарушает требований, вытекающих из принципа социального государства.

Этим принципом  обусловлено следующее:

  1. право человека требовать от государства обеспечения прожиточного минимума;
  2. обязанность государства обеспечивать человеку нормальные условия существования, хотя бы не бесплатно (коммунальные услуги, здравоохранение, образование, трудоустройство и пр.);
  3. возможные ограничения свободы договоров (например, меры по регулированию цен);
  4. принудительное социальное страхование определенных групп;
  5. требование социальной налоговой политики (в ФРГ, как отмечали в 1990 году авторы комментария к Основному закону, необозримое и порой непонятное налоговое законодательство не всегда отвечало этому требованию, а налоговая реформа все откладывалась).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Теория и практика  строительства правового  социального государства  в России.

     В послеоктябрьский период в нашей  стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства  вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем  полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно-государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию  в теории и на практике правовой организации общественной жизни  на началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной государственности.

     Советская государственность в период тоталитаризма  не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной  классовой концепции государства.

     Многие  ключевые понятия прошлого повторяются  на новом витке исторического  развития. Еще несколько лет назад  словосочетание “правовое государство" привычно ассоциировалось с теми разделами университетского курса, где критиковались различные  модификации западных доктрин с  аналогичным названием и провозглашалось “социалистическое правовое государство". Вызывает сомнение научная осмысленность самого сочетания “социалистическое правовое государство". Прилагательное “социалистический" указывает на господствующую форму собственности и на определенную идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового государства уже подразумевает антисоциалистичность, т.е. частную собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве делается попытка не только возродить идею правового государства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым.

     Реальные  демократические преобразования в  нашей стране в праве начались со второй половины 80-х годов в  годы перестройки, особенно после поражения  августовского (1991г) путча. Получил  общее признание принцип "правового  государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и  положения, стали развиваться демократическое  законодательство, система правосудия (созданы Конституционный суд  Российской Федерации, Высший арбитражный  суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция  судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в  государственном механизме как  самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и  исполнительной.

     Российское  государство признает приоритет  прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести  и достоинства человека - главная  обязанность государственной власти.

     Процесс формирования правового государства  предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые  обеспечивали бы реальность этих конституционных  положений, равенство всех перед  законом и судом, взаимную ответственность  государства и личности.

Информация о работе Правовое социальное государство