Понятие и сущность политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:13, контрольная работа

Краткое описание

Политика - наиболее отчетливо наблюдаемая сторона общественной жизни, представляет собой сложное и многообразное явление. Прежде всего, это деятельность по управлению процессами общественного развития на разных уровнях с использованием механизмов власти, а также действия различных общественно-политических сил по установлению контроля над этими механизмами с целью усиления влияния на характер и содержание их деятельности.

Оглавление

Введение
1. Понятие и сущность политики
2. Специфика политики как самостоятельной сферы общественной жизни
3. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни
3.1 Взаимодействие экономики и политики
3.2 Политика и право
3.3 Взаимосвязь политики и морали
3.4 Идеология и политика
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контр. раб политология.docx

— 49.10 Кб (Скачать)

Хотя влияние экономических  отношений на политику не всегда заметно  в повседневной жизни, оно существует:

- политические интересы  людей, прежде всего, детерминированы  их экономическими интересами. Например, одни будут заинтересованы в  снижении налогов, другие - нет.  Одни хотят сократить социальные  расходы в государственном бюджете, другие - нет. Соответственно разные социальные группы будут выступать с различными требованиями, программами. Наконец, экономическое интересы «заставляют» бизнес-элиту финансировать избирательные кампании, непосредственно воздействовать на политиков для принятия выгодных для бизнеса решений.

- экономическая нестабильность  и кризисы порождают кризисы  доверия к существующей власти, являются причинами ее смены,  роста неконвенциональных форм активности и даже революций.

- внешняя политика государства  строится с учетом интересов  национальной экономики. Об этом  свидетельствует практика давления  западных правительств на правительства  стран - экспортеров нефти с  целью понижения цен на сырье  либо практика обеспечения в  других регионах мира интересов  собственных транснациональных  корпораций.

Обратное влияние политики на экономику проявляется в следующем:

- стабильность политической  ситуации влияет на стабильность  экономической жизни, делает страну  привлекательной для инвестиций; политическая нестабильность приводит  к бегству капитала за рубеж,  к «утечке мозгов»; 

- реализация научно-технической  политики влияет на рост производительности  труда, воздействует на условия  и содержание труда работников;

- во влиянии через реализацию  экономической функции государства; 

- политика изменяет экономическую  среду посредством обоснования  новых концепций экономического  развития и их воплощения в  экономических реформах.

Развитие производства распределения  в любом обществе порождает проблемы, часть которых является политическими, т.е. не может быть решена без использования  специальных политических институтов и процедур. Источником таких проблем  являются, прежде всего, переходы от одного типа производства к другому. Они  влекут за собой изменения отношений общества с природой, производственных отношений и систем распределения благ, обусловливают крупные социальные сдвиги.

Политика имеет значительные возможности влиять на развитие производства - распределения посредством решения  порождаемых им политических проблем, изменением норм права, форм собственности, механизмов управления производственными  и распределительными процессами. Однако это ограничено потребностями и  возможностями самого производства - распределения. Не соответствующие  им политические решения могут надолго  деформировать развитие производства.

Нестабильность политической жизни страны имеет своей первопричиной  отсутствие четкой, научно обоснованной, долгосрочной государственной программы  экономического развития страны.

Вопросу взаимосвязи политики и экономики в отечественной  науке уделяется наибольшее внимание, но это не означает, что взаимосвязь  политики с другими сферами жизни  общества менее существенна или  имеет меньшее значение в общественной жизни общества.

3.2 Политика и право

Политика неотделима от права, нормы которого регулируют политические отношения, устанавливают правила  «политической игры», определяя  рамки деятельности как правящей элиты, так и управляемого большинства. Правовая, юридическая сфера закрепляет в действующем законодательстве основные принципы политического господства тех или иных сил. Право является той системой требований к совместному существованию людей в обществе, которая предопределена самой природой общества и без которой невозможно его существование. Оно выступает как индикатор зрелости политики того или иного класса, слоя, нации, государства. Право определяет границы и возможности деятельности как оппозиции, так и правящих структур. Само право в свою очередь является сложным феноменом, порождением существующей в том или ином обществе культуры, религии, традиций, интересов правящей элиты, влияния мирового сообщества и т.д. Выступая продуктом деятельности государства, право в то же время служит ее регулятором.

В конкретных политических системах отношения между политикой  и правом достаточно противоречивы  и неоднозначны. Не только в тоталитарных и авторитарных, но в определенной степени и в демократических  странах политическая лояльность нередко  становится выше закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Взаимосвязь политики  и морали

Нравственные отношения  характеризуют в основном взаимосвязи  между отдельными личностями, выражаются в требованиях к индивиду со стороны  отдельных групп, общества в целом, согласовании личного интереса с  общественным, утверждения социального в индивидуальном. Политические отношения не призваны выражать индивидуальность каждого, но более прямо выражают групповые интересы. В каждом обществе существуют представления о нормах морали, о добре и зле, о тех ценностях на основе которых должна строиться жизнь любого человека. Эти нравственные нормы задают направленность действиям участников политической жизни. На практике взаимодействие политики и морали редко когда строится на какой-то одной из этих норм, зачастую оказывается, что даже самые честные и благородные люди, попадая в политику, утрачивают свои лучшие качества. Один из источников противоречий политики и морали состоит в том, что политика предполагает возможность использования силы, принуждения. Все зависит от характера господствующей морали и политики. В них проявляются и существуют две тенденции - стремление все урегулировать и невозможность добиться этого. Один тип политической и нравственной воли сталкивается с другими типами. Поэтому в масштабах общества и политические, и нравственные отношения внутренне противоречивы.

Но сама мораль во многом зависит от существующей в обществе религии, роль которой в политической жизни общества не только в выработке  моральных ценностей, она способна утверждать в общественном сознании определенные идеологические представления  о политике и может сама претендовать на роль универсальной политической доктрины.

3.4 Идеология и политика

Наиболее активно в  любом обществе взаимодействуют  идеология и политика, т.к. идеология  есть совокупность различных взглядов, составляющих общественное сознание. Важнейшая черта идеологии, общественного сознания каждого общества - плюрализм. Поэтому идеологию любого общества нельзя охарактеризовать однозначно. Важной ее частью являются политические идеи и концепции, а также сама политология. Все это называют политической идеологией, а содержащую ее часть сознания - политическим сознанием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что о закономерностях функционирования и развития политики, политических отношениях и политических системах, существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах политической деятельности занимается политология, возникновение и развитие которой обусловлено жизненно-важными потребностями общества, т.к. имеет многообразные связи с общественной жизнью. Политика - традиционная область научного интереса. К ее исследованию имеют отношение не только политология, но и другие области знания: философия, социология, политическая экономия, психология, география, юридическая, историческая и др. Это объясняется тем, что политика представляет собой сложное и многообразное явление, которому присущи как общие с другими общественными явлениями, так и специфические признаки.

Целесообразность и необходимость  исследования политики как самостоятельной  сферы общественной жизни не вызывает сомнений, однако ни один из них не дает исчерпывающего представления о  политике в целом: только органическое единство и синтез всех уровней политологического  знания. Объединяя различные уровни, с позиций которых исследуется  общественная сфера политики, знания перерабатываются, образуя свой, политологический спектр исследования, в рамках которого политика расчленяется на составляющие ее элементы: политические нормы и  ценности, политическую идеологию и  политическую психологию, политические институты и политические учреждения, политические отношения и политическое поведение. Причем эти элементы исследуются  не только в тесной взаимосвязи друг с другом, но и с обществом в  целом.

Таким образом, политика, политическая сфера, политическая жизнь, будучи относительно самостоятельной сферой общественной жизни, органически связана сложными функциональными взаимосвязями  со всеми остальными формами общественной жизнедеятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Демидов А.И. Основы  политологии: Учеб. пособие / А.И. Демидов, A.A. Федосеев. - М.: Высш. шк., 1995. - 271 с.

2. Мельник В.А. Политология:  Учеб. для студентов вузов. 4-е изд., пераб. и доп. / В.А. Мельник. - Мн.: изд-во Рада, 2002. - 145 с.

3. Мухаев Р.Т. Политология: Учеб. для вузов / Р.Т. Мухаев. - М.: Наука, 2000. - 89 с.

4. Общая и прикладная  политология: Учебное пособие  / под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. - М.: МГСУ; изд-во «Союз», 1997. - 992 с.

5. Марченко М.Н. Политология:  Курс лекций: Учеб. для вузов / М.Н. Марченко, М.Г. Анохин, Е.А. Ануфриев и др.; Под ред. М.Н. Марченко; - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Зерцало, 2000. - 599 с.

6. Политология: Учебник  / Под общ.ред Ю.В. Ирхина, В.Д. Зотова, Л.В. Зотова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 245 с.

7. Политология: Энциклопедический  словарь / Общ. ред. и сост.: Ю.И. Аверьянова. - М.: Изд-во Московского коммерческого университета, 1993. - 431 с.

8. Пугачев В.П. Введение  в политологию: Учебник для  студентов вузов / В.П. Пугачев,  А.И. Соловьев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 479 с.

9. Человек и общество: Учеб.пособие / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебниковой. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2000. - 400 с.

 

 

 

 

 

1. Объясните понятия – легитимность власти - это один из показателей эффективности политической власти; легитимность (от лат. Legitimus - законный).  
 Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.  
Легитимация – признание или подтверждение законности государственной власти, опирающиеся на принятые в данном обществе ценности.

Демократия (от греч. Demos - народ и …кратия) - это форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии: власть большинства, равноправие граждан, правовая защищенность их прав и свободы, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства и представителей органов. Различают непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами) демократию.

Абсолютная (неограниченная) монархия (от лат. Absolutus - безусловный) - это разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

Референдум – (от лат. Referendum – то, что должно быть сообщено) - это форма принятия законов или решений наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования.

Референдум - это форма непосредственного  волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального  или местного масштаба.

Анархизм  – (от греч. Anarhia - безвластие) общественно-политическое течение, которое выступает за немедленное уничтожение государственной власти и утверждение добровольных ассоциаций свободных индивидов и групп.  Средство достижения этих целей – «прямое действие» (стачка, различные формы насилия, вплоть до террора и др.). Анархизм сложился в 40-70-е гг. 19 века в Западной Европе. Главные идеологи – М. Штирнер, П. Прудон, М.А. Бакунин.

2. Охарактеризуйте политического деятеля - В.И. Ленин (Ульянов Владимир Ильич) (1870-1924), политический деятель. На 2-м съезде РСДРП (1903) Ленин возглавил партию большевиков. В апреле 1917г., приехав в Петроград, Ленин выдвинул курс на победу социалистической революции. Возглавил руководство Октябрьским восстанием в Петрограде. На 2-м Всероссийском съезде Советов избран председателем СНК. Ленин одобрил создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем, широко применявшей методы насилия и репрессий, ликвидацию оппозиционных партий и репрессии по отношению к духовенству и интеллигенции. Ленин рано стал приверженцем идей К. Маркса и Ф. Энгельса. Важнейшим средством революционной борьбы считал создание «партии нового типа», в отличие от парламентских социал-демократических партий. Ленин отстаивал курс на установление диктатуры пролетариата. Острый кризис в стране после Октябрьского переворота и гражданской войны постепенно привел Ленина к признанию ошибочности политики «военного коммунизма» и необходимости перехода к новой экономической политике. С середины 80-х гг. в анализе идей и деятельности Ленина, оказавших значительное влияние на ход истории в 20 веке, существует широкий спектр оценок – от позитивных до резко критических.

У. Черчилль (Churchill) Уинстон Леонард Спенсер (1874-1965), выдающийся политический деятель Великобритании, премьер-министр Великобритании, в 1940-1945, 1951-1955гг. До 1904г. консерватор, затем либерал, с нач. 20-х гг. снова консерватор, один из лидеров Консервативной партии. Черчилль выступал одним из инициаторов создания антигитлеровской коалиции с США и СССР и одновременно стремился ограничить влияние СССР в послевоенной Европе. В августе 1946г. в речи «Пробудись, Европа!», произнесенной в Цюрихе, призвал к единству европейских стран-победителей и побежденных. В программной речи в Фултоне (США, 5.03.1946г.) Черчилль высказал предостережение об угрозе  тирании и тоталитаризма, исходящей из СССР [который создал «железный занавес» (от Щецина на Балтике до Триеста на Адриатике)] и призвал к укреплению ООН, созданию особых отношений между Великобританией и США и др. с целью предотвращения новой войны и сохранения свободы и демократии. Годы, когда Черчилль возглавлял английское правительство и представлял свою страну в антигитлеровской коалиции, были его величайшим достижением как государственного деятеля, они явились высшей точкой политической карьеры Уинстона Черчилля.

Информация о работе Понятие и сущность политики