Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 21:03, реферат
Положение о референдуме в СССР существует с 1936 г. Конституция СССР
1977 года и Конституция БССР 1978 года допускали проведение референдума,
хотя на практике он долго еще не проводился. И поэтому в настоящее время
остро стоит вопрос о практическом применении законодательства о
референдуме, не имея достаточного опыта и практических наработок. На
территории суверенной Республики Беларусь референдум проводился в 1996
году. Безусловно, зарубежный опыт по проведению референдумов применялся в
Республике Беларусь.
Введение………………………………………………..3
I.Понятие референдума……………………………...5
II.Виды :
2.1 республиканский……………………………8
2.2 местный…………………………………...10
IIIКонституционно- правовое регулирование……13
IV.Политическая роль……………………………..17
Заключение………………………………………… 21
Список использованной литературы………….…23
собственных средств, - инициативная группа обязана обратиться в Центральную
комиссию по референдуму с просьбой зарегистрировать вопросы, выносимые на
референдум. Сбор подписей под предложением о проведении референдума
осуществляется только членами инициативной группы. Подписные листы должны
содержать формулировку зарегистрированного вопроса и изложение существа
предлагаемого решения, а так же фамилию, имя и отчество члена инициативной
группы, собирающего подписи, с указанием номера свидетельства о регистрации
инициативной группы и органа, выдавшего его. Гражданин Республики Беларусь,
обладающий избирательным правом, поддерживающий предложение о проведении,
собственноручно указывает в подписном листе свою фамилию, имя, отчество,
дату рождения, место жительства, номер и серию паспорта или заменяющего его
удостоверения личности, дату подписания и расписывается. Подписи
нумеруются.
При необходимости исполнительный и распорядительный орган местного
Совета может проверить достоверность подписей граждан. Ответственность за
достоверность содержащихся в подписных листах данных несет член
инициативной группы, осуществляющей сбор подписей.
Согласно статье 74 Конституции Республики Беларусь назначает
республиканские референдумы Президент.
2.2. Второй вид
референдума в Республики
Местные референдумы назначаются соответствующими местными органами по своей
инициативе либо по предложению не менее 10% граждан, обладающих
избирательным правом и проживающих на соответствующей территории. На
местный референдум не выносятся вопросы:
. те,
что и на республиканский
. также вопросы связанные с назначением, утверждением и
освобождением от должности лиц, относящиеся к компетенции
местного исполнительного и распорядительного органа и его
руководителя.
Подготовка и проведение местного референдума осуществляется за счет
средств соответствующего местного бюджета. Расходы на эти цели могут
осуществляться за счет средств общественных объединений, предприятий,
учреждений, организаций, расположенных на территории соответствующего
местного Совета депутатов, и граждан Республики Беларусь, проживающих на
этой территории, которые могут вносить свои денежные средств во
внебюджетный фонд, создаваемый местным Советом депутатов, назначившим
референдум.
Для провидения местного референдума образуются соответствующие
комиссии, полномочия и организация их деятельности, составление и
организация списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме,
порядок голосования, подведение и опубликование итогов референдума
осуществляется применительно к нормам законодательства о республиканском
референдуме, если иное не установлено.
Право инициативы
на проведение местного
органам и гражданам Республики Беларусь. Если граждане выступают с
инициативой о проведении местного референдума, ими образуется инициативная
группа из числа лиц имеющих право участвовать в референдуме. Документы о
проведении местного референдума, представленные инициативной группой, и
вопрос, предлагаемый на референдум, направляются местным исполнительным и
распорядительным органом на заключение в соответствующие областные, Минское
городское управление юстиции, которые проверяют соответствие вопроса,
выносимого на референдум, требованиям законодательства. Инициативной
группе, в течение 30 дней со дня обращения за регистрацией, выдается
свидетельство о регистрации, образец подписного листа, а членам
инициативной группы – соответствующие удостоверения. В регистрации
отказывается в случае нарушения требований Избирательного кодекса, иных
актов законодательства Республики Беларусь. Отказ в регистрации может быть
обжалован в месячный срок в районном (городском суде).
Решение о назначении областного, Минского городского, районного,
городского, поселкового, сельского референдума принимается соответствующим
местным Советом депутатов, а решение о назначении районного референдума в
городе с районным делением – городским Советом депутатов не позднее 30 дней
со дня внесения в соответствии с требованиями Закона и иных актов
законодательства Республики Беларусь.
Решения, принятые местным референдумом, подписываются руководителем
соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.
При выяснении специфичных особенностей референдума, а также при
определении их места и роли в политической системе общества важным
представляется не замыкаться на одном из каких-либо видов референдумов, а
учитывать их вместе.
III. Конституционно- правовое регулирование.
Исторически референдум представляет собой институт прямой демократии,
то есть такой, где участие в управлении государством принимает каждый
гражданин непосредственно. Институт референдума предусмотрен конституциями
более чем 20 государств. За всё время существования института референдума в
Европе но национальном уровне проведено более 100 народных голосований.
Правовой базой организации и проведения референдумов в Республике
Беларусь кроме Конституции служит Избирательный кодекс, вступивший в силу
26 марта 2000 года. Кодекс обеспечивает единообразное и эффективное
регулирование референдумов. В этой связи порядок назначения и проведения
референдумов стал достаточно упорядоченным.
В Избирательном кодексе (статья 111) референдум определяется как способ
принятия гражданами решений по важнейшим вопросам государственной и
общественной жизни. Анализ Избирательного кодекса показывает, что круг
важнейших вопросов (государственной и общественной жизни), по которым могут
проводиться референдумы, а также приниматься законы не определяется. При
этом критерия для деления вопросов на важнейшие и остальные не дается, в
связи с чем норма может толковаться по-разному. Управляющие органы вправе
по собственному усмотрению определять, принимать по тому или иному вопросу
закон посредством референдума или же парламентом. Однако на референдум не
могут выноситься любые вопросы. Если на референдум выносить любой вопрос,
независимо от его важности, то роль представительного органа свелась бы на
нет.
В законодательстве всех государств, где предусматривается возможность
проведения референдума, обычно устанавливаются пределы его допустимого
использования. На голосование избирателей не могут выноситься вопросы
чрезвычайного или безотлагательного характера, требующие специальных
знаний, а также такие, ответ на которые известен заранее (например, о
снижении налогов, повышении заработной платы и т.д.). Не могут выноситься
на референдум вопросы бюджета, амнистии, кадровые вопросы, вопросы о мерах
по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения.
Важно отметить, что среди вопросов, выносимых на всенародное голосование,
большую долю составляют поправки, законопроекты и другие предложения, а не
уже принятые законы. [4, с. 138]
В статье 112 Избирательного кодекса Республики Беларусь содержится
довольно широкий перечень вопросов, которые не могут быть предметом
референдума. На референдум не выносятся вопросы, которые могут вызвать
нарушение территориальной целостности Республики Беларусь, связанные с
избранием и освобождением от должности Президента Республики Беларусь,
назначением (избрание, освобождение) должностных лиц, назначение (избрание,
освобождение) которых относится к компетенции Президента Республики
Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь; о принятии и
изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов; об амнистии,
о помиловании. Вполне обоснованным является не вынесение на референдум
вопросов об изменении бюджета: неспециалисты не могут с профессиональным
понимание принимать решения по таким важным вопросам. В целом перечень
вопросов, которые не должны выноситься на референдум является
исчерпывающим.
В соответствии со статьей 140 Конституции Республики Беларусь разделы
I,II,IV,VII Конституции могут быть изменены только путем референдума. Круг
вопросов, по которым законы могут приниматься только посредством
референдума может быть расширен и найти отражение в специальном Законе о
народном законотворчестве. К ним могут быть отнесены вопросы о вступлении
Республики Беларусь в союзы, государственные федеративные и конфедеративные
образования или выход из них, и другие.
Для проведения референдума закон устанавливает определенные условия.
Инициатива на проведение республиканского референдума, а также на принятии
закона – согласно статье 74 Конституции Республики Беларусь, статье 113
Избирательного кодекса – может исходить (кроме Президента и палат
Парламента) от граждан. Республиканские референдумы назначаются по
предложению не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в
том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.
Конституция Республики Беларусь не устанавливает круг субъектов,
правомочных определять юридическую силу решения, принятого на референдуме.
В Избирательном кодексе однозначно устанавливается, что "юридическая сила
решения, принятого референдумом определяется указом Президента Республики
Беларусь о назначении референдума". Отнесение к исключительному ведению
Президента право определять юридическую силу решения, принятого на
референдуме, имеет оно рекомендательное или обязательное значение, принижет
по существу роль и значение других субъектов (граждан, Парламента). При
принятии закона посредством референдума юридическая сила его могла бы
определяться субъектом, вносящим такое предложение. В соответствии со
статьей 124 Избирательного кодекса "решения, принятые референдумом, могут
быть отменены или изменены только путём референдума, если иное не будет
определено референдумом (в данном случае имеется ввиду только императивный
референдум, так как консультативный референдум в принципе не имеет правовых
последствий). Согласно статье 5 Закона "О Конституционном Суде Республики
Беларусь" определяется, что законы, принятые референдумом не могут быть
предметом рассмотрения Конституционным судом Республики Беларусь.
Теоретическое и практическое значение имеет вопрос о вступлении в силу
закона, принятого референдумом. Согласно статье 123 Избирательного кодекса
определяется, что "решение, принятое референдумом, подписывается
Президентом Республики Беларусь и публикуется в порядке, установленном для
опубликования актов Президента Республики Беларусь". Однако в данном законе
не предусмотрены случай, когда Президент отказывается подписать такое
решение. Как представляется, решение, принятое референдумом, может вступить
в действие вне зависимости от того, подписал его Президент или нет. В этом
случае подпись Президента носит формально-юридическое значение.
В соответствии с частью 2 статьи 123 Избирательного кодекса решение,
принятое референдумом, вступает в силу через 10 дней после его официального
опубликования, если в нем не установлен иной срок. Такой порядок
отличается от вступления в силу решений референдума, проводимого в других
странах. Например, в России принятое на референдуме решение вступает в силу
со дня его официального опубликования Центральной комиссией референдума
Российской Федерации, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса,
принятого на референдуме. Аналогичный порядок вступления в силу такого
решения закреплен на Украине.
IV. Политическая роль референдума.
Референдум, как форма выражения общественного мнения и как способ
принятия принципиально важных нормативно-правовых актов и политических
решений, несомненно является достоянием не одной нации или народа, а всего
человечества. Это общечеловеческая, а не узкоклассовая или тем более какая-
либо групповая ценность. В силу этого представляется не только возможным,
но и необходимым широкое использование позитивного зарубежного опыта
специального законодательного закрепления и проведение референдумов в
Республики Беларусь в их различных вариантах и разновидностях как в сфере