Политология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:49, лекция

Краткое описание

Аристотель определял политику как искусство управления государством. Дав права гражданства новому термину, Аристотель понимал его как цивилизованную форму общности, служащую для достижения «общего блага» и «счастливой жизни». С тех пор содержание термина получало различные интерпретации, в которых в зависимости от обстоятельств на первый план выходили те или иные свойства политики как общественного явления. Однако при всех различиях в подходах к ее определению политика имеет сущностные признаки, выделяющие ее из всех форм социальных взаимодействий.

Оглавление

1) Предмет политологии.
2) Содержание и структура политики: теоретические подходы.
3) Функции политики.
4) Взаимосвязь политики и других сфер общества.

Файлы: 1 файл

Л1.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

Лекция 1

Политология как наука

1) Предмет политологии. 

2) Содержание и структура политики: теоретические подходы.

3) Функции политики.

4) Взаимосвязь политики и других сфер общества.

 

  1. Предмет политологии. Политология – наука, изучающая политическую сферу общественной жизни. Специфика политической науки по сравнению с другими социальными науками в значительной мере обусловлены пониманием политики как общественного явления.

Термин «политика» (от греческого слова «полис») относится  к сущностно оспариваемым понятиям, до сих пор вызывающим острые дискуссии. Появившись более двух тысячелетий назад, политика эволюционировала вместе с развитием общества. Аристотель определял политику как искусство управления государством. Дав права гражданства новому термину, Аристотель понимал его как цивилизованную форму общности, служащую для достижения «общего блага» и «счастливой жизни». С тех пор содержание термина получало различные интерпретации, в которых в зависимости от обстоятельств на первый план выходили те или иные свойства политики как общественного явления. Однако при всех различиях в подходах к ее определению политика имеет сущностные признаки, выделяющие ее из всех форм социальных взаимодействий.

Современное понимание политики многозначно. В международном словаре Уэбста политика определяется как:

1) раздел этики, связанный более  с государственным или общественным  организмом в целом, чем с  отдельной личностью; разновидность (подраздел) нравственной философии, имеющей дело с этическими отношениями и обязанностями правительств (властных структур) или иных социальных организаций; общественная или социальная этика;

1) политические действия, практика;

2) политические отношения или  деловое соревнование между соперничающими группами интересов, а также индивидами за власть и лидерство; действия - в целях расширения контроля и с некоторыми иными целями - внеправительственной (неправящей) группы; политическая жизнь как основная сфера деятельности или профессия;

4) политическое руководство (проведение  политики) в частных делах;

5) политические принципы, убеждения,  мнения или симпатии отдельной личности (женская и иная политика);

5) политические принципы, убеждения,  мнения или симпатии отдельной личности (женская и иная политика);

6) общая совокупность взаимодействующих и обычно конфликтных отношений между людьми, живущими в обществе; отношения между лидерами и нелидерами в любом социальном организме (политическое сообщество, церковь, клуб или профсоюз);

7) политическая наука.

Подобная многозначность термина  «политика» всякий раз требует уточнять значение, в котором он употребляется: в научном или обыденном.

В самом общем виде политика - это сфера деятельности, регулирующая меру соотношения между групповыми интересами, которые в современном обществе могут быть подразделены на интересы национальных и этнических групп, региональных и локальных сообществ, социальных слоев, демографических и религиозных групп.

Политика существовала не всегда. Примитивные общества охотников  и собирателей не знали политики. Появление политики отражает процесс усложнения социальной жизни, обусловленного постоянным развитием человеческих потребностей и общественного разделения труда.

Потребность в согласовании различающихся  групп интересов, обеспечении целостности общества и эффективности его функционирования привела к формированию институтов публичной власти: государства с бюрократическим аппаратом, армией и т.д. В отличие от других социальных институтов (например, морали) политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства.

 Первоначально власть не  была политической по своему  характеру - она исходила от рода, который формировал органы общественной власти на своих собраниях. Власть старейшин, военачальников, жрецов была основана на их авторитете (выбирались самые сильные, умные, ловкие) и на выполнении определенных функций (например, религиозных). Тогда власть имела общественный характер, поскольку регулировала в основном совпадающие интересы и потребности рода. Обособление отдельного индивида на основе частной собственности и становление его как автономной личности обусловили несовместимость его интересов с интересами других, таких же обособленных индивидов, породили противоречивость и антагонистичность их интересов. На смену неполитической форме существования общества пришла политическая организация жизнедеятельности человека.

Политическая власть имеет более  осязаемые источники согласования различающихся интересов и потребностей, материализованные в системе специальных институтов: государстве, бюрократии, армии, идеологии и т. д. Однако власть не представляется вещью, обладая которой можно делать все, что угодно. Политическая власть - это отношения, причем волевые, формирующиеся сознательно между субъектом (тем, кто влияет) и объектом (тем, на кого влияют).

2) Содержание и структура  политики: теоретические подходы. Объем и содержание политики существенно менялись в процессе эволюции человеческого общества. В зависимости от исторических условий, экономической и культурной зрелости конкретного общества внимание акцентировалось либо на ее социальном предназначении, либо на средствах и способах реализации ее функций.

Одним из первых подходов была коммуникативная интерпретация политики, в рамках которой она рассматривалась как универсальное средство обеспечения целостности и механизм регулирования конфликтов в социально дифференцированном обществе. Политика первоначально трактовалась расширительно - как социальная этика, задающая общезначимые поведения и устанавливающая правила взаимоотношения между правителями и подданными. Сами же правила диктовались потребностью найти цивилизованные формы общности людей. Поскольку разделения на государство, общество и индивида не было, постольку политика отождествлялась с деятельностью государства. Главной задачей государства являлось обеспечение целостности и единства всех его членов на основе приоритета общих интересов. Следовательно, сущность политики по Аристотелю, состоит в объединении людей для достижения высшего блага государства и человека. Жизнь в том государстве (по мнению античных философов, им был древнегреческий полис) основана на таких принципах, как прекрасное и справедливое.

Чем дальше углублялась экономическая, социальная, культурная дифференциация общества, тем больше в анализе политики выделялись ее интегративные начала, способность к согласованию интересов. Так, в XVII в. Томас Гоббс рассматривал политику как деятельность по выражению общего интереса. Носителем этого общего интереса является государство, которое преодолевает хаос и «войну всех против всех» утверждением общего согласия, опирающегося на добровольную передачу гражданами части своих естественных прав правителю в обмен на закон. Традиция интерпретации политики как механизма обеспечения целостности и согласия активно развивалась в науке и сохранилась в настоящее время. В частности, американский социолог Т. Парсонс видит назначение политики в интеграции общества, обеспечении эффективности общей деятельности и реализации общих целей.

Однако обеспечение целостности общества можно осуществлять не только согласованием интересов, но и подчинением одних групп другим. Трактовка политики как сферы господства классов и групп, подавления ими других общностей с помощью государственной власти представляется альтернативным направлением анализа в политической науке. Возникновение силовой трактовки политики связано с именем итальянского философа и общественного деятеля Н. Макиавелли. Существенное влияние на формирование данного подхода оказала раздробленность Италии того периода, когда на Апеннинах отсутствовало единое государство и полуостров сотрясали междоусобные войны. Для объединения Италии Макиавелли допускал возможность использования самых жестоких методов.

Дальнейшее развитие данный подход нашел в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, которые рассматривали государственную власть как выразительницу интересов экономически господствующего класса. Так политика стала интерпретироваться как сфера борьбы классов за власть.

Однако политику можно характеризовать не только в контексте ее социального смысла и предназначения в обществе, но и с точки зрения средств и методов, обеспечивающих ее эффективность. Основным инструментом политики является власть. Из этого исходит инструменталистская трактовка политики, позволяющая представить ее осязаемо и предметно.

Способность власти обеспечивать принятие обществом общеобязательных форм социального поведения связана с тем, что она опирается на развитую систему институтов (законодательные, исполнительные, судебные органы, армию, бюрократию), на материальные, финансовые, военные и иные ресурсы, на принуждение, идеологию, право. Потому и реализация групповых интересов более эффективна с помощью власти. В связи с этим политику рассматривают как отношения по поводу государственной власти - борьбы с нею или использование ее для реализации интересов определенных слоев общества.

Однако сегодня политическая власть уже не концентрируется исключительно  в руках государства, а рассредоточена среди реальных (партий, движений, средств массовой информации), а также скрытых политических сил (нелегитимных структур, мафиозных организаций, ассоциаций и т. д.). В данной интерпретации политика, проникая во все сферы общества, способна контролировать поведение групп, индивида. И если власть легитимна, то подобный контроль будет выражаться в добровольном подчинении индивида власти, а если нет - он будет основан на страхе возможного принуждения.

Расширительное понимание политики - «политика везде, где есть власть» - имеет свои положительные и отрицательные стороны. Достоинством такого подхода является эффективность своевременного решения возникающих проблем и конфликтов как на макро-, так и на микроуровне, поскольку хорошо известна природа возможных противоречий.

С точки зрения позитивно-социологической интерпретации политики власть рассматривается в качестве самостоятельной ценности и смыслообразующего мотива политического участия, определяющего социальный статус и престиж группы или личности. Исходя из этого, немецкий социолог М. Вебер трактовал политику как стремление участвовать во власти или оказывать влияние на распределение власти между группами внутри государства. В политику он включал «все виды деятельности по самостоятельному руководству». В основе данного стремления лежит понимание того, что именно власть в определяющей мере влияет на социальное положение и престиж группы или индивида, на их возможности оказывать воздействие на общество путем распределения ресурсов и реализации своей воли, несмотря на возражения других общностей.

Будучи сферой выявления и реализации общих интересов больших групп, политика предполагает, что степень  участия в этом процессе различных  субъектов неодинакова. Так, профессионально занимаясь политикой, элиты определяют политический курс и принимают важнейшие политические решения по его реализации. Их исключительная роль в политике выражается в зависимости прогресса общества от качества элиты (ее компетентности, профессионализма, элементарной порядочности). Однако элита не может не замечать воли и запросов избирателей, способных оказывать обратное влияние посредством формулирования своих интересов партиями, движениями, выражая их на выборах. Поэтому политику как сферу взаимодействия различных групп, реализующих свои интересы с помощью институтов политической власти, можно представить как взаимодействие трех систем: мотивационной (политическое сознание), коммуникационной (политические отношения) и институциональной (политическая организация).

3) Функции политики. Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций может быть различным. Чем более многочисленны функции политики в конкретном обществе, тем менее развито общество и сама политическая сфера, подминающая под себя другие сферы.

В современных обществах политика выполняет следующие функции, без  которых они не могут развиваться  нормально:

1) функцию обеспечения целостности и стабильности общества. Она осуществляется благодаря тому, что политика определяет проекты будущего, социальные ориентиры и направленность развития, обеспечивает их ресурсами;

2) функцию мобилизации и эффективности общей деятельности. Формулируя ценностно значимые цели поступательного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности удовлетворения социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти;

3) управленческую а регулятивную функции. Выражая властно значимые интересы и потребности различных групп общества, политика  обеспечивает их взаимодействие и осуществляет влияние на них путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет и регулирует социальные процессы, используя социальное принуждение и насилие;

4) функцию рационализации. Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает и цивилизованно улаживает их.

Информация о работе Политология как наука