Правовое социальное государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:03, контрольная работа

Краткое описание

Формально термин "правовое государство" появился в начале XIX в. в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и др. Однако зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.

Оглавление

1.Развитие идеи правового государства в истории ролитико-правовых учений.

2.Понятие и принципы правового государства . Характеристика социального государства.

3.Теория и практика строительства правового социального государства в России.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 39.63 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Курганский  государственный университет 
 
 

Контрольная работа

По дисциплине: «Политология»

Тема: «Правовое  социальное государство» 
 
 
 
 
 

                                                                                         Выполнил: 

                                                                        Студент группы ТСЗ-563

                                                                        Абрамович Руслан

                                                                        Шифр: 376067

                                                                        Проверил:         

Курган 2012г.

Содержание:

1.Развитие идеи  правового государства в истории  ролитико-правовых учений.

2.Понятие и  принципы  правового  государства . Характеристика социального государства.

3.Теория и  практика строительства правового  социального государства в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Развитие  идеи правового  государства в  истории ролитико-правовых учений

Формально термин "правовое государство" появился в начале XIX в. в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и др. Однако зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.

В знаменитых диалогах древнегреческого философа-идеалиста  Платона под названием "Государство", "Политика", "Законы" и других проводилась мысль о том, что  там, где "закон не имеет силы и  находится под чьей-то властью", неизбежна "близкая гибель государства". "Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном  устройстве, а только о внутренних распрях"1.

Тирания, неизбежно  приходящая, по мнению Платона, на смену  демократии, опьяненной "свободой в  неразбавленном виде, когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие". Только там, заключал Платон, "где закон - владыка  над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства  и все блага, какие только могут  даровать государствам боги"2.

Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового  государства, развивались и в  работах Аристотеля, являвшегося  учеником Платона. Выражая свое отношение  к государственной власти, праву  и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что "не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права". Там, где отсутствует "власть закона", делал вывод Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем".

С идеями передовых  мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве  и гуманизме перекликаются гуманистические  воззрения и взгляды древнеримских  политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в  работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя  Цицерона, таких как "О государстве", "О законах", "Об обязанностях".

Что такое государство? Чьим достоянием оно является? - спрашивал  Цицерон. И тут же отвечал: достоянием народа, понимаемым не как "любое  соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом", а  как "соединение многих людей, связанных  вместе между собою согласием  в вопросах права и общностью  интересов". Государство, пояснял  Цицерон, с точки зрения его соотношения  с правом есть не что иное, как "общий  правопорядок". В основу права  он неизменно вкладывал присущие человеческой природе разум и  справедливость.

Будучи глубоко  убежденным и последовательным сторонником  естественного права, Цицерон исходил  из того, что права и свободы  человека не даруются и не устанавливаются  кем-либо и по чьему бы то ни было желанию или велению, а принадлежат  ему по самой природе. Оперируя понятием "истинного закона", Цицерон рассматривал его как "разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им..."3

Важным в плане  формирования идей, заложивших первые камни и составивших впоследствии (в видоизмененном, приспособленном  к изменившейся действительности виде) основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном  правовой принцип, согласно которому "под  действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные  граждане". Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы "кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами". Им выдвигались призывы к человеколюбию, "законосообразности", к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам4.

Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей независимо от их занятий и  положения в обществе особенно громко и требовательно звучали в  многочисленных трактатах Сенеки. Среди  них выделялись трактаты "О счастливой жизни", "О милосердии", "О  спокойствии души", "Нравственные письма к Луцилию", трагедии "Медея", "Агамемнон", "Эдип" и другие.

Подобные человеколюбивые, гуманистические мотивы, трансформировавшиеся немедленно или по истечении определенного  времени в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в обществе и государстве  должны торжествовать не зло, насилие  и произвол, а право и закон, развивались не только в Древней  Греции и Риме, но в Древней Индии  и Китае. В Китае, например, еще  в глубокой древности философами и юристами применительно к господствовавшему в стране рабовладельческому строю проводилась мысль о том, что "в государстве должен царить порядок", основанный на законе. Утверждалось, что государь, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, должен быть справедливым, а "управление страной должно соответствовать спокойствию", быть спокойным. Нельзя силой насаждать порядок в стране, ибо "страна управляется справедливостью"5.

Эти данные и  перекликающиеся с ними мысли  и воззрения наивно было бы включать напрямую в их первозданном виде в  систему принципов и идей, формирующих  современную концепцию правового  государства. Это тем более невозможно, что им не всегда доставало строгой  логичности, определенности и последовательности.

Однако, несмотря на своеобразные суждения и умозаключения, древняя гуманистическая мысль, государственно-правовые взгляды и  идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени стали первоосновой, предтечей всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства.

Разумеется, до полного завершения процесса создания данной концепции правового государства  было еще очень далеко. Предстояло пройти огромный интеллектуальный путь, измерявшийся даже не столетиями, а  тысячелетиями. Очень много было сделано для развития теории правового  государства мыслителями последующих, особенно XVIII - XX вв.

Философские основы теории правового государства создавались  и развивались великим немецким философом Иммануилом Кантом, многократно указывавшим на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан, побуждает их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности6.

В основе современных  концепций правового государства  лежат идеи немецкого философа Канта (1724 - 1804 гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689 - 1755 гг.) и других европейских просветителей XVIII и XIX вв. (Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо). Они полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола) должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Концепция правового  государства у И. Канта сводится к следующим тезисам: 1. Источником нравственных и правовых законов  выступает свободная воля людей;2. Человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей  ответственности перед человечеством  в целом;3. В своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству" и "поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом"7; 4. Правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; 5. Право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми;6. Государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым законам.

Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к  тому, что формы правления, формы  государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния.

Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине XVIII - XX вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство правового  закона; взаимную ответственность личности и государства; доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом "дозволено все, что не запрещено законом"; установление реальных гарантий прав и свобод личности.

Для того чтобы  понять глубинную суть правового  государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все  же внешних характеристик (связанность  государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в  законопослушании, равно как и  не в обилии законодательных актов.

Суть государства  правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его8.

Идея правовой государственности испытала на себе влияние различных социальных сил: демократические движения придали  ей прогрессивный характер, углубили общечеловеческие начала, связали с  реальными позитивными процессами современной цивилизации и культуры; реакционно-консервативные силы попытались и пытаются под личиной идеи господства права скрыть антинародные режимы. В свое время фашистское государство в Германии было объявлено правовым. Под этим флагом насаждалось безоговорочное подчинение населения расистским законам власти, полное подавление личности в интересах нации, насильственное установление правопорядка на оккупированных территориях соответственно немецкому (арийскому) духу германского народа. Оправдывалось его якобы естественное право на расширение жизненного пространства, уничтожение народов, принадлежащих к низшей расе. Подобный пример в истории человечества не единственный. В этом смысле концепция правового государства испытала судьбу любой великой демократической идеи. Она не избежала попыток со стороны отдельных слоев, групп или партий использовать ее авторитет в своих интересах. Рано или поздно такая антисоциальная политика себя неизбежно разоблачает и завершается крахом, но при этом наносит подчас огромный ущерб обществу. Воплощение демократической идеи правового государства, соответствующей ее действительной прогрессивной сущности и подлинной гуманности - достаточно длительный поступательный процесс. Ошибочно полагать, что правовое государство можно установить каким-либо декретом, и его формирование целиком зависит только от идеологического выбора. Образование правового государства представляет собой политико-правовое олицетворение глубочайших социально-экономических и нравственно-культурных сдвигов, затрагивающих все стороны жизни общества.

Информация о работе Правовое социальное государство