Политология как наука и учебная дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить политологии как науки и учебной дисциплины.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
1. Изучить становление основ политологии в России;
2. Выявить формирование теоретических основ политологии;
3. Изучить политологию после второй мировой войны;
4. Рассмотреть восстановление политологии в России;
5. Изучить политическую науку в современной России и перспектив ее развития.

Оглавление

Введение 3
1. Становление основ политологии в России 4
2. Формирование теоретических основ политологии 5
3. Политология после второй мировой войны 7
4. Восстановление политологии в России 8
5. Политическая наука в современной России и перспективы ее развития 9
Заключение 31
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Политология-наука.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

Так, еще в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века многие политики демократической ориентации искренне верили, что стоит разрушиться тоталитарному режиму, как в России возникнет правовое государство с рыночной экономикой, опирающееся на активную поддержку гражданского общества.

Сегодня является очевидным, что для перехода страны к демократии после более чем 70 лет тоталитарного правления недостаточно простого учреждения формальных демократических институтов власти и процедур. C распадом Советского Союза в стране сложилась форма правления, которую аналитики идентифицируют как «режимную систему», заместившую несформировавшееся государство при слабости гражданского общества. Ее характерные признаки:

- неоправданно большой  объем полномочий исполнительной  власти;

- манипулируемость парламента  и слабость судебного надзора; 

- тесная связь между  политической и экономической  элитами; 

- бесконтрольная концентрация  экономической, собственно политической и информационной власти в руках узкого круга лиц из бывшей номенклатуры и новоявленных собственников;

- гипертрофированное  социальное неравенство в обществе  как следствие проводимой политики.

Десятикратный разрыв в  доходах высшего и низшего  децилей населения считается критическим для демократического общества; в России он, по официальным данным, составляет около 15, а по альтернативным подсчетам – близок к 20.

Неприятие проводимой режимом политики переносится массовым сознанием на неприятие демократии, которая ассоциируется с разрушительными социально-экономическими последствиями реформ, с приписываемой «демократам» ответственностью за распад СССР, с коррупцией и криминализацией власти, с ее новым отчуждением от общества. Характерно также само противопоставление порядка демократии. Из-за отсутствия опыта жизни в демократическом обществе, где свобода означает существование, защищенное правом, демократия в массовом сознании часто ассоциируется с импотенцией власти, отчужденной от народа, с экономическим и криминальным беспределом, отсутствием социальной защиты.

Общество болезненно расстается со своим прошлым. Помимо чисто экономических трудностей крушение господствовавшего более 70 лет порядка вещей вызывает психологическую реакцию на разрушение всей системы социо-культурных символов, составляющей основу самоидентификации и дающей ощущение стабильности.

По наблюдению ВЦИОМ, только небольшая часть общества сегодня понимает, что представляют собой демократия и рыночная экономика. Политическое сознание аморфно и противоречиво. Одни и те же люди могут считать себя сторонниками рынка и одновременно выступать за государственное регулирование цен, и при этом считать лучшей политическую систему, существовавшую до 1991 г.

По данным Института  социологии парламентаризма до 40% взрослого населения вообще не имеют никаких политических убеждений, а каждый пятый безразличен к последствиям политического развития в стране. Как отмечают некоторые аналитики, при нынешнем состоянии массовой политической культуры 30-40% избирателей можно «настроить» на голосование за что угодно, для чего нужны только деньги и профессиональные консультанты. Дорогостоящие политический консалтинг и избирательные технологии доступны преимущественно правящей элите и используются ею скорее как инструмент манипулирования общественным мнением и своих интересах.

После распада коммунистического  режима Россия получила исторический шанс стать частью мирового демократического сообщества стран. Как, например, показывает опыт преодоления тоталитарного прошлого послевоенной Германии, важным ресурсом демократической трансформации общества является политическое образование, основной целью которого является воспитание умения жить в демократическом обществе.

Человеческое сознание с возрастом становится менее гибким, уже после 35 лет люди с большим трудом отказываются от сложившихся стереотипов. Очевидно, что перспективы демократии связаны с политической социализацией молодежи. Поколение, заканчивающее сегодня вузы и университеты, через 10-15 лет сменит правящую элиту в сфере политики, экономики, администрации и управления, социальной сфере. Какие политические знания получит это поколение и какие усвоит ценности, такой и будет социальная практика российского общества через эти 10-15 лет. [10, c.223]

Среди многочисленных социальных функций политического образования можно выделить:

- демократизацию массового  политического сознания. Сознание  обладает деятельностным потенциалом; меняясь, оно способно реально влиять на изменение хода событий;

- формирование нового поколения политической элиты, высоко профессионального, разделяющего демократические ценности и владеющего «социальной инженерией» - технологиями политических решений, которые способны минимизировать социальную цену реформ;

- подготовку исследователей  и воспроизводство преподавателей политологии.

Первая выступает первичной  по отношению к остальным и  наиболее важной. Воспроизводство гражданского самосознания в поколениях, вступающих в жизнь, даже в странах со стабильными демократическими режимами рассматривается как одна из главных целей образования и основных гарантий сохранения демократии. В США, стране с сильными демократическими традициями, ни одной другой проблеме образования не уделяется большего внимания, чем повышение уровня политического знания поколения, вступающего в общественную жизнь.

В России сегодня, по свидетельству  журнала «Полис», в университеты и вузы приходят выпускники средних  учебных заведений, не обладающие даже минимальными представлениями о  гражданственности и правах человека. Но и заканчивая вузы, они остаются столь же неграмотными.

Большинство кафедр политологии  при их создании были укомлектованы  путем трудоустройства преподавателей кафедр научного коммунизма и истории КПСС, закрывшихся с потерей КПСС власти. Новый режим фактически оставил прерогативу политической социализации вступающих в жизнь поколений за прежними официальными апологетами тоталитарной идеологии. Значительная часть их и в своем новом качестве остались на прежних позициях. Соотношение адептов национал-коммунистической идеи и людей, разделяющих ценности либеральной демократии, в среде преподавателей политологии, особенно на кафедрах технических вузов и университетов, представляется гораздо большим, чем в самом обществе. Существующий в обществе идеологический раскол воспроизводится в сфере преподавания политической науки в гипертрофированном виде. Недостаток профессионализма преподавателей, как правило, компенсируется избытком идеологической ангажированности, ксенофобии и политической агрессивности.

Политология является обязательной дисциплиной. Объем и содержание курсов отличаются в зависимости от профиля учебного заведения – негуманитарные вузы, гуманитарные вузы и вузы, готовящие политологов, - а также уровня обучения – бакалавр, магистр, аспирант, докторант. Однако в любом курсе учебный материал осмысливается как преподавателем, так и учащимися, которые вовсе не обязательно придерживаются совпадающих исходных установок и ценностей. Когда в обществе не сложился консенсус относительно направления и целей его развития, попытки навязать учащимся ценности демократии, как им в свое время навязывались догматы марксизма-ленинизма, может дать обратные результаты, даже если они совершаются с благими намерениями.

Но и деидеологизация мира политики невозможна в принципе, ибо ответственное политическое участие в любой форме предполагает обладание определенным ценностным видением мира. Для переходного общества проблема формирования гражданственной политической культуры в образовательном процессе состоит прежде всего в демифологизации обыденного, унаследованного от тоталитарной социализации представления о мире политики через адекватное концептуальное и фактологическое знание, которое способно сделать политический процесс более прозрачным для понимания. Степень ее решения определяется тем, насколько абстракты теоретико-концептуальные построения политологии удается раскрыть в конкретном контексте национальной политической традиции России, ее культурно-исторического опыта и современной реальности, то есть от решения проблемы концептуальной эквивалентности.

Важным условием демифологизации  политического знания является приобщение учащихся к научной понятийно-терминологической системе, очищенной от пропагандистских и публицистических наслоений, без чего диалог между различными позициями невозможен.

Одно из назначений политической науки – поиск оптимальных  форм организации общества, способов и средств достижения социального консенсуса. Эта цель стимулировала формирование сравнительной политологии, предметом которой является сравнительный анализ политических институтов и культуры различных обществ. Ее появление стало возможным в рамках общей закономерности развития науки на рубеже ХХI века – интеграции и интернационализации научного знания. В переходном обществе, которое еще не сделало окончательный выбор, сравнительный аспект знания о мире политики имеет повышенное значение.

В политике представлены группы интересов, охватывающих все  сферы жизнедеятельности общества, - экономику, государственное устройство и право, социальную сферу, этно-национальные и религиозно-общинные отношения, традиционные социальные структуры. На нее воздействуют национально-исторические и социо-культурные традиции общества, психологический генотип нации, природные условия ее существования. Благодаря отчетливо выраженному системному характеру политическая наука оказалась на перекрестке междисциплинарного движения, охватившего все общественные науки на исходе ХХ века. Она все больше опирается на данные культурной антропологии и политической географии, социологии, политической экономии, истории, права, психологии, социолингвистики, других общественных и гуманитарных наук. Однако наряду с интегративной тенденцией, по мере увеличения объема знания возникла тенденция его дифференциации, которая привела к появлению представления о политологии как совокупности достаточно фрагментированных и гетерогенных политических наук. Противоречие между дифференциацией политического знания и необходимостью его целостного (холистского) представления создает серьезную проблему для учебных программ, которая пока не получила адекватного решения. Возможно, что его снятие лежит в русле синергетического подхода, завоевывающего все большее признание в философии образования.

Распространенная сегодня  практика преподавания политологии  порождена прежней образовательной политикой в сфере «идеологических» дисциплин, когда все курсы читались по единой обязательной программе и единой методологии, что исключало как возможность каких-либо творческих инноваций от стороны преподавателя, так и необходимость высокого профессионализма. Догматизация знания, рассматривавшегося как сумма истин, подлежащих усвоению, определяла и формальную вопросно-ответную постановку обучения, и авторитарный стиль отношений между преподавателем и обучаемым, сводившийся к тому, что «учитель» сообщает некоторую информацию, «ученик» ее повторяет, а оценка определяется прежде всего полнотой и точностью воспроизведения.

Такой подход способствует формированию репродуктивного монологического характера мышления, тогда как демократическая политическая культура предполагает восприятие собственных политических взглядов и интересов как рядоположенных с интересами и взглядами представителей других позиций.

Для становления полилогической организации мышления необходимо развитие способности индивида к абстрактному логическому мышлению и рефлексии.

Рефлексия помогает самою  политику воспринимать не только традиционно для постсоветского сознания как «борьбу за власть, но, прежде всего, как «искусство жить вместе, искусство разрешения конфликтов».

В конечном счете выбор демократических ценностей – это выбор рефлектирующей личности, построенный на знании мира политики и умении самостоятельно критически оценивать его наблюдаемые проявления. [2, c.112]

 

Заключение

Итак, как наука политология  появилась сравнительно недавно – в начале ХХ века, и сразу же оказалась в центре внимания ученых и государственных деятелей.

А вот в России достаточно долго время – почти весь «советский»  период политология ни как наука, ни как идеология не признавалась, и даже более – по сути запрещалась, будучи замененной научным коммунизмом и другими дисциплинами.

В 80- годах ХХ века политология  как наука получила в России новое  возрождение.

Сформировалось общее  понятие политологии: политология – это наука о государственно-организованном обществе как функционирующей и развивающейся политической системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания.

Современная политическая наука не существует в виде какого-то унифицированного кодекса систематизированных и формализованных знаний, а представляет скорее некую общность равных теорий и концепций, не сводимых в единую и единственную систему, которые, к тому же, непрерывно подвергаются критической переоценке и проверке на соответствие новым историческим реальностям, получают новые смыслы по мере развития общества.

Именно это, прежде всего, обусловливает особенности развития политической науки в современной России.

Не менее важно и  то, что политология нередко  подвергается воздействиям, далеко не всегда способствующим объективности исследований. Поэтому требуется оградить как науку политологии от влияния политики как процесса, так и политику от влияния на нее со стороны науки.

 

Список литературы

Информация о работе Политология как наука и учебная дисциплина