Политическое сознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 22:27, контрольная работа

Краткое описание

Политическое сознание как сфера общественного сознания является отражением тех отношений, которые складываются внутри общества между различными социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования власти, то есть - политических отношений. Политическое сознание - это результат одновременно и отражения субъектами тех или иных явлений, и выражения их отношения к отражаемым политическим событиям.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по политологии.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

      изначальная нацеленность на изменение или закрепление существующих политических отношений и институтов;

      обусловленность интересами различных социальных групп (классов, слоев, сословий, элит и пр.);

      апелляция к целям и ценностям общественной жизни в качестве одного из главных аргументов;

      склонность к некоторой «лакировке действительности».[1 – C321]

К числу ведущих функций идеологии относят следующие:

      целеобразующая – формулировка целей общественного развития, придающая смысл и обоснование притязаниям социальных групп на власть;

      программно-практическая – перевод теории в практику: разработка конкретных программ, средств, методов достижения власти и ее использования;

      интегративная – сплочение, формирование единства социальной группы;

      мотивирующая – побуждение людей к политической активности;

      коммуникативная – формирование особого языка политического общения – знаков, символов, ритуалов, по которому приверженцы идеологии идентифицируют своих сторонников и отделяют «чужаков».

К числу основных функций идеологии можно также отнести познавательную,  аксиологическую (ценностную), пропагандистскую, апологетическую (защиты политического имиджа властвующей элиты). Таково в целом назначение идеологии в современном мире.

К наиболее влиятельным идеологиям современности принято относить либерализм, консерватизм и социализм.[1 – C 323]

Либерализм. Исходным базисом либеральной идеологии можно считать, безусловно, свободы индивида во всех возможных формах – гражданской, политической, религиозной, нравственной и пр. При этом либерализм вовсе не стремится утвердить ничем не ограниченную, анархическую, по сути, свободу каждого человека делать все, что ему заблагорассудится.

Основные принципы классического либерализма:

      идея договорного характера отношений между государством и индивидом (теория «общественного договора»)

      концепция «гражданского общества» как неполитической части социума, сферы индивидуальной и общественной активности, не подлежащей вмешательству со стороны государства (новизна этой  идеи заключается в том, что не государство определяет и структурирует жизнь общества, а наоборот, общество, свободно развиваясь, создает  для осуществления некоторых своих функций обслуживающую его организацию – государство;

      концепция «правового государства», базирующегося на принципах категорического соблюдения прав и свобод индивида, верховенства закона и разделения властей;

      идея изначального равенства возможностей самореализации индивида и равных прав в достижении своих целей и интересов;

      отождествление свободы с частной собственностью, которая трактуется как гарант и мера свободы;

      признание основополагающего значения и разработка принципов конституционализма, парламентаризма и демократии;

      признание принципа плюрализма во всех сферах общественной жизни – политической, социальной, культурной, религиозной и пр.[1 – C324-325]

Консерватизм. Он возник в конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую французскую ре­волюцию. Консерва­тизм возникает именно как противопоставление либе­ральным воззрениям на природу человека, свободу, ра­венство и братство, то его не считают самостоятельной, "чистой" идеологией. Консерватизм трактуется как эпи­феномен либерализма, т.е. явление, сопутствующее ли­берализму, придаток либерализма.

Важнейшим принципом консервативной идео­логии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности лич­ности должны формироваться всеми способами общест­венного и государственного воздействия и обуздывать "греховную" природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть свободной от морали.

Другим важнейшим принципом консерватизма является традиционализм.

Традиционные начала - это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент лю­бого здорового общества. Общественные реформы должны опираться на созданные всеми прежними поко­лениями духовные традиции и ценности. Э.Берк считал, что в любом обществе складывается солидарность поко­лений. Каждый политический деятель, принимающий решения, должен делать это ответственно не только пе­ред своими современниками, но и предками, и потом­ками. Конструктивному  рационализму  либералов Э.Берк демонстративно противопоставлял апологию "предрассудков".

Именно в "обычных предрассудках", в традиции аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.

Традиционализм консервативной идеологии тес­нейшим образом связан с политическим реализмом. Реформы, которые проводятся в обществе, должны быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей, из плоти и крови, образ жизни которых, устоявшиеся при­вычки нельзя внезапно изменить без больших несча­стий.

Консерватизм, особенно современный, позитив­но относится к идее равенства людей перед богом. Ра­венство существует в области морали и добродетели, возможно даже политическое равенство. Никакое обще­ство немыслимо без иерархии и, следовательно, нера­венства. Именно в этом основа порядка, соответствую­щего "природе". Эгалитаризм же разрушает социальную иерархию, на которой базируется социальная стабиль­ность. В то же время антиэгалитаризм не означает, что консерваторы выступают за жесткую пирамидальную структуру социума.

Приняв со временем политическую демократию, консерваторы ста­ли сторонниками элитарной демократии, когда демо­кратический механизм дает возможность формировать профессиональную политическую элиту и выдвигает к власти достойных. [5 – C115-117]

  Данное направление идеологической мысли чаще всего характеризуют как систему воззрений, ориентированных на сохранение и поддержку существующих общественных порядков и, следовательно, на отказ от абстрактно-радикальных проектов общественного переустройства.

Эта «охранительная» тенденция общественно-политического мышления коренится в так называемом традиционализме – обычной психологической склонности людей держатся за прошлое, надежное, проверенное.[1 – C326]

Социализм. Идеи, которые позже стали называть социали­стическими, появились в XVI веке. Теории об иде­альном общественном строе, который соответствует природе человека, устраняет эксплуатацию, поднимает благосостояние низшего класса и ликвидирует частную собственность, стали называть утопическим социализ­мом. Его основоположниками являются англичанин Томас Мор (1478-1535 гг.), автор книги "Утопия" и итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.), напи­савший "Город Солнца". Они считали, что именно об­щественная собственность создает условия для справед­ливого распределения, равенства, благополучия и соци­ального мира. Социальное равенство рассматривалось как высшее благо и для личности и для общества.

На протяжении ХVII-ХIХ вв. много теоретиков пытались открыть формулу идеального общества, так как капитализм, создав мир, переполненный богатст­вом, все-таки изобиловал нищетой. Наибольший вклад в разработку социалистических концепций утопической направленности внесли французы А.Сен-Симон (1760-1825 гг.), Шарль Фурье (1772-1837 гг.) и англичанин Ро­берт Оуэн (1771-1858 гг.). Их воззрения формировались под воздействием Великой Французской революции и бурного развития промышленного капитала. Взгляды теоретиков утопического социализма весьма значитель­но расходились между собой по многим вопросам, но все они считали, что в обществе уже есть условия для немедленной реформы строя на справедливых условиях, чтобы покончить с неравенством, бедностью и порока­ми.

Инициатива преобразований должна идти сверху от имущих, которые обязаны помочь бедным и сделать всех счастливее. Социалистическая идеология целеуст­ремленно защищала интересы трудящихся, социальный прогресс и верила в прекрасное будущее человечества.

В этот период возникает и крайнее проявление социализма - коммунистическая идеология. Коммуни­стическая идеология была более последовательной в стремлении преобразовать общество на основе равенст­ва посредством установления общественной собствен­ности на средства производства, а иногда и на предметы потребления.

Теоретики утопического социализма сформули­ровали основные принципы организации будущего справедливого общества: от каждого по его способно­стям, каждой способности по ее делам; всестороннего и гармонического развития личности; ликвидации различий между городом и деревней; разнообразия и смены физического и духовного труда; свободного развитие каждого как условия свободного развития всех. Социа­листы-утописты считали, что либо все люди должны быть счастливы, либо никто. Социалистический строй должен предоставлять реальную возможность быть сча­стливым каждому. Идеология социалистов начала XIX века была проникнута эмоционально-образным пред­ставлением о будущем и напоминала социальную по­эзию. [5 – C118-119]

Это учение претендует на статус строгой теории, в которой выявлены законы исторического развития, однозначно указывающие на неизбежность движения истории в сторону социализма и коммунизма (социализм в данном случае рассматривался как первая стадия коммунистического общества).

Неудача коммунистического эксперимента (построить новое, коммунистическое общество) в странах так называемого «реального социализма» заставила критически оценить содержание марксистско-ленинской (коммунистической) идеологии. Ныне ей предъявляют следующие претензии:

      отождествление идеологии с теорией, позволяющее претендовать на непогрешимость, абсолютность, единственность;

      закрытость для критики и дискуссий из-за преувеличения значения принципа партийности;

      неспособность адекватно реагировать на меняющуюся историческую ситуацию;

      чрезмерная апологетика революционного, насильственного характера разрешения социальных проблем;

      растворение нужд и интересов отдельного человека в интересах и нуждах классов, наций, государств и других больших социальных общностей и, как следствие, игнорирование проблемы прав и свобод человека, несбыточное стремление насильно осчастливить все человечество.[1 – C 331-332]

Как бы ни были продуманы и обоснованы политические идеологии, ни одна из них не будет принята массами, если они противоречат политической психологии людей.

На этом уровне политического сознания рациональные конструкции идеологий превращаются в конкретные стимулы, мотивы и установки политического поведения.[1 – C 336]

 

Политическая психология – интегрированная область политологии и психологии, наука, изучающая психологические компоненты, феномены (ценностные ориентации и определенные мысли, связанные политикой, мнения, настроения, чувства, волю, особые черты адаптера, потребности, мотивы, традиции и др.), которые формируются у людей в результате социально-политических отношений и реализуются в политических действиях индивидов, социальных групп, классов, народов и наций.[5 – C 120]

Политическая психология - это та совокупность духовных образований, которая способствует выработке у человека непосредственных мотивов и установок политического поведения. Если идеология является продуктом специализированного сознания, теоретической деятельности группы, то психология формируется в процессе непосредственной активности граждан, на основании их практического взаимодействия между собой и с институтами власти. Поэтому в содержании политической психологии доминирующую роль играют чувственные и эмоциональные элементы сознания, которые ориентируют ее, как правило, на отражение не перспективных, а насущных интересов людей. Хотя здравый смысл, заложенный в политических эмоциях, позволяет им подчас весьма точно и тонко отражать политические взаимоотношения различных сил, правильно определять перспективу деятельности партий и государства.[3 – C 256]

Однако политическая психология — не просто важная и влиятельная форма политического сознания. Ее неустранимость из политической деятельности превращает психологию и в своеобразный универсальный измеритель всей политики в целом.

Иными словами, власть, государство, партии, разнообразные политические поступки субъектов, а также другие явления политики могут быть представлены как те или иные формы психологического взаимодействия людей.

Нельзя не отметить и громадное значение для политики психологических свойств политических лидеров. Например, компульсивность (выражающаяся в навязчивом стремлении все сделать наилучшим образом) или демонстративность (характеризующая стремление лидера, прежде всего, привлечь внимание общественности к собственной персоне) как доминанты стиля политического лидера могут существенно повлиять на характер принимаемых в государстве решений и даже изменить некоторые параметры политической системы в целом.

Необходимость учета психологических свойств субъектов политики диктуется и тем, что эмоционально-чувственные ощущения существеннейшим, а нередко и решающим образом влияют на восприятие человеком политических явлений.

Как показывает опыт, именно психологические компоненты чаще всего организуют и определяют те субъективные образы лидеров и других политических явлений, государства, власти, которые складываются у человека. Именно чувства заставляют человека оценивать политические явления в зависимости от того, какими они отражаются в его сознании, а не от их реального содержания. Например, недоверие к той или иной партии или режиму в целом может сформироваться у человека не на основе анализа их программы и действий, а за счет негативного отношения, скажем, к неэтичному поступку их лидера или просто на основе неведомым образом возникшей антипатии или симпатии.

Информация о работе Политическое сознание