Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:51, реферат
Целью работы является изучение политических конфликтов и их специфики.
Для достижения цели необходимо:
- раскрыть понятие, сущность и функции политических конфликтов;
- рассмотреть виды политических конфликтов;
- изучить причины их возникновения;
- определить пути урегулирования политических конфликтов.
Введение………………………………………………………………..3
1. Понятие, сущность и функции политических конфликтов……...5
2. Виды политических конфликтов и их причины……………...…10
3. Урегулирование политических конфликтов…………………......16
Заключение……………………………………………………………19
Список литературы……………………………...................................20
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Понятие, сущность и функции политических конфликтов……...5
2. Виды политических конфликтов и их причины……………...…10
3. Урегулирование политических конфликтов…………………......16
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………..
Введение
С усложнением общественной жизни конфликты стали более разнообразными и повсеместными. Кроме того, многие современные конфликты стали глобальными и в этой связи более опасными. Особенно значительными по своим масштабам и социальным последствиям являются политические конфликты. Крайней формой их проявления выступают войны.
ХХ век вписал в историю две мировые войны, около 200 менее масштабных войн, множество локальных военных конфликтов, террор тоталитарных режимов, военные перевороты, революции, этнические чистки, столкновения на религиозной почве и многие другие формы социально-политических столкновений. В совокупности они унесли около 300 миллионов человеческих жизней.
Для современной России осмысление социокультурной составляющей конфликтов имеет особую значимость не только в связи с трагическим опытом исторического развития, но и в связи с перманентным напряженным и кризисным состоянием.
История России, наполненная бурными событиями войн, революций и социальных катаклизмов, определяет особую актуальность изучения политических конфликтов.
В условиях глобализации и всеобщей мировой демократизации, между правительствами разных стран проходят политические диалоги, связанные с отстаиванием своих собственных интересов, исключая при этом вооружённые и другие насильственные действия.
Как показывает практика, такие диалоги не всегда бывают бесконфликтными. Для этого необходимо исследовать и изучить специфику политических конфликтов и понять пути решения конфликтных ситуаций с максимальной выгодой.
Все вышесказанное доказывает актуальность выбранной темы.
Целью работы является изучение политических конфликтов и их специфики.
Для достижения цели необходимо:
- раскрыть понятие, сущность и функции политических конфликтов;
- рассмотреть виды политических конфликтов;
- изучить причины их возникновения;
- определить пути урегулирования политических конфликтов.
Политический конфликт - столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные, прежде всего с достижением власти или ее перераспределением, а также с изменением их политического статуса в обществе.
Источник политических конфликтов универсален - это все то же удовлетворение базовых потребностей социальных групп и индивидов, которое в сложно структурированном обществе не может быть обеспечено без согласования и централизованной координации усилий, чем и занимается государственная власть.
В качестве объекта политических конфликтов выступает специфический социальный ресурс - государственная власть, а также политический статус социальных групп (степень приближенности или удаленности от рычагов власти, способность оказывать влияние на принятие обязательных для всего общества решений) и политические ценности (патриотизм, гражданственность, права и свободы и пр.).
Субъектами политических конфликтов обычно признают либо социальные группы, либо представляющие их политические институты. Безусловно, за действиями политических институтов (правительства, парламента, судебных инстанций) стоят интересы социальных групп. Но политические решения, в том числе и так называемые "судьбоносные", принимают все-таки политические учреждения, пользующиеся в своих действиях известной автономией от поддерживающих их социальных групп.
Ввиду сложности и многослойности политической сферы классификация свойственных ей конфликтов не может не быть многомерной. Традиционно наиболее общими основаниями выделения политических конфликтов разного типа выступают:
- сфера распространения;
- тип политической системы;
- характер предмета конфликта.1
Политический конфликт есть разновидность социального конфликта и потому неправомерно рассматривать все конфликты как политические. Есть конфликты, не имеющие никакого отношения к политике: например, конфликт поколений, внутри личностный конфликт, и т.п. Вместе с тем, поскольку политика призвана регулировать все остальные сферы социальной жизни, постольку политический конфликт, так или иначе, связан с другими разновидностями социальных конфликтов. Поэтому очень непросто различать политические и неполитические конфликты.
Можно условно выделить следующие типы политических конфликтов. Во-первых, собственно политические (или внутриполитические) конфликты, связанные с борьбой за политическую власть: между социальными группами, между партиями, между институтами власти, и т.п. Во-вторых, политические конфликты, замещающие неполитические конфликты: например, изменение экономических отношений может сделать неэффективной существующую политическую систему. В-третьих, социальные конфликты, порождаемые неэффективным политическим управлением: например, неправильная экономическая политика может привести к экономическому конфликту. Эти социальные конфликты, в свою очередь, вызывают политические конфликты. В политической жизни, к сожалению, очень распространены мнимые (фальшивые) конфликты, не имеющие объективных оснований и спровоцированные различными субъектами политики.2
Политический конфликт, как и любой другой тип конфликтных взаимодействий, может выполнять как негативные, так и позитивные, созидательные функции. Одна из негативных функций политического конфликта заключается в том, что он в процессе своего развертывания и обострения борьбы за власть способен резко ослабить политическую систему, в которой сталкиваются между собой конкурирующие политические силы. Политический конфликт при неблагоприятных для политической системы внутренних и внешних условиях способен привести не только к ее ослаблению, но и к разрушению. Третья негативная функция политического конфликта заключается в том, что при резком ослаблении институтов власти и углублении социально-экономического кризиса, усугубляемого противостоянием политических сил, к власти в данной политической системе может прорваться экстремистская группировка, способная своими активными действиями повернуть вспять цивилизационно-культурное развитие страны и ее народа.
В современных конфликтологических теориях все более прочно утверждается точка зрения, согласно которой политические конфликты носят только разрушительный для общества характер, либо в узких областях, либо в особо неблагоприятных для его дальнейшего социально-экономического и культурного развития ситуациях.
В то же время, как показывает мировой опыт, в странах, обладающих гибкой, развитой системой социально-политического представительства (правовое государство, эффективно действующий парламент, сформировавшееся гражданское общество), выявление, развитие и урегулирование конфликтов дает возможность обеспечивать стабильную устойчивость и динамичное развитие политической системы, ее гибкую адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Поэтому в соотношении негативных и позитивных функций современного политического конфликта превалирующими становятся функции позитивные.
Одна из таких функций проявляется в том , что созревший в недрах политической системы конфликт сигнализирует обществу, властным структурам о возникших противоречиях и конфликтном расхождении позиций определенных индивидов и их групп, стимулирует действия, способные преодолеть возникшие разногласия в политическом процессе и поставить тем самым сложившуюся ситуацию под контроль. В результате создаются предпосылки для управленческого регулирования возникающих в обществе политических конфликтов.
Наиболее важной конструктивной функцией политического конфликта является его способность стать катализатором назревших социально-политических изменений. Еще одна позитивная функция политического конфликта заключается в том, что его развертывание позволяет более четко определить свои позиции конкурирующим политическим силам.3
В действительности реальное политическое сообщество людей всегда формируется через их взаимодействие, предполагая как сотрудничество, так и соревновательность. В целом политический конфликт и представляет собой не что иное, как разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.
Конфликт - один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Однако из-за неоднородности общества, непрерывно порождающего неудовлетворенность людей своим положением, различия во взглядах и иные формы несовпадения позиций, чаще всего именно конфликт лежит в основе поведения групп и индивидов, трансформации властных структур, развития политических процессов.
Важно также и то, что конфликты, означая соперничество тех или иных субъектов (институтов) с одними силами, как правило, выражают их сотрудничество с другими, стимулируя формирование политических коалиций, союзов, соглашений. Тем самым политические конфликты предполагают четкое формулирование позиций участвующих в политической игре сил, что благоприятно воздействует на рационализацию и структуризацию всего политического процесса.
Конфликты, сигнализируя обществу и властям о существующих разногласиях, противоречиях, несовпадении позиций граждан, стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть возникшие возбуждения в политическом процессе. Поэтому дестабилизация власти и дезинтеграция общества возникают не потому, что возникают конфликты, а из-за неумения урегулировать политические противоречия, а то и просто элементарного игнорирования этих коллизий.4
Ученые выделяют пять типов кризисных ситуаций: кризисы идентичности, легитимности, проникновения, распределения и участия.
Кризис идентичности возникает тогда, когда между индивидами, обществом или отдельными социальными группами и государством не удается наладить доверительные отношения. Тем самым люди перестают идентифицировать себя с данным государством.
Кризис проникновения вызывается тем, что в обществе не удается достичь необходимого уровня гомогенности, общие и партикулярные интересы приходят в противоречие друг с другом. В обществе происходит раскол между различными культурно-религиозными, этно-национальными, социально-классовыми общностями.
Кризис легитимности порождается многими причинами. Вследствие кризиса легитимности общество начинает подвергать сомнению правомочность власти.
Кризис распределения означает, что государство не способно, по мнению общества, обеспечить справедливое распределение социальных благ.
Кризис участия подразумевает, что существующая политическая система не позволяет значительной части общества в легальной форме эффективно выражать и защищать свои интересы.
Следует подчеркнуть, что указанные разновидности кризиса могут проявляться как одновременно, так и раздельно.
Несомненным достоинством приведенной типологии являются то, что, во-первых, в ней рассматриваются только политические конфликты, и, во-вторых, выделены конфликты, общие для любых политических систем.
Окончательно преодолеть эти причины кризисов невозможно. Так, например, в развитом демократическом обществе, кажется, не может быть кризиса участия, однако, новый этап социального развития требует качественно нового типа политического участия, чему прежние демократические политические институты уже не соответствуют.5
Здравомыслов А.Г. в качестве одного из параметров типологизации политического конфликта предлагает использовать «уровни развертывания политического конфликта».
Первый уровень - это конфликт в масштабах всего политического пространства. Это «конфликт по поводу легитимности власти, ее признания - непризнания, частичного признания и частичного непризнания». Это конфликт принятия или непринятия властных структур.
Второй уровень - это конфликтность внутри самих властных структур по поводу объема властных полномочий. Можно также выделить конкретно государственно-правовые конфликты. Это конфликты между ветвями и институтами власти. Как правило, они способствуют совершенствованию политических систем. Это статусно-ролевые конфликты, связанные с наделением статусных единиц различными объемами властных полномочий; конфликты политических культур, ценностных систем и др. Политические конфликты могут иметь насильственный и ненасильственный характер, быть вертикальными и горизонтальными.
Определенный интерес представляет типологизация политических конфликтов по предмету. Как правило, всю совокупность реалистичных конфликтов (т.е. конфликтов, имеющих предмет) можно разделить на конфликты ресурсные и конфликты ценностные. В ряде работ конфликты разделяют на конфликты интересов и конфликты ценностей, на конфликты интересов и когнитивные конфликты и т.д.6
Другой тип политических конфликтов - статусно-ролевые. Этот тип политического конфликта связан с обладанием субъектами политического процесса различными объемами государственной власти, разной степенью участия в принятии политических решений. Заметное воздействие на политический процесс в обществе оказывают конфликты политических культур, основанные на различных базовых мифах, принципах восприятия реальности, несовместимых ценностных системах.
Информация о работе Понятие, сущность и функции политических конфликтов