Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:28, контрольная работа
Этап 1. Уточнение и анализ задания на прогноз. На этом этапе рассматриваются характеристика объекта прогноза, требуемая степень его детализации, возможности использования экспертами уже имеющейся, так называемой «опорной» информации, уточняются время упреждения, условия прогнозных исследований (ограничения по срокам разработки прогноза, организационным и финансовым возможностям). На основании всего этого выбирается тот или иной конкретный экспертный метод.
Введение
Этап 1 Уточнение и анализ задания на прогноз
Этап 2 Организационная и методическая подготовка прогнозных исследований
Этап 3 Подбор экспертов
Этап 4 Проведение экспертных прогнозных исследований
Этап 5 Обработка и анализ результатов прогнозных исследований и выработка рекомендаций по ним
Кубанский Государственный Университет
Контрольная работа
по предмету: Политическое прогнозирование
ТЕМА: «Построение прогнозов с помощью экспертных методов».
Выполнила:
Студентка 4 курса
факультета «Управления и психологии»
Краснодар 2012
Содержание
Введение
Введение
Общая процедура работы всех экспертных методов прогнозирования, независимо от их специфических особенностей, представляется следующими основными этапами.
Этап 1. Уточнение и анализ задания на прогноз. На этом этапе рассматриваются характеристика объекта прогноза, требуемая степень его детализации, возможности использования экспертами уже имеющейся, так называемой «опорной» информации, уточняются время упреждения, условия прогнозных исследований (ограничения по срокам разработки прогноза, организационным и финансовым возможностям). На основании всего этого выбирается тот или иной конкретный экспертный метод.
Этап 2. Организационная и методическая подготовка прогнозных исследований. На этом этапе в соответствии с заданием и условиями разработки прогноза с учетом выбранного метода устанавливается форма работы с экспертами, решаются все организационные вопросы, разрабатывается всё методическое обеспечение исследований (составляются программа проведения опросов и опросные документы, выбираются способы подбора экспертов, формируется методика обработки результатов опроса).
Этап 3. Подбор экспертов. На этом этапе на основе выбранной методики с учетом особенностей задания на прогноз и всех дополнительных условий проведения исследований подбирается один эксперт или группа экспертов, с использованием или без использования формальных процедур оценки их компетентности и численности.
Этап 4. Проведение экспертных прогнозных исследований. На этом этапе осуществляется непосредственная работа с экспертами по установленным ранее процедурам и на основе разработанных программ и опросных документов. Работа может проводиться в один тур (как в большинстве интуитивных методов) или несколько последовательных туров, связанных единой логикой исследований (как в методе "Дельфи" и в аналитических методах). В аналитических методах на этом же этапе в дополнение к общей характеристике объекта прогноза (этап I) осуществляется в требуемом объеме его анализ, результаты которого являются основой построения соответствующей модели развития этого объекта.
Этап 5. Обработка и анализ результатов прогнозных исследований и выработка рекомендаций по ним. На этом этапе на основе сформированной на этапе 2 методики, предусматривающей формальные (количественные) и неформальные процедуры, обрабатываются результаты экспертизы. Цель данного этапа - получить обобщенное мнение группы экспертов, а также аргументированное обоснование и оценку оригинальных индивидуальных суждений экспертов. На основе этого анализа даются рекомендации по прогнозу.
Перечисленные этапы характерны для всех экспертных методов, но в каждом конкретном методе в зависимости от его специфических особенностей процедуры отдельных этапов осуществляются в большем или меньшем объеме, с большей или меньшей степенью формализации.
Рассмотрим конкретные особенности этапов
Методологической основой
При изучении отношений, возникающих на рынке образовательных услуг можно выделить три субъекта, находящихся в сложных отношениях:
Сильно упрощая ситуацию, можно считать, что студент выбирает учебное учреждение исходя из собственных представлений о качестве учебного процесса в Вузе, сложности учебного процесса и востребованности в будущем полученных знаний и квалификации. Вуз формирует требования к будущим студентам, организует учебный процесс в соответствии с потребностями рынка труда. Проверка соответствия полученных знаний социальным потребностям общества происходит, как правило, после окончания учебного заведения.
Приведенная упрощенная схема взаимоотношений
позволяет заключить, что результаты
проводимого исследования качества
образования необходимы, прежде всего,
руководителю выпускающей кафедры,
который непосредственно
Целью опроса экспертов является выявление
обобщенного коллективного
Для оценки качества образования наиболее
целесообразно использование
В частности, можно использовать следующую систему критериев:
Критерии оценки |
Аспекты изучаемого объекта |
|
Организация учебного процесса |
| |
| |
|
Возможности карьерного роста |
| |
| |
|
Социальные отношения |
| |
|
Поскольку важность каждого из критериев не является одинаковой, то необходимо выявить мнение экспертов по поводу веса используемых критериев с помощью специально разработанной для этого шкалы , содержащей текстовое описание N градаций важности, начиная с «Не имеет практического значения», заканчивая «Имеет самостоятельное значение, но, вместе с тем, является трудно достижимым и престижным».
Шкала оценок значимости критериев
Не имеет практического |
1 |
Не является обязательным. |
2 |
Имеет значение, но только в сочетании с другими не менее важными критериями. |
3 |
Имеет самостоятельное значение, является обязательным условием получения хорошего образования |
4 |
Имеет самостоятельное значение, но, вместе с тем, является трудно достижимым и престижным. |
5 |
Уровень качества образования по каждому критерию в отдельности оценивается с помощью второй шкалы , начиная с «Крайне низкое» вплоть до «Отличное».
Шкала оценок качества получаемого образования
Крайне низкое |
0 ÷ 0,1 |
Низкое |
0,2 ÷ 0,3 |
Удовлетворительное |
0,4 ÷ 0,6 |
Хорошее |
0,7 ÷ 0,8 |
Отличное |
0,9 ÷ 1,0 |
Качество экспертного прогноза
в значительной степени определяется
уровнем компетентности привлекаемых
к опросу экспертов. Поэтому высокая
компетентность эксперта является основным
условием привлечения его к участию
в разработке прогноза. Кроме того,
требуется осведомленность
Очевидно, что наиболее подходящим контингентом на роль экспертов являются студенты, которые располагают наиболее подробными и неочевидными сведениями об особенностях, достоинствах и недостатках организации процесса обучения. Кроме того, у них нет явных оснований для необъективного подхода в оценках. К потенциальным недостаткам этой группы следует отнести недостаточную зрелость суждений, связанную с тем, что фактически процесс обучения еще не закончен, а вместе с ним не завершен профессиональный, нравственный и социальный рост студентов.
Непосредственная работа с экспертами
заключается в организации
Цель данного этапа - получить обобщенное мнение группы экспертов и аргументированное обоснование. Результаты этого анализа используются для разработки рекомендаций по прогнозу.
, (1)
где - среднее значение значимости i-го критерия;
- значение значимости i-го критерия, данное j-ым экспертом;
- число экспертов.
, (2)
где - средний вес i-го критерия;
- число критериев.
, (3)
Расчеты удобно вести в электронной таблице Excel. сопровождая их необходимыми графиками и диаграммами.
Информация о работе Построение прогнозов с помощью экспертных методов