Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 20:58, реферат
Экономическая политика - это система мероприятий государства по регулированию всех секторов национального хозяйства
Введение 3
Экономическая политика: принципы, цели, инструменты
Финансовая система и бюджетно-налоговая политика
Кредитно-денежная система и кредитно-денежная политика
Заключение
Список литературы
Важнейшей задачей бюджетной политики считаются необходимость сбалансирования государственного бюджета и управление бюджетным дефицитом.
Бюджетный дефицит – это превышение расходной части бюджета над доходной. Основными причинами дефицита госбюджета являются уменьшение доходной части бюджета, увеличение государственных расходов, а также непоследовательная финансово-экономическая политика государства.
В экономической теории выделяют несколько типов бюджетного дефицита.
Нарастание
бюджетного дефицита приводит к появлению
и росту государственного долга. Государственный
долг – это сумма накопленных за определенный
период времени бюджетных дефицитов за
вычетом имевшихся в это же время положительных
сальдо бюджета. Структура государственного
долга показана на рис 7.
Рис. 7. Структура
государственного долга
Экономические последствия государственного долга можно свести к нескольким моментам:
Непосредственным
результатом роста
Кредитно-денежная
политика в самом общем виде может быть
определена как действие, проводимое в
сфере денежного обращения и кредита специальными
органами. Структура кредитно-денежной
системы представлена на рис. 8.
Рис. 8. Структура
кредитно-денежной системы
Современная кредитно-денежная система характеризуется распределением функций между разными институтами. В частности, эмиссионные функции выполняют центральные банки, тогда как кредитные функции в основном выполняются коммерческими банками. СКФИ в последнее время занимают ведущее место в сфере инвестиционной деятельности и накоплении денежного капитала, конкурируя с банковским сектором.
Кредитно-денежная
политика проводится в жизнь совместными
усилиями правительства и центрального
банка. При этом основным субъектом кредитно-денежной
политики является именно центральный
банк, который строит свою деятельность
по двум важнейшим направлениям. Первое
обеспечивает нормальную работу валютной
системы страны в целом, т. к. устойчивая
национальная валюта – важнейший элемент
инфраструктуры рынка. Второе направление
– влияние на кредитную деятельность
частных (коммерческих) банков, причем
строящееся так, чтобы должным образом
обеспечивались интересы государства.
Центральный банк, таким образом, призван,
с одной стороны, управлять, корректировать,
регулировать все денежные потоки внутри
страны и на мировой арене, с другой стороны,
на основе денежных инструментов и потоков
регулировать макропропорции в экономике
и отчасти во всем обществе исходя из его
потребностей и места в мировом хозяйстве.
Для реализации кредитно-денежной политики
государства центральный банк использует
соответствующий набор инструментов (см.
таблицу 2).
Таблица 2
Институты кредитно-денежной политики
Инструменты политики | Общая характеристика |
Денежная эмиссия | Рост наличных денег в обращении |
Резервная политика | Установление ЦБ нормативов обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов). |
Валютная политика | Оказание непосредственного влияния на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, ЦБ сокращает количество денег, покупая - увеличивает |
Политика открытого рынка | Продажа и покупка ЦБ ценных бумаг |
Учетная политика | Установление ЦБ учетной ставки или ставки рефинансирования за предоставление ссуды коммерческому банку |
При
осуществлении кредитно-
Кредитно-денежная
политика, также как и фискальная,
имеет свои плюсы и минусы. К
ее сильным сторонам можно отнести
быстроту и гибкость, меньшую по
сравнению с фискальной политикой
зависимость от политического давления,
ее большую консервативность в политическом
отношении. В то же время повышение значимости
кредитно-денежных и финансовых методов
воздействия государства на современную
экономику отнюдь не исчерпывает проблемы
регулирования рынка. Население оценивает
деятельность государства, его органов
прежде всего по динамике параметров экономического
роста, динамике качества жизни. Это требует
дальнейшего развития социальной сферы.
Заключение
Список
литературы
1. Борисов Е.Ф., Волков Ф.И.. Основы экономической теории. "Высшая школа". М., 2003 г.
2. Рохлин Э.
Основы экономической теории. Микроэкономическая
теория рынков вводимых
3. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Учебное пособие под общей редакцией А.В. Сидоровича. М.: ИППК МГУ, 2006 г.
4. Миронов В.А. Экономическая теория. М. , 2004 г.
5. Сакс Дж.С., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. Пер. с англ. М. Дело. 2006.
6. Лэйард Р. Макроэкономика. Курс лекций для российских читателей. М. 2004.