Построение прогнозов с помощью экспертных методов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:28, контрольная работа

Краткое описание

Этап 1. Уточнение и анализ задания на прогноз. На этом этапе рассматриваются характеристика объекта прогноза, требуемая степень его детализации, возможности использования экспертами уже имеющейся, так называемой «опорной» информации, уточняются время упреждения, условия прогнозных исследований (ограничения по срокам разработки прогноза, организационным и финансовым возможностям). На основании всего этого выбирается тот или иной конкретный экспертный метод.

Оглавление

Введение
Этап 1 Уточнение и анализ задания на прогноз
Этап 2 Организационная и методическая подготовка прогнозных исследований
Этап 3 Подбор экспертов
Этап 4 Проведение экспертных прогнозных исследований
Этап 5 Обработка и анализ результатов прогнозных исследований и выработка рекомендаций по ним

Файлы: 1 файл

Кубанский Государственный Университе11.docx

— 82.42 Кб (Скачать)

 

Кубанский Государственный  Университет

 

 

 

Контрольная работа

по предмету: Политическое прогнозирование

ТЕМА: «Построение прогнозов с помощью экспертных методов».

 

 

Выполнила:

        Студентка  4 курса

                                              факультета «Управления и психологии»

                                               кафедра «Политологии и политического          управления»,

                                      Брюхнова Надежда Александровна

                                          Проверил:_______________________

 

 

 

Краснодар 2012

 

Содержание 

Введение 

Этап 1. Уточнение  и анализ задания на прогноз

Этап 2. Организационная  и методическая подготовка прогнозных исследований

Этап 3. Подбор экспертов

Этап 4. Проведение экспертных прогнозных исследований

Этап 5. Обработка  и анализ результатов прогнозных исследований и выработка рекомендаций по ним

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Общая процедура работы всех экспертных методов прогнозирования, независимо от их специфических особенностей, представляется следующими основными  этапами.

Этап 1. Уточнение и анализ задания на прогноз. На этом этапе рассматриваются характеристика объекта прогноза, требуемая степень его детализации, возможности использования экспертами уже имеющейся, так называемой «опорной» информации, уточняются время упреждения, условия прогнозных исследований (ограничения по срокам разработки прогноза, организационным и финансовым возможностям). На основании всего этого выбирается тот или иной конкретный экспертный метод.

Этап 2. Организационная  и методическая подготовка прогнозных исследований. На этом этапе в соответствии с заданием и условиями разработки прогноза с учетом выбранного метода устанавливается форма работы с экспертами, решаются все организационные вопросы, разрабатывается всё методическое обеспечение исследований (составляются программа проведения опросов и опросные документы, выбираются способы подбора экспертов, формируется методика обработки результатов опроса).

Этап 3. Подбор экспертов. На этом этапе на основе выбранной методики с учетом особенностей задания на прогноз и всех дополнительных условий проведения исследований подбирается один эксперт или группа экспертов, с использованием или без использования формальных процедур оценки их компетентности и численности.

Этап 4. Проведение экспертных прогнозных исследований. На этом этапе осуществляется непосредственная работа с экспертами по установленным ранее процедурам и на основе разработанных программ и опросных документов. Работа может проводиться в один тур (как в большинстве интуитивных методов) или несколько последовательных туров, связанных единой логикой исследований (как в методе "Дельфи" и в аналитических методах). В аналитических методах на этом же этапе в дополнение к общей характеристике объекта прогноза (этап I) осуществляется в требуемом объеме его анализ, результаты которого являются основой построения соответствующей модели развития этого объекта.

Этап 5. Обработка и анализ результатов прогнозных исследований и выработка рекомендаций по ним. На этом этапе на основе сформированной на этапе 2 методики, предусматривающей формальные (количественные) и неформальные процедуры, обрабатываются результаты экспертизы. Цель данного этапа - получить обобщенное мнение группы экспертов, а также аргументированное обоснование и оценку оригинальных индивидуальных суждений экспертов. На основе этого анализа даются рекомендации по прогнозу.

Перечисленные этапы характерны для  всех экспертных методов, но в каждом конкретном методе в зависимости  от его специфических особенностей процедуры отдельных этапов осуществляются в большем или меньшем объеме, с большей или меньшей степенью формализации.

Рассмотрим конкретные особенности  этапов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 1. Уточнение и анализ задания  на прогноз

 

Методологической основой прогнозного  исследования является системный подход. Образование, получаемое студентами, является услугой, которая предоставляется  им со стороны учебного учреждения. Во все времена востребованность этой услуги является чрезвычайно высокой, как и ее стоимость. В настоящее время, на этом рынке услуг наблюдается высокая конкуренция, что заставляет образовательные учреждения заботиться о своем имидже и качестве предоставляемых услуг.

При изучении отношений, возникающих  на рынке образовательных услуг  можно выделить три субъекта, находящихся  в сложных отношениях:

  • студент;
  • образовательное учреждение;
  • социальная среда с огромным спектром потребностей, рынком труда и т.д.

Сильно упрощая ситуацию, можно  считать, что студент выбирает учебное  учреждение исходя из собственных представлений  о качестве учебного процесса в Вузе, сложности учебного процесса и востребованности в будущем полученных знаний и квалификации. Вуз формирует требования к будущим студентам, организует учебный процесс в соответствии с потребностями рынка труда. Проверка соответствия полученных знаний социальным потребностям общества происходит, как правило, после окончания учебного заведения.

Приведенная упрощенная схема взаимоотношений  позволяет заключить, что результаты проводимого исследования качества образования необходимы, прежде всего, руководителю выпускающей кафедры, который непосредственно организует и отвечает за результаты учебного процесса. Именно он заинтересован  в соответствии качества учебного процесса социальным потребностям и обладает необходимыми полномочиями для необходимых изменений в его организации.

Этап 2. Организационная и методическая подготовка прогнозных исследований

 

Целью опроса экспертов является выявление  обобщенного коллективного мнения об оценке качества образования. Сложность  рассматриваемого вопроса, широкий  спектр возможных подходов и степени  детализации мнений различных экспертов, а также необходимость их систематизации и обобщения с применением  формализованных процедур настоятельно требуют введения определенных общих  структурных рамок для ответов  экспертов.

Для оценки качества образования наиболее целесообразно использование метода анкетирования. Анкета должна содержать  заранее сформулированные критерии оценки качества образования, отражающие основные аспекты изучаемого объекта: организация учебного процесса, возможности  карьерного роста, социальные отношения.

В частности, можно использовать следующую  систему критериев:

Критерии оценки

Аспекты изучаемого объекта

  1. Получение базовых знаний для адекватного восприятия окружающей действительности.

Организация учебного процесса

  1. Удовлетворение естественной любознательности.
  1. Стимулирование навыков самостоятельного подхода к решению проблем и деловой активности.
  1. Обеспечение хорошего стартового служебного положения.

Возможности карьерного роста

  1. Обеспечение быстрого служебного роста.
  1. Гарантия высокой заработной платы при устройстве на работу.
  1. Возможность доступа в круг интеллектуальной элиты общества.

Социальные  отношения

  1. Получение желаемого круга общения и знакомств в молодежном коллективе.
  1. Решение проблем социального, личного или интимного характера.

 

 

Поскольку важность каждого из критериев  не является одинаковой, то необходимо выявить мнение экспертов по поводу веса используемых критериев с помощью  специально разработанной для этого  шкалы  , содержащей текстовое описание N градаций важности, начиная с «Не имеет практического значения», заканчивая «Имеет самостоятельное значение, но, вместе с тем, является трудно достижимым и престижным».

Шкала оценок значимости критериев

 

Не имеет практического значения.

1

Не является обязательным.

2

Имеет значение, но только в сочетании  с другими не менее важными  критериями.

3

Имеет самостоятельное значение, является обязательным условием получения хорошего образования

4

Имеет самостоятельное значение, но, вместе с тем, является трудно достижимым и престижным.

5


 

Уровень качества образования по каждому  критерию в отдельности оценивается  с помощью второй шкалы  , начиная с «Крайне низкое» вплоть до «Отличное».

 

Шкала оценок качества получаемого  образования

 

Крайне низкое

0 ÷ 0,1

Низкое

0,2 ÷ 0,3

Удовлетворительное

0,4 ÷ 0,6

Хорошее

0,7 ÷ 0,8

Отличное

0,9 ÷ 1,0


 

Этап 3. Подбор экспертов

 

Качество экспертного прогноза в значительной степени определяется уровнем компетентности привлекаемых к опросу экспертов. Поэтому высокая  компетентность эксперта является основным условием привлечения его к участию  в разработке прогноза. Кроме того, требуется осведомленность эксперта в исследуемой области, его объективность, а также обеспечение репрезентативности экспертной группы.

Очевидно, что наиболее подходящим контингентом на роль экспертов являются студенты, которые располагают наиболее подробными и неочевидными сведениями об особенностях, достоинствах и недостатках  организации процесса обучения. Кроме  того, у них нет явных оснований  для необъективного подхода в оценках. К потенциальным недостаткам этой группы следует отнести недостаточную зрелость суждений, связанную с тем, что фактически процесс обучения еще не закончен, а вместе с ним не завершен профессиональный, нравственный и социальный рост студентов.

Этап 4. Проведение экспертных прогнозных исследований

Непосредственная работа с экспертами заключается в организации обсуждения поставленной проблемы, формы и содержания предлагаемой опросной документацией, заполнении анкеты. Работа проводится в один тур. Анкеты заполняются анонимно.

Этап 5. Обработка и анализ результатов  прогнозных исследований и выработка  рекомендаций по ним

 

Цель данного этапа - получить обобщенное мнение группы экспертов и аргументированное  обоснование. Результаты этого анализа  используются для разработки рекомендаций по прогнозу.

 

  1. Расчет обобщенной оценки качества образования по осредненным оценкам экспертов:
    1. Средняя значимость i-го критерия

,         (1)

где  - среднее значение значимости i-го критерия;

 - значение значимости i-го критерия, данное j-ым экспертом;

 - число экспертов.

    1. Средний вес i-го критерия

,         (2)

где  - средний вес i-го критерия;

- число критериев.

    1. Осредненная оценка качества образования

,         (3)

Расчеты удобно вести в электронной  таблице Excel. сопровождая их необходимыми графиками и диаграммами.

    1. Предварительный анализ полученной экспертной оценки сводится к следующему:
    • с помощью шкалы оценки качества образования можно перевести полученную оценку в один из квалификационных диапазонов: «Крайне низкое» … «Отличное»;
    • рассматривая распределение значимости критериев можно составить представление о системе приоритетов студентов, отражающее их ожидания от результатов обучения;
    • важным обстоятельством является также сопряженность между весами критериев и оценкой качества образования , так как исключительно важно, чтобы вклад наиболее важных сторон процесса был большим, в то время как по малозначительным критериям вклад может быть и невысоким;
    • высокой содержательностью может обладать также анализ укрупненной оценки вклада отдельных аспектов в качество образования.

Информация о работе Построение прогнозов с помощью экспертных методов