Понятие, сущность и функции политических конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:51, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение политических конфликтов и их специфики.
Для достижения цели необходимо:
- раскрыть понятие, сущность и функции политических конфликтов;
- рассмотреть виды политических конфликтов;
- изучить причины их возникновения;
- определить пути урегулирования политических конфликтов.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
1. Понятие, сущность и функции политических конфликтов……...5
2. Виды политических конфликтов и их причины……………...…10
3. Урегулирование политических конфликтов…………………......16
Заключение……………………………………………………………19
Список литературы……………………………...................................20

Файлы: 1 файл

Politicheskie_konflikty_i_ikh_spetsifika.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

К политическим конфликтам правомерно отнести и коррупционные конфликты. Это конфликт политический, поскольку наносится вред порядку государственного управления. Современный политический процесс постоянно демонстрирует коррупцию на государственном уровне. Политологи рассматривают ее как разложение государственной власти.

Коррупционный конфликт можно определить как преступление против порядка государственного управления, совершенное по сговору представителем государственной (муниципальной) власти, структур государственно-административного управления в целях получения определенных выгод.

К политическим конфликтам относятся международные конфликты. Это конфликты политических систем. Поскольку система международных отношений также представляет собой политическую систему, компонентами которой выступают носители политической власти - государства. Поэтому независимо от того, что является предметом конфликта, международный конфликт всегда является политическим.

Международный конфликт можно определить как противоборство субъектов межгосударственных отношений, преследующих свои геополитические, национальные интересы.

К типам политических конфликтов относятся войны и военные конфликты. В отличие от войн военные конфликты имеют масштабную локализованность ограниченность целей, которые преследуются в конфликте, и военных средств.

Как правило, их определяют как острую форму развития противоречий с ограниченным использованием военных средств при отсутствии войны между конфликтующими государствами.

Военные конфликты  характеризуются:

- как двусторонняя борьба с использованием средств насилия с обеих сторон;

- как локальный насильственный конфликт;

- ограниченным применением военного насилия;

- относительной ограниченностью регионально-ситуативных целей;

- относительной управляемостью.7

Большинство конфликтологов считают, что конфликты имеют сугубо субъективные причины. По их мнению, объективные отношения сами по себе не порождают конфликтов, таковыми они становятся только при их неправильном истолковании субъектами политики. В целом соглашаясь с таким подходом, можно отметить, что подавляющее большинство конфликтов действительно имеют субъективную природу. Вместе с тем, вряд ли правомерно игнорировать тот факт, что зачастую объективные обстоятельства вынуждают субъектов политики совершать неверные действия, порождающие конфликт.

 В зависимости от характера и глубины политические конфликты могут проявляться в различных формах: латентных и открытых. Конфликты начинаются в форме скрытых, пассивных, мирных и неорганизованных действий и постепенно приобретают открытый, активный, организованный и насильственный характер. Исследователи выделяют следующие проявления политических конфликтов:

- абсентеизм - уклонение от участия в политических процессах, представляет собой неосознанное выражение недоверия, как политическим институтам, так и существующим политическим формам и методам достижения своих целей;

- бойкот представляет собой уже осознанный отказ от взаимодействия с политическими институтами, нежелание воспользоваться существующими политическими формами борьбы, воспринимаемыми как несправедливые и неэффективные. Люди отказываются идти на выборы, участвовать в работе представительных органов, соблюдать законы и т.д.;

- забастовки и демонстрации представляют собой организованные, массовые и мирные формы политической борьбы. В отличие от бойкота, они являются формами прямой борьбы с властями - это не просто выражение недовольства, но и требование принятия конкретных решений. Массовые забастовки и демонстрации даже в состоянии парализовать всю государственную машину. Кроме того, если к бойкоту прибегают только отдельные социальные группы, то забастовки и демонстрации могут привлечь подавляющее большинство населения;

- бунт представляет собой массовое, неорганизованное и насильственное действие отдельных социальных групп. Бунт - это кратковременная импульсивная реакция на определенные факторы, участники которой не выдвигают рациональных требований и не имеют плана действий;

- мятеж и путч представляют собой организованные и насильственные действия небольших социальных или политических групп, пытающихся активными и быстрыми мерами реализовать поставленные цели, как правило, захватить власть;

- террор представляет собой попытку очень небольшой по численности группы спровоцировать активные и массовые формы политических выступлений против властей - мятежи, восстания и т.д.;

- восстание представляет собой массовое, в определенной мере организованное и насильственное действие против властей. Восставшие имеют организованное руководство, продуманные цели и задачи, однако не имеют четких представлений о политической системе, которую они могли бы предложить в случае успеха восстания;

- революция представляет собой наиболее массовое и организованное выступление против существующих политических институтов. Революции могут протекать как в мирной, так и в немирной форме. Участники революции достаточно ясно представляют себе свои цели и задачи, готовы целенаправленно и последовательно возвести новую политическую систему;

- гражданскую войну следует признать проявлением самого глубокого политического кризиса. В отличие от революции, при которой огромное большинство противостоит незначительному меньшинству, участники гражданской войны в равной степени представляют противоборствующие силы. Гражданская война констатирует огромный разрыв между большими социальными группами во всех отношениях.

Использование перечисленных форм политических конфликтов зависит от типа политического режима. В странах с недемократическими режимами первоначально преобладают пассивные и неорганизованные формы (абсентеизм, бунт и т.п.), впоследствии превращающиеся в массовые и организованные (восстание, революция). В демократических странах большинство из них (бунт, мятеж, восстание, революция, гражданская война) не применяются, чаще встречаются абсентеизм, забастовки и некоторые разновидности бойкота.8

 

 

  1. Урегулирование политических конфликтов

 

Урегулирование  политического конфликта в большинстве  случаев предполагает постепенность. Принцип постепенности является важным условием этого процесса. Попытки сразу перейти от острого вооруженного конфликта к совместным действиям часто ведут к тому, что переговоры «проваливаются». Стороны оказываются не готовы к принятию совместных решений. В результате формируется недоверие к переговорам как к таковым и на уровне политических лидеров, и на уровне масс. В этом случае начать новый раунд переговоров оказывается довольно трудно.

Постепенность позволяет подготовить участников: выявить точки зрения, проработать  различные варианты решений и  лишь затем приступить к согласованию окончательного решения. Кроме того, постепенное решение проблемы позволяет сформировать взаимное доверие сторон друг к другу. Убедившись в выполнении одних договоренностей, они переходят к формулированию новых, затрагивающих более существенные стороны в их отношениях.

Принцип постепенности урегулирования, однако, имеет ограничения и не всегда применим в кризисной ситуации. Если события развиваются слишком быстро, то затягивание в выборе мирного пути урегулирования может обернуться резким разрастанием конфликта, переходом его в вооруженную фазу.

Быстрота снятия напряженности в условиях кризиса  не означает легкости принятия решения. Кроме того, в период кризиса, когда пропагандистская машина еще не запущена и не появились первые жертвы, требующие «отмщения», общественное мнение обычно не настроено на победу любым, в том числе военным, путем. Вот почему в условиях кризиса нередко предпринимаются решительные шаги с тем, чтобы остановить его дальнейшее развитие.

В ходе дальнейшего  развития метода «постепенных и взаимных инициатив по сокращению напряженности» было предложено реализовывать следующую стратегию поведения: при эскалации конфликта одна из сторон должна просто выждать некоторое время (не допускать развития конфликта по модели «нападение-защита»); при нападении защита должна осуществляться на уровне, не превосходящую существенную степень напряженности отношений.

Подобное поведение  не гарантирует того, что конфликт не будет усиливаться, но позволяет  избежать чисто эмоционального реагирования.

В условиях вооруженного конфликта принцип постепенности означает прохождение ряда фаз, различающихся по своим задачам. Выделяют следующие фазы:

- прекращение  насильственных действий;

- установление  диалога, подготовка к проведению  переговоров;

- начало переговорного  процесса;

- выполнение  достигнутых договоренностей.9

Международная деятельность по урегулированию внешнеполитических конфликтов в настоящее время переживает системный кризис, требующий не только поиска новых подходов и способов воздействия на конфликтные ситуации, но и формирования новых парадигм управления политическими конфликтами.

В современной конфликтологии особое внимание уделяется управлению конфликтным поведением, что предполагает учет культурных и психологических особенностей народов. Выделение этноса и более широкой общности происходит, прежде всего, на основе культурной самоидентификации по отношению к другим общностям. Соответственно, и поведение людей определяется их культурно-цивилизационной и национальной, этнической принадлежностью.

Исходя из культурно-цивилизационных критериев, можно выделить четыре основных подхода к использованию технологий информационно-психологического воздействия на современные международные конфликты:

- англосаксонский (представители - США, Великобритания и ряд стран

Британского содружества);

- восточноазиатский (Китай, Вьетнам, Малайзия, Тайвань, Япония);

- романо-германский (Германия, Франция, Италия, Скандинавские страны);

- ближневосточный (Иран, Пакистан, Турция, Индонезия, арабский мир).

В основе англосаксонской модели лежит исторически молодая идеология и мировоззрение протестантизма. По сути, все три основные американские идеологические концепции - «экспорт демократии», «силовое умиротворение» и «бархатные революции» - являются переработкой и развитием базовых норм протестантского мировоззрения. Восточноазиатская традиционная модель основывается, главным образом, на мировоззрении и идеологии конфуцианства, а также на учении Лао-Цзы, а романо-германская - на опыте конфликтного сосуществования разных народов в рамках тесной Европы («коммунальная квартира») и культурно-религиозной традиции католицизма с элементами более позднего европейского протестантизма. В основе ближневосточной модели, сформировавшейся в культурно-цивилизационной традиции различных направлений и течений ислама, лежит исторический опыт расширения ареала и влияния исламского мира.10

 

 

Заключение

 

Политический  конфликт – это многообразное  социально-политическое явление, которое непосредственно влияет на жизнь и судьбу каждого человека. При этом данное явление не  всегда носит негативный характер.

Позитивные моменты отображаются в бесценном опыте, который нарабатывается в процессе разрешения политических конфликтов. Этот опыт помогает специалистам впоследствии более результативно обеспечивать стабильное развитие политической системы.

Политические  конфликты проявляются в различных  формах и обнаруживаются как внутри государства, так и за его пределами. И если результатами не умелого управления возникающими конфликтами в государстве могут стать бунт и революция,  то международные конфликты перерастают в вооруженные действия.

В связи с  этим современным политикам и специалистам, чтобы избежать кровопролития и человеческих жертв, необходимо не только заниматься изучением политических конфликтов, но и находить актуальные и рациональные пути их решения.

Урегулирование  политических конфликтов в современном  мире стало важной темой изучения многих политологов практически во всех развитых странах. Ради достижения цели мирного решения международных проблем ими используются различные методы и подходы.

Разработан  принцип постепенного снижения накала политических отношений, который включает в себя целый ряд фаз. Благодаря этому упорядочены действия дипломатов в решении проблемы международных конфликтов.

Делая окончательный  вывод, можно сказать, что политические конфликты непосредственно влияют на каждого человека, а их изучение помогает сохранять мир в международных отношениях.

Список литературы:

 

  1. Вилков А.А. Социокультурные основания политических конфликтов в России. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2002.- 164 с.
  2. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта// Социологические исследования. 2005. № 5.
  3. Зеленков М. Ю. Политология для юристов. М.: Юридический институт МИИТа, 2003.– 563 с.
  4. Климова С. Политический конфликт или конфликт среди политиков // Власть. 1998. № 3.
  5. Кочесоков Р.Х. Политология. Учебное пособие. Нальчик: 2003.– 330 с.
  6. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 1999.- 271 с.
  7. Манойло А. Не силовое регулирование международных конфликтов// Космополис. 2008. №2.
  8. Пугачев В.П. Введение в политологию. М.: Аспект Пресс, 2000.- 378 с.
  9. Тургаев А.С. Политология. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005.- 560 с.

Информация о работе Понятие, сущность и функции политических конфликтов