Понятие референдума

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 21:03, реферат

Краткое описание

Положение о референдуме в СССР существует с 1936 г. Конституция СССР
1977 года и Конституция БССР 1978 года допускали проведение референдума,
хотя на практике он долго еще не проводился. И поэтому в настоящее время
остро стоит вопрос о практическом применении законодательства о
референдуме, не имея достаточного опыта и практических наработок. На
территории суверенной Республики Беларусь референдум проводился в 1996
году. Безусловно, зарубежный опыт по проведению референдумов применялся в
Республике Беларусь.

Оглавление

Введение………………………………………………..3

I.Понятие референдума……………………………...5
II.Виды :
2.1 республиканский……………………………8
2.2 местный…………………………………...10
IIIКонституционно- правовое регулирование……13
IV.Политическая роль……………………………..17
Заключение………………………………………… 21
Список использованной литературы………….…23

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 35.70 Кб (Скачать)

политики, экономики, межнациональных связей и  отношений,  так  и  в  других

сферах жизни общества.

    Разумеется, место  и роль института референдума  в  политической  системе

любого общества не следует преувеличивать,  а  тем  более  абсолютизировать.

Этого не следует делать и с  опытом  использования  референдума  в  западных

странах. Противоречивость отношения господствующих  кругов  к  референдумам,

особенно  после  второй  мировой  войны,  объясняется  тем,  что  существует

возможность использования их, помимо воли  и  желания  господствующего  слоя

или класса, в  интересах  других  слоёв  и  классов.  Возможность  эта,  как

правило, весьма  незначительна,  в  силу  доминирующего  положения  правящих

кругов во всех в сферах жизни общества и в средствах массовой информации.

    Противоречивость  отношения  к  референдуму  со  стороны  других  слоев

общества  объясняется  в  основном  тем,  что,  несмотря  на  свою   внешнюю

демократичность, он долго и не всегда  знаменовался  успехами  прогрессивных

сил. Во многих случаях референдумы оканчивались принятием  далеко  не  самых

прогрессивных законов или решений,  выступали  в  качестве  демократического

щита для принятия официальных антидемократических акций.

    О возможности  использования референдумов в  интересах правящих кругов, а

не всего общества со всей очевидностью свидетельствует  практика  проведения

их   на   территории   бывших   союзных   республик.   Нередко   референдумы

использовались и используются в сепаратистских и иных неблаговидных целях.

    Следует заметить, что кроме сугубо классовых  или узкосоциальных  причин

разноречивого, а нередко и сдержанного отношения различных социальных  групп

  и  слоев  общества  к  референдуму  есть   и   другие,   условно   говоря,

"общесоциальные причины". Среди них выделяются прежде всего следующие.

        1. Утвердившиеся  среди различных слоев населения, социальных  групп

           и институтов мнение,  что  референдум  неизбежно  выступает  как

           дестабилизирующий фактор в  обществе,  способствует  ускоренному

           расслоению   противопоставлению   различных   составных   частей

           общества  друг  другу,  порождает  дополнительную   нагрузку   и

           ограничения на сложившуюся парламентскую  систему.

        2. Утвердившееся  среди значительных  слоев  населения  мнение,  что

           профессиональной политикой  должны  заниматься  не  любители,  а

           профессионалы и что на первом  плане должен стоять не популизм, а

           профессионализм.

        3. Традиционное  для населения ряда  стран  преставление  о  силе  и

           приоритетах   институтов   представительной   демократии   перед

           институтами прямой непосредственной  демократии.

        4. Укоренившаяся в сознании различных слове общества опасение,  что

           в  условиях  расширения  прямой  демократии   и   периодического

           проведения референдумов  значительно  возрастет  роль  денег,  а

           вместе с тем и влияние "весьма  состоятельных  индивидуумов  или

           социальных  групп"  не   результаты   голосования   и   на   сам

           избирательный процесс. [10, с. 249]

     Наряду с  названными причинами противоречивости  роли референдума есть и

другие причины. В  их  числе  можно  указать  в  частности,  на  такие,  как

понимание сложности и противоречивости правотворческого   и  иных  процессов

на национальном уровне, требующих от  их  участников  специальных  знаний  и

подготовки; высокая стоимость референдумов; недостаточная  компетентность  и

информированность граждан в политических и иных делах для того,  чтобы  быть

активными участниками протекающих на национальном уровне  процессов.  Анализ

причин  и  факторов,  обусловливающих  неоднозначное  отношение  общества  к

референдуму, определяет его роль и  место  в  системе  демократии,  реальные

возможности воздействия института референдума на конкретную  политическую  и

социальную среду. Кроме того, он позволяет избежать в равной  мере  пагубных

для политической теории и  практики  крайностей  в  оценке  значимости  роли

референдумов,  дает  возможность   со   значительной   долей   достоверности

определить факторы, способствующие повышению  эффективности  референдумов  в

политической системе общества или,  наоборот,  препятствующие  их  усилению.

Это имеет огромное не только теоретическое,  но  и  практическое   значение.

Отсюда можно отметить, что роль референдума может быть как  позитивной,  так

и  негативной.  Это  зависит  прежде  всего  от  уровня  правовой   культуры

общества, который в свою очередь зависит от экономической ситуации в  стране

и  от  качества  реализации  народного  суверенитета.  Нельзя  говорить   об

однозначной положительной роли референдумов, когда  низок  уровень  правовой

культуры  населения,  когда  несовершенно  законодательство  и   нестабильны

экономические  условия  общества.  Необходимо   отметить,   что   вопрос   о

разъяснении результатов принятия определенного  решения  на  референдуме  не

получает достаточного освещения. В  условиях  низкой  правовой  культуры,  с

учётом  принципов   народного   суверенитета   и   демократии   необходимыми

становятся: разъяснение результатов принятия  на  референдуме  определенного

решения;  обеспечение  текстами   проектов   нормативных   правовых   актов,

выносимых на референдум; организация публичных  лекций,  дискуссий,  в  ходе

которых разъяснялось бы назначение нормативного правового акта,  особенности

его содержания и предполагаемые результаты от его принятия  или  отклонения.

В современных условиях низкой культуры вообще и правовой  в  частности,  эти

вопросы приобретают  –  как  никогда  -  более  актуальное  значение.  Также

несомненно, что решение этих вопросов должно исходить   не  от  инициативной

группы (наоборот, это должно быть запрещено, так как  создается  возможность

для  введения   в   заблуждение   потенциальных   избирателей   относительно

результатов  принятия  определенного  решения,  как  итог   –   влияние   на

результаты голосования), а от государства.

    Референдум в  любой стране будет эффективным  лишь в том случае, если он,

по  природе  своей  как  весьма  важный   демократический  институт,   будет

правильно понят и поддержан широкими слоями  населения;  иметь  своей  целью

при решении политических иных вопросов четко выраженную гуманную цель;  если

общественное  мнение  не   будет   увлечено   и   дезориентировано   ложными

социальными ценностями; и,  наконец,  если  будут  созданы  все  необходимые

организационно-технические  и  иные  условия  для  подготовки  и  проведения

всенародных опросов.  Важное,  труднооценимое  значение  референдумов  имеет

строгое установление и законодательное закрепление их статуса,  процедуры  и

порядка подведения  итогов,  места  и  роли  в  системе  конституционного  и

текущего  законодательства  принимаемых   путем   референдумов   нормативно-

правовых актов.

 

 

 

                                 Заключение.

 

 

 

    Конституция в  статье 1 закрепляет, что Республика  Беларусь –  унитарное

правовое   демократическое   социально-правовое    государство.    Важнейшим

элементом  демократии  является,  безусловно,  конституционное   закрепление

института  референдума.   Конституционное   право   современных   государств

предусматривает различные формы референдумов и процедуры их применения.  Что

касается РБ то порядок  проведения  референдумов  регламентируется  разделом

VII Избирательного кодекса, принятого  Палатой  представителей  24  сентября

2000 года. В теории референдум  подразделяется на общенациональные,  местные,

конституционные и законодательные, императивные и консультативные.  В  нашем

законодательстве   закреплены   понятия    республиканского    и    местного

референдума.  На  республиканский  референдум  могут  выноситься   важнейшие

вопросы государственной и  общественной  жизни  Республики  Беларусь,  а  на

местные  референдумы – вопросы, имеющие  важнейшее  значение  для  населения

соответствующего административно- территориальных единиц.

    И само решение  референдума носит нормативный  характер и является  одним

из видов нормативных правовых актов.  Юридическая  сила  решения,  принятого

референдумом определяется Президентом Республики Беларусь о его назначении.

    Институт  непосредственной  демократии  играет  значительную   роль   в

развитии  инициативы  граждан  и  является  наиболее  эффективным  средством

самовыражения  народа.  Однако  порой  им   пользуются   для   монополизации

государственной власти. Можно  привести  примеры  из  истории,  когда  через

референдум пришел к власти А. Гитлер.  И  несмотря  на  положительные  черты

этого института, выделяют и отрицательные  в  том  что  общественное  мнение

является неустойчивым, на референдум выносятся только  общие  положения,  он

не отражает мнение всего народа.

    Но  и  без  него  народ  был  бы  лишен  важного  средства  влияния  на

политическую  жизнь  и  государственную  власть.  Этот  институт   позволяет

оперативно  решить  важнейшие  вопросы   государственной   жизни;   находить

варианты решения проблем,  требующих  выяснения  мнения  всего  общества.  О

значимости сказанного говорит и  то,  что  решения,  принятые  референдумом,

могут быть отменены или изменены только путем референдума.

 

 

 

                      Список использованной литературы:

 

 

 

    1. Альфер С.А. Выборы: подлинные, свободные и справедливые - Мн.:

       Тесей, 1999.- 328

    2. "Звезда" 1999 год 28 августа № 157-158

    3. Избирательный  кодекс Республики Беларусь

    4. "Организация  и управление" 2001 год №2. – 188с

    5. Конституция  зарубежных государств. Учебное  пособие. 2-е изд.,

       исправ. и доп. – М.: Издательство БЕК –586с

    6. Конституционное (государственное) право зарубежных  стран. Учебник. В

       4-х томах. Том 3. – М.: Издательство БЕК, 1997. –784с

    7. Конституция  Республики Беларусь.

    8. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь.

       Могилёв,2000. –164с

    9. Проблемы законности  и правопорядка в Республике  Беларусь / Материалы

       научно-практической  конференции. – Новополоцк: ПГУ, 2000. – 428с

   10. Проблемы теории  государства и права. Учебное  пособие. – М. :

       "Проспект", 1999. – 504с


Информация о работе Понятие референдума