Последствия для пищевой промышленности при вступлении России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:45, реферат

Краткое описание

В стратегической перспективе Россия должна присоединиться к ВТО. Только таким может быть и конечный выбор российского бизнеса в целом. Однако нормы и правила ВТО создают для него принципиально новую организационно-правовую среду функционирования, а это вызывает в стране неоднозначную реакцию.
Поэтому требуется развернутая и целевая, без политизированной спешки, подготовка России к членству в ВТО без ущерба для экономической безопасности страны с учетом мнений и интересов российского бизнеса.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
Структура ВТО………………………………………………………………..4
Цели и задачи России в присоединении к ВТО………………………….....6
Плюсы и минусы России в присоединении к ВТО………………………...7
Проблемы и последствия России в присоединении к ВТО………………..8
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Основы Законадательства.docx

— 37.94 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«Волгоградский государственный технический университете»

 

 

 

Факультет технологии пищевых  производств

Кафедра «Технология пищевых  производств»

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине « Основы законодательства и стандартизации в пищевой промышленности»

на тему: « Последствия для пищевой промышленности при вступлении России в ВТО»

 

 

 

 

 

 

Студентка: Земскова Олеся Леонидовна

                         

Группа: ПП-152

             

Проверил                                                                                         Л.А.Рыкалина    

                             (должность)            (подпись и дата подписания)

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2011 

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

Структура ВТО………………………………………………………………..4

Цели и задачи России в  присоединении к ВТО………………………….....6

Плюсы и минусы России в  присоединении к ВТО………………………...7

Проблемы и последствия  России в присоединении к ВТО………………..8

Заключение………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………………. 

Введение

При всем своем масштабном потенциале современная российская экономика может эффективно развиваться  лишь при активном взаимодействии с  мировым рынком товаров и услуг. Того же требуют проводимые в стране рыночные преобразования. В свою очередь, правила игры на мировом рынке  в условиях глобализации определяются ныне странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), объединяющей около 150 государств и покрывающей свыше 95% оборота мировой торговли.

В стратегической перспективе  Россия должна присоединиться к ВТО. Только таким может быть и конечный выбор российского бизнеса в  целом. Однако нормы и правила  ВТО создают для него принципиально  новую организационно-правовую среду  функционирования, а это вызывает в стране неоднозначную реакцию.

Поэтому требуется развернутая  и целевая, без политизированной спешки, подготовка России к членству в ВТО без ущерба для экономической  безопасности страны с учетом мнений и интересов российского бизнеса. 

 

Структура ВТО

ВТО - это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности  правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц [2].

Главные задачи ВТО - либерализация  международной торговли, обеспечение  ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту  и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых  на сегодняшний день насчитывается  более 140, решают эти задачи путем  контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.

Решения принимаются всеми  государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения  большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника  ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.

Решения на высшем уровне в  ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ/ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Очередная Министерская конференция должна состояться в ноябре 2001 года в Дохе (Катар).

 

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный  совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько  раз в год в штаб-квартире в  Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций  стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных  органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся  на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью  специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО  и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура  присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

Секретариат ВТО, который  базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет  генеральный директор. Секретариат  ВТО, в отличие от подобных органов  других международных организаций, не принимает решений, так как  эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности  Секретариата - обеспечивать техническую  поддержку различным советам  и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое  содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати [1].

 

Цели и задачи России в присоединении к ВТО

Членами Всемирной торговой организации являются уже более 140 стран мира, и в ближайшие  годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически  всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики  и равноправное участие в мировой  торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение  и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными  целями присоединения для России можно считать следующие :

Получение лучших в сравнении  с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной  системы в соответствие с нормами ВТО;

Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО,в частности, в банковской сфере;

Создание условий для  повышения качества и конкурентоспособности  отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

Улучшение имиджа России в  мире как полноправного участника международной торговли.

Задача ведущихся переговоров  о присоединении - добиться наилучших  условий присоединения России к  ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения  преимуществ от вступления и уступок  в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот [4].  

Плюсы и минусы России в присоединении к ВТО

Сторонниками быстрого завершения переговоров о вступлении России в клуб международной торговли наиболее часто выдвигаются аргументы  о том, что присоединение к  ВТО послужит сильным стимулом притока  прямых иностранных инвестиций и  расширения присутствия российских производителей на международных рынках. Представляется небезынтересным проанализировать эти два тезиса.

По различным оценкам, доступ прямых иностранных инвестиций в сферу услуг будет определять около 70 % положительного эффекта от присоединения России к ВТО. В  тоже время общеизвестно, что приток прямых иностранных инвестиций зависит  от общей политико-экономической  ситуации в стране, в том числе, и от четкой государственной промышленной, денежно-кредитной и налоговой  политики. В этом смысле присоединение  к ВТО само по себе не решает проблему недостатка иностранных инвестиций, а с ними и притока технологий и высококвалифицированных кадров. Напротив, есть обратный пример, когда  Китай, ставший членом ВТО только в 2002 г., лидировал все последние  годы по объему привлеченных прямых иностранных  инвестиций среди развивающихся  стран. В период с 1997 по 2000 гг. Китай  ежегодно привлекал от 41 до 44 млрд. долларов. Для сравнения, Россия за этот же период привлекала ежегодно от 2,7 до 6,6 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций [4].

Маловероятно ожидать  от присоединения к ВТО и расширения экспортных возможностей для российских производителей в современных условиях. Во-первых, уже сегодня Россия торгует  со своими партнерами в режиме наибольшего  благоприятствования на основе двухсторонних  соглашений. В этом смысле существенного  улучшения в условиях доступа  российских товаров на внешние рынки  произойти не может. Во-вторых, в  структуре экспорта России преобладают  энергоресурсы и сырьевые товары (70 % всего экспорта в первой половине 2002 г.), которые сталкиваются с минимальными тарифными барьерами за рубежом.

В-третьих, часто говорится  о том, что присоединение к  ВТО позволит более эффективно решать проблемы, связанные с антидемпинговыми расследованиями против российских экспортеров, которые, по частоте применения, составляют 59 % от общего количества ограничительных  мер в отношении России (прочие нетарифные меры составляют 17 %, тарифные меры - 13 % и квоты - 11 %). При этом 65 % этих расследований возбуждаются в отношении производителей черных металлов. Но, с одной стороны, процедура  проведения подобных расследований  определяется не членством в ВТО, а предоставлением ей статуса  страны с рыночной экономикой. С другой стороны, для успешного ведения подобных споров необходим штат высококвалифицированных служащих, способных отстаивать интересы российских компаний за рубежом, дефицит которых остро ощущается как в компаниях-экспортерах, так и в государственных органах.

Анализ этих проблем позволяет  сделать вывод о том, что все  выгоды и преимущества, получаемые от присоединения страны к ВТО, определяются не членством как таковым, а внутренней политикой страны, направленной на модернизацию экономики, повышение  качества жизни и консолидацию общества [2].

 

Проблемы и  последствия России в присоединении к ВТО

Эйфорические ожидания немедленного положительного эффекта для всей российской экономики от вступления в ВТО и акцент на таких вопросах как условия доступа на российский рынок (перечень "связанных" тарифов, обязательства по допуску иностранцев  на рынок услуг) уводят внимание от таких не менее, а для современной  России и более важных аспектов вступления в ВТО [3], как:

1) общесистемные требования  к изменению условий хозяйственной деятельности внутри страны;

2) механизмы защиты российских производителей;

3) неоднородность развития российских регионов;

4) обязательства, принятые  Россией в рамках региональных торговых соглашений.

Информация о работе Последствия для пищевой промышленности при вступлении России в ВТО