Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 21:03, реферат
Положение о референдуме в СССР существует с 1936 г. Конституция СССР
1977 года и Конституция БССР 1978 года допускали проведение референдума,
хотя на практике он долго еще не проводился. И поэтому в настоящее время
остро стоит вопрос о практическом применении законодательства о
референдуме, не имея достаточного опыта и практических наработок. На
территории суверенной Республики Беларусь референдум проводился в 1996
году. Безусловно, зарубежный опыт по проведению референдумов применялся в
Республике Беларусь.
Введение………………………………………………..3
I.Понятие референдума……………………………...5
II.Виды :
2.1 республиканский……………………………8
2.2 местный…………………………………...10
IIIКонституционно- правовое регулирование……13
IV.Политическая роль……………………………..17
Заключение………………………………………… 21
Список использованной литературы………….…23
политики, экономики, межнациональных связей и отношений, так и в других
сферах жизни общества.
Разумеется, место и роль института референдума в политической системе
любого общества не следует преувеличивать, а тем более абсолютизировать.
Этого не следует делать и с опытом использования референдума в западных
странах. Противоречивость отношения господствующих кругов к референдумам,
особенно после второй мировой войны, объясняется тем, что существует
возможность использования их, помимо воли и желания господствующего слоя
или класса, в интересах других слоёв и классов. Возможность эта, как
правило, весьма незначительна, в силу доминирующего положения правящих
кругов во всех в сферах жизни общества и в средствах массовой информации.
Противоречивость отношения к референдуму со стороны других слоев
общества объясняется в основном тем, что, несмотря на свою внешнюю
демократичность, он долго и не всегда знаменовался успехами прогрессивных
сил. Во многих случаях референдумы оканчивались принятием далеко не самых
прогрессивных законов или решений, выступали в качестве демократического
щита для принятия официальных антидемократических акций.
О возможности использования референдумов в интересах правящих кругов, а
не всего общества со всей очевидностью свидетельствует практика проведения
их на территории бывших союзных республик. Нередко референдумы
использовались и используются в сепаратистских и иных неблаговидных целях.
Следует заметить, что кроме сугубо классовых или узкосоциальных причин
разноречивого, а нередко и сдержанного отношения различных социальных групп
и слоев общества к референдуму есть и другие, условно говоря,
"общесоциальные причины". Среди них выделяются прежде всего следующие.
1. Утвердившиеся
среди различных слоев
и институтов мнение, что референдум неизбежно выступает как
дестабилизирующий фактор в обществе, способствует ускоренному
расслоению противопоставлению различных составных частей
общества друг другу, порождает дополнительную нагрузку и
ограничения на сложившуюся
2. Утвердившееся среди значительных слоев населения мнение, что
профессиональной политикой должны заниматься не любители, а
профессионалы и что на первом
плане должен стоять не
профессионализм.
3. Традиционное для населения ряда стран преставление о силе и
приоритетах институтов представительной демократии перед
институтами прямой
4. Укоренившаяся в сознании различных слове общества опасение, что
в условиях расширения прямой демократии и периодического
проведения референдумов значительно возрастет роль денег, а
вместе с тем и влияние "весьма состоятельных индивидуумов или
социальных групп" не результаты голосования и на сам
избирательный процесс. [10, с. 249]
Наряду с
названными причинами
другие причины. В их числе можно указать в частности, на такие, как
понимание сложности и противоречивости правотворческого и иных процессов
на национальном уровне, требующих от их участников специальных знаний и
подготовки; высокая стоимость референдумов; недостаточная компетентность и
информированность граждан в политических и иных делах для того, чтобы быть
активными участниками протекающих на национальном уровне процессов. Анализ
причин и факторов, обусловливающих неоднозначное отношение общества к
референдуму, определяет его роль и место в системе демократии, реальные
возможности воздействия института референдума на конкретную политическую и
социальную среду. Кроме того, он позволяет избежать в равной мере пагубных
для политической теории и практики крайностей в оценке значимости роли
референдумов, дает возможность со значительной долей достоверности
определить факторы, способствующие повышению эффективности референдумов в
политической системе общества или, наоборот, препятствующие их усилению.
Это имеет огромное не только теоретическое, но и практическое значение.
Отсюда можно отметить, что роль референдума может быть как позитивной, так
и негативной. Это зависит прежде всего от уровня правовой культуры
общества, который в свою очередь зависит от экономической ситуации в стране
и от качества реализации народного суверенитета. Нельзя говорить об
однозначной положительной роли референдумов, когда низок уровень правовой
культуры населения, когда несовершенно законодательство и нестабильны
экономические условия общества. Необходимо отметить, что вопрос о
разъяснении результатов принятия определенного решения на референдуме не
получает достаточного освещения. В условиях низкой правовой культуры, с
учётом принципов народного суверенитета и демократии необходимыми
становятся: разъяснение результатов принятия на референдуме определенного
решения; обеспечение текстами проектов нормативных правовых актов,
выносимых на референдум; организация публичных лекций, дискуссий, в ходе
которых разъяснялось бы назначение нормативного правового акта, особенности
его содержания и предполагаемые результаты от его принятия или отклонения.
В современных условиях низкой культуры вообще и правовой в частности, эти
вопросы приобретают – как никогда - более актуальное значение. Также
несомненно, что решение этих вопросов должно исходить не от инициативной
группы (наоборот, это должно быть запрещено, так как создается возможность
для введения в заблуждение потенциальных избирателей относительно
результатов принятия определенного решения, как итог – влияние на
результаты голосования), а от государства.
Референдум в
любой стране будет
по природе своей как весьма важный демократический институт, будет
правильно понят и поддержан широкими слоями населения; иметь своей целью
при решении политических иных вопросов четко выраженную гуманную цель; если
общественное мнение не будет увлечено и дезориентировано ложными
социальными ценностями; и, наконец, если будут созданы все необходимые
организационно-технические и иные условия для подготовки и проведения
всенародных опросов. Важное, труднооценимое значение референдумов имеет
строгое установление и законодательное закрепление их статуса, процедуры и
порядка подведения итогов, места и роли в системе конституционного и
текущего законодательства принимаемых путем референдумов нормативно-
правовых актов.
Конституция в статье 1 закрепляет, что Республика Беларусь – унитарное
правовое демократическое социально-правовое государство. Важнейшим
элементом демократии является, безусловно, конституционное закрепление
института референдума. Конституционное право современных государств
предусматривает различные формы референдумов и процедуры их применения. Что
касается РБ то порядок проведения референдумов регламентируется разделом
VII Избирательного кодекса, принятого Палатой представителей 24 сентября
2000 года. В теории референдум
подразделяется на
конституционные и законодательные, императивные и консультативные. В нашем
законодательстве закреплены понятия республиканского и местного
референдума. На республиканский референдум могут выноситься важнейшие
вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь, а на
местные референдумы – вопросы, имеющие важнейшее значение для населения
соответствующего административно- территориальных единиц.
И само решение референдума носит нормативный характер и является одним
из видов нормативных правовых актов. Юридическая сила решения, принятого
референдумом определяется Президентом Республики Беларусь о его назначении.
Институт непосредственной демократии играет значительную роль в
развитии инициативы граждан и является наиболее эффективным средством
самовыражения народа. Однако порой им пользуются для монополизации
государственной власти. Можно привести примеры из истории, когда через
референдум пришел к власти А. Гитлер. И несмотря на положительные черты
этого института, выделяют и отрицательные в том что общественное мнение
является неустойчивым, на референдум выносятся только общие положения, он
не отражает мнение всего народа.
Но и без него народ был бы лишен важного средства влияния на
политическую жизнь и государственную власть. Этот институт позволяет
оперативно решить важнейшие вопросы государственной жизни; находить
варианты решения проблем, требующих выяснения мнения всего общества. О
значимости сказанного говорит и то, что решения, принятые референдумом,
могут быть отменены или изменены только путем референдума.
Список использованной
1. Альфер С.А. Выборы: подлинные, свободные и справедливые - Мн.:
Тесей, 1999.- 328
2. "Звезда" 1999 год 28 августа № 157-158
3. Избирательный кодекс Республики Беларусь
4. "Организация и управление" 2001 год №2. – 188с
5. Конституция зарубежных государств. Учебное пособие. 2-е изд.,
исправ. и доп. – М.: Издательство БЕК –586с
6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В
4-х томах. Том 3. – М.: Издательство БЕК, 1997. –784с
7. Конституция Республики Беларусь.
8. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь.
Могилёв,2000. –164с
9. Проблемы законности и правопорядка в Республике Беларусь / Материалы
научно-практической конференции. – Новополоцк: ПГУ, 2000. – 428с
10. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. – М. :
"Проспект", 1999. – 504с