Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:03, контрольная работа
Формально термин "правовое государство" появился в начале XIX в. в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и др. Однако зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.
1.Развитие идеи правового государства в истории ролитико-правовых учений.
2.Понятие и принципы правового государства . Характеристика социального государства.
3.Теория и практика строительства правового социального государства в России.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Курганский
государственный университет
Контрольная работа
По дисциплине: «Политология»
Тема: «Правовое
социальное государство»
Курган 2012г.
Содержание:
1.Развитие идеи
правового государства в
2.Понятие и принципы правового государства . Характеристика социального государства.
3.Теория и
практика строительства
1.Развитие идеи правового государства в истории ролитико-правовых учений
Формально термин "правовое государство" появился в начале XIX в. в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и др. Однако зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.
В знаменитых диалогах
древнегреческого философа-идеалиста
Платона под названием "Государство",
"Политика", "Законы" и других
проводилась мысль о том, что
там, где "закон не имеет силы и
находится под чьей-то властью",
неизбежна "близкая гибель государства".
"Соответственно, там, где законы
установлены в интересах
Тирания, неизбежно
приходящая, по мнению Платона, на смену
демократии, опьяненной "свободой в
неразбавленном виде, когда чрезмерная
свобода оборачивается
Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались и в работах Аристотеля, являвшегося учеником Платона. Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что "не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права". Там, где отсутствует "власть закона", делал вывод Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем".
С идеями передовых
мыслителей Древней Греции о праве,
свободе, человеческом достоинстве
и гуманизме перекликаются
Что такое государство? Чьим достоянием оно является? - спрашивал Цицерон. И тут же отвечал: достоянием народа, понимаемым не как "любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом", а как "соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов". Государство, пояснял Цицерон, с точки зрения его соотношения с правом есть не что иное, как "общий правопорядок". В основу права он неизменно вкладывал присущие человеческой природе разум и справедливость.
Будучи глубоко убежденным и последовательным сторонником естественного права, Цицерон исходил из того, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаются кем-либо и по чьему бы то ни было желанию или велению, а принадлежат ему по самой природе. Оперируя понятием "истинного закона", Цицерон рассматривал его как "разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им..."3
Важным в плане
формирования идей, заложивших первые
камни и составивших
Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей независимо от их занятий и положения в обществе особенно громко и требовательно звучали в многочисленных трактатах Сенеки. Среди них выделялись трактаты "О счастливой жизни", "О милосердии", "О спокойствии души", "Нравственные письма к Луцилию", трагедии "Медея", "Агамемнон", "Эдип" и другие.
Подобные человеколюбивые,
гуманистические мотивы, трансформировавшиеся
немедленно или по истечении определенного
времени в соответствующие
Эти данные и
перекликающиеся с ними мысли
и воззрения наивно было бы включать
напрямую в их первозданном виде в
систему принципов и идей, формирующих
современную концепцию
Однако, несмотря на своеобразные суждения и умозаключения, древняя гуманистическая мысль, государственно-правовые взгляды и идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени стали первоосновой, предтечей всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства.
Разумеется, до
полного завершения процесса создания
данной концепции правового
Философские основы
теории правового государства
В основе современных
концепций правового
Концепция правового
государства у И. Канта сводится
к следующим тезисам: 1. Источником
нравственных и правовых законов
выступает свободная воля людей;2.
Человек становится моральной личностью,
если возвысился до понимания своей
ответственности перед
Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния.
Теоретическая
конструкция правового
Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов.
Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его8.
Идея правовой
государственности испытала на себе
влияние различных социальных сил:
демократические движения придали
ей прогрессивный характер, углубили
общечеловеческие начала, связали с
реальными позитивными