Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2014 в 12:12, реферат
Сложный и во многом драматичный процесс возникновения, ожесточенного соперничества, а затем распада и гибели российских политических партий после установления большевистской диктатуры заслуживает самого пристального внимания и изучения. Заслуживает потому, что короткая, но достаточно яркая история этих партий в начале XX в. – это неотъемлемая часть нашей истории, предостережение прошлого настоящему и будущему России, урок для современных политиков и всех болеющих за свою Родину россиян.
Для эсеров
основным принципом деления общества
на классы являлось не отношение к собственности,
а источник дохода. В итоге в одном лагере
оказывались те классы, для которых таким
источником служила эксплуатация чужого
труда, а в другом — классы, живущие своим
трудом. К последним относились пролетариат,
трудовое крестьянство и трудовая интеллигенция.
Крестьянство являлось предметом особого
внимания эсеровской теории и практики,
так как по своей численности и экономическому
значению оно было, по мнению эсеров, “немного
не всем”, в то время как по своему правовому
и политическому положению — “чистым
ничем”. “Все его отношения с внешним
миром,— считал Чернов,— были окрашены
в один цвет — данничества”. Впрочем,
положение крестьянства было действительно
настолько тяжелым, что признавалось всеми.
Эсеровская оригинальность заключалась
не в оценке положения крестьянства, а
прежде всего в том, что эсеры в отличие
от марксистов не признавали крестьянские
трудовые хозяйства мелкобуржуазными;
эсеры не разделяли догму, что крестьянство
может прийти к социализму только через
чистилище капитализма, через дифференциацию
на буржуазию и пролетариаты. Эсеры унаследовали
в своей теории положения классиков народнической
экономической теории об устойчивости
крестьянских хозяйств, об их способности
противостоять конкуренции со стороны
крупных хозяйств. Эти постулаты и являлись
исходными в эсеровской теории некапиталистической
эволюции трудового крестьянства к социализму.
Упрощенным является распространенное
в марксистской литературе мнение о том,
что якобы эсеры, подобно старым народникам,
считали крестьян социалистами по природе.
В действительности эсеры лишь признавали,
что “общинно-кооперативный мир деревни
вырабатывал в ней своеобразное трудовое
правосознание, легко смыкающееся с идущей
от передовой интеллигенции проповедью
аграрного социализма”. На этом представлении
основывался пункт эсеровской программы
о необходимости пропаганды социализма
не только среди пролетариата, но и крестьянства.
Каким же виделся эсерам российский пролетариат?
Они прежде всего отмечали, что но сравнению
с голью и нищетой деревни городские рабочие
жили лучше, но их уровень жизни был гораздо
ниже, чем западноевропейского пролетариата.
Российские рабочие не имели гражданских
и политических прав; отсутствовали и
законы, предусматривавшие улучшение
их положения. В связи с этим любые выступления
экономического характера приводили,
как правило, к столкновению с властями,
перерастали в политические. Поскольку
у рабочих не было легальных профессиональных
организаций, руководство выступлениями
рабочих осуществляли, как правило, нелегальные
партийные организации.
Эсеры признавали, что своей численностью
пролетариат уступал трудовому крестьянству,
но превосходил его своей концентрированностью
в культурных и политических центрах страны,
что он был “наиболее подвижным, активным
и агрессивным общественным классом”,
постоянной и самой серьезной опасностью
для правившего режима. Эсеры особо подчеркивали
связь русских рабочих с деревней, однако
эту связь они оценивали иначе, чем марксисты.
Эсеры не видели в ней препятствия, которое
мешало бы формированию у пролетариата
истинного социалистического сознания.
Наоборот, такую связь они оценивали положительно,
видя в ней одну из основ классового “рабоче-крестьянского
единства”. Помочь пролетариату и трудовому
крестьянству осознать себя единым рабочим
классом, увидеть в этом единстве залог
своего освобождения должна была интеллигенция.
Интеллигенцией эсеры считали социальную
группу, занимавшуюся творческим трудом
по производству духовных ценностей и
передачей их другим. Непременными атрибутами
такого труда являются самостоятельность,
инициативность и свобода. Так как самодержавно-бюрократический
режим из-за постоянного стремления к
регламентации, централизации и подавлению
любых проявлений творчества был органически
несовместим с нормальной жизнью интеллигенции,
то она не могла не находиться в перманентном
конфликте с этим режимом.
По эсеровским представлениям, интеллигенция
была самостоятельной социальной категорией;
она склоняется в сторону того класса,
который более всего выражает интересы
общественного развития. Интеллигенция,
способная подняться над сегодняшним
днем, в состоянии определить будущее
класса, она организует его и руководит
его повседневным поведением во имя этого
будущего. Русскую интеллигенцию, эсеры
считали буржуазной. Поскольку в российском
капитализме разрушительные тенденции
преобладали над созидательными и буржуазия
в связи с этим была несостоятельна в духовной
сфере, ничтожно значимой в области политики
и морали, ей нечем было привлечь к себе
интеллигенцию; негативными же своими
качествами она настраивала интеллигенцию
против себя, побуждала ее обращаться
к социализму и трудовым классам — пролетариату
и крестьянству. В социализме, в экспроприации
капиталистической собственности и реорганизации
производства и всего общественного строя
на социалистических началах при полной
победе рабочего класса, организованного
в социально-революционную партию,— вот
в чем эсеры видели свою конечную цель.
Какова же была эсеровская модель социализма?
Эсеры были сторонниками демократического
социализма, т. е. хозяйственной и политической
демократии, которая должна была выражаться
“через представительство организованных
производителей (профсоюзы), организованных
потребителей (кооперативные союзы) и
организованных граждан (демократическое
государство в лице парламента и органов
самоуправления)”. Оригинальность
эсеровского социализма заключалась в
теории социализации земледелия. Эта теория
составляла национальную особенность
эсеровского демократического социализма
и являлась вкладом в сокровищницу мировой
социалистической мысли. Исходная идея
этой теории заключалась в том, что социализм
в России должен начать произрастать раньше
всего в деревне. Почвой для него, его предварительной
стадией, должна была стать социализация
земли.
Социализация земли, обобществляя землю
и ставя в равные условия по отношению
к ней все трудовое население, создавала
необходимые предпосылки для завершающей
фазы процесса социализации земледелия
— обобществления земледельческого производства
с помощью различных форм коопераций.
Важнейшей предпосылкой для социализма
и органической его формой эсеры считали
политическую свободу и демократию. “Социализм
без свободы,— заявлял Чернов,— есть тело
без души”. Политическая демократия и
социализация земли были основными требованиями
эсеровской программы-минимум. Они должны
были обеспечить мирный, эволюционный,
без особой, социалистической, революции
переход России к социализму. В программе,
в частности, говорилось об установлении
демократической республики с неотъемлемыми
правами человека и гражданина: свобода
совести, слова, печати, собраний, союзов,
стачек, неприкосновенность личности
и жилища, всеобщее и равное избирательное
право для всякого гражданина с 20 лет,
без различия пола, религии и национальности,
при условии прямой системы выборов и
закрытой подачи голосов. Требовались
также широкая автономия для областей
и общин как городских, так и сельских
и возможно более широкое применение федеративных
отношений между отдельными национальными
регионами при признании за ними безусловного
права на самоопределение. Эсеры раньше,
чем социал-демократы, выдвинули требование
федеративного устройства Российского
государства. Смелее и демократичнее они
были и в постановке таких требований,
как пропорциональное представительство
в выборных органах и прямое народное
законодательство (референдум и инициатива)
В народнохозяйственной области программа
эсеров, как и программы других социалистов,
делала акцент прежде всего на перераспределении
тех богатств и доходов, которые имелись
и которые должны были быть произведены.
Конкретно предлагались следующие меры.
В вопросах государственного хозяйства
и финансовой политики: введение прогрессивного
налога на доходы и наследства при полном
освобождении от налогов мелких доходов;
уничтожение косвенных налогов, покровительственных
пошлин и всех вообще налогов, падающих
на труд. В области рабочего законодательства
партия ставила своей целью охрану духовных
и физических сил рабочего класса в городе
и деревне и увеличение его способности
к дальнейшей борьбе за социализм; в частности,
выдвигались требования: установление
законодательного максимума рабочего
времени (8 часов), минимальных зарплат,
страхование рабочих за счет государства
и хозяев и на началах самоуправления
самих страхуемых; охрана труда под наблюдением
фабричной инспекции, избираемой рабочими;
профессиональные организации рабочих
и их участие во внутренней организации
труда на промышленных предприятиях. В
вопросах переустройства поземельных
отношений партия заявляла о своем стремлении
опираться, в интересах социализма и борьбы
против буржуазно-собственнических начал,
на традиции и формы жизни русского крестьянства,
его общинные и трудовые воззрения, в особенности
на распространенное среди него убеждение,
что земля ничья и что право на пользование
ею дает лишь труд. При социализации обращение
земли в общенародное достояние должно
было произойти без выкупа. Пострадавшим
в грядущем имущественном перевороте
обещалось право на о6щественную поддержку
на то время, которое необходимо для приспособления
к новым условиям личного существования.
Свою программу общественного переустройства
эсеры намеревались отстаивать прежде
всего в Учредительном собрании Вместе
с тем они заявляли, что будут стремиться
“непосредственно проводить” ее и явочным
порядком. Характерным для эсеров было
и то, что они, подобно представителям
реформистских течений в западноевропейском
социализме, приветствовали все меры,
имевшие целью “обобществление еще в
пределах буржуазного государства тех
или иных отраслях народного хозяйства”.
Однако по отношению к самодержавию они
были настроены бескомпромиссно и считали,
что свергнуть его можно только насильственным,
революционным путем.
В области тактики партийная программа
эсеров ограничивалась положением о том,
что борьба будет вестись “в формах, соответствующих
конкретным условиям русской действительности”.
Поскольку эта действительность была
сложной и постоянно претерпевала изменения,
то арсенал тактических приемов, методов
и средств борьбы партии эсеров, нацеленной
на преобразование этой действительности,
был весьма разнообразным. Он включал
в себя пропаганду и агитацию, парламентскую
работу и все формы внепарламентской,
насильственной борьбы (стачки, бойкоты,
вооруженные демонстрации, вооруженные
восстания и др.).
Позиция
партии в вопросе о терроре была наиболее
полно изложена в статье “Террористический
элемент в нашей программе”, написанной
Черновым, отредактированной Гершуни
и опубликованной в июне 1902 г. в № 7 “Революционной
России”. Эсеры не считали террор “едино
- спасающим и все разрешающим средством”
борьбы, но видели в нем одно из самых “крайних
и энергичных средств борьбы с самодержавной
бюрократией”. С помощью террора они надеялись
одерживать административный произвол,
дезорганизовать правительство. Вместе
с тем, террор рассматривался ими как эффективное
средство агитации и возбуждения общества,
мобилизации революционных сил. Особое
значение придавалось центральному террору,
направленному против влиятельных, крайне
реакционных государственных деятелей.
В то же время вплоть до третьеиюньского
государственного переворота в партии
официально не ставился вопрос о покушении
на царя. Доводы при этом приводились различные,
но прежде всего принималось во внимание
то, что народовольческий опыт цареубийства
не нашел надлежащего отклика в обществе;
отмечались и ничтожность, марионеточность
фигуры Николая II, его якобы полная зависимость
от окружающих лиц.
Центральный террор был сферой деятельности
Боевой организации. Наиболее эффективной
она была в период, предшествовавший революции
1905—1907 гг. Жертвами эсеровского террора
в это время стали: министры внутренних
дел Д. С. Сипягин (смертельно ранен 2 апреля
1902 г. С. В. Балмашевым) и В. К. Плеве (убит
15 июля 1904 г. Е. С. Созоновым); харьковский
губернатор князь И. М. Оболенский жестоко
расправившийся с крестьянскими выступлениями
в Полтавской и Харьковской губерниях
весной 1902 г. (ранен 29 июля 1902 г. Ф. К. Качурой),
и уфимский губернатор Н. М. Богданович,
организовавший “бойню” Златоустовских
рабочих (убит б мая 1903 "г. в Златоусте
О. Е. Дулебовым). 4 февраля 1905 г. на территории
Московского Кремля бомбой, брошенной
членом эсеровской организации И. П. Каляевым,
был убит московский генерал-губернатор,
дядя царя, великий князь Сергей Александрович.
Террористическая деятельность принесла
известность партии эсеров. В массовой
же революционной работе она заметно уступала
своим главным политическим конкурентам
— социал-демократам. Так, в 1901—1904 гг.,
по полицейским сведениям, у эсеров было
37 типографий, а у социал-демократов —104,
издавших соответственно 277 и 1092 различных
наименований революционной литературы.
По тем же сведениям, эсеры уступали социал-демократам
и в деле пропаганды и агитации. В частности,
в 1903 г. охранительными органами было зафиксировано
329 случаев распространения нелегальной
социал-демократической литературы, а
эсеровской—100; в 1904 г.—соответственно
310 и 87. Практически под безраздельным
влиянием социал-демократов находилось
в это время рабочее движение, участие
эсеров в котором было весьма незначительным
( в ростовской стачке 1902 г., во всеобщей
стачке на юге России, особенно в Киеве,
в 1903 г.).
Осенью 1904 г. в партии эсеров в условиях
нараставшей революционной ситуации усилились
разногласия. Под опекой Е. К. Брешковской
в эмиграции сформировалось течение так
называемых аграрных террористов, явившееся
предтечей эсеровского максимализма.
Представители этого течения, главным
образом молодежь, настаивали на том, что
необходимо воспользоваться сложившейся
обстановкой, двинуться в деревню и призвать
крестьян к немедленному разрешению земельного
вопроса “снизу”, захватным путем, используя
те приемы и средства, к которым прибегали
крестьяне в своей вековой борьбе с помещиками.
В руководстве партия преобладающей оказалась
иная тенденция — стремление к сближению
с активизировавшимся в это время либеральным
движением. Представители эсеровского
руководства (В. М. Чернов и Е. ф. Азеф) принимали
участие в конференции российских оппозиционных
и революционных партий, состоявшейся
осенью 1904 г. в Париже и выработавшей соглашение
о координации действий в борьбе за политическое
освобождение страны от самодержавия.
Однако практического значения это соглашения
не имело: оно было перечеркнуто начавшейся
революцией, поставившей партии и движения
в новые условия.
На I съезде партии эсеров (май 1906 г.) был
принят Временный организационный устав.
Сколько-нибудь серьезные дополнения
были внесены в него лишь IV съездом партии,
состоявшимся через 11 лет, в 1917 г. Устав
включал восемь пунктов. Первый пункт
определял членство в партии: членом ее
признавался “всякий, принимавший программу
партии, подчинявшийся постановлениям
ее и участвующий в одной из партийных
организаций”. В этом пункте ничего не
говорилось о членских взносах. Решение
об их обязательности было принято лишь
в 1909 г. на 5-м Совете партии, но это решение
не стало нормой партийной жизни. Финансы
партии составлялись главным образом
из крупных взносов и отчислений, делаемых
некоторыми членами партии и лицами, сочувствовавшими
ее деятельности. Кроме того, были и “экстраординарные
поступления” в виде средств, добытых
различными экспроприациями. Не предусматривалась
также обязательность личной работы члена
партии в одной из партийных организаций.
Вплоть
до 1917г. простой декларацией являлись
положения второго пункта устава
о выборном начале, взаимном контроле.
На деле нормой было то, что в уставе называлось
“временным коррективом” — право кооптации,
подчинение низов верхам, без какого-либо
контроля первых над вторыми.
Высшей партийной инстанцией являлся
съезд партии, который должен был созываться
не реже одного раза в год. На практике
эта периодичность не соблюдалась. За
время существования партии состоялось
всего лишь четыре съезда — два в период
первой революции и два в 1917 г. Идейное
и практическое руководство партийной
деятельностью возлагалось на ЦК, избиравшийся
съездом в количестве пяти человек. Избранным
членам ЦК предоставлялось право кооптировать
в свой состав до пяти членов. Первый выборный
ЦК эсеров состоял из Е. Ф. Азефа, А. А. Аргунова,
Н. И. Ракитникова, М. А. Натансона и В. М.
Чернова. ЦК назначал ответственного редактора
Центрального печатного органа партии
и ее представителя в Международное социалистическое
бюро. С момента принятия партии во II Интернационал
в августе 1904 г. постоянным представителем
ее там был до 1922 г. И. А. Рубанович. При
ЦК создавались специальные комиссии
или бюро — крестьянское, рабочее, военное,
литературно-издательское, техническое
и др., а также институт разъездных агентов.
Устав предусматривал и такой институт,
как Совет партии. Он составлялся из членов
ЦК, представителей областных, Московского
и Петербургского комитетов. Совет созывался
по мере надобности по инициативе ЦК или
половины общего числа областных организаций
для обсуждения и решения
неотложных вопросов тактики и организационной работы, 1-й Совет партии состоялся в мае 1906 г., последний, 10-й—в августе 1921 г.
Информация о работе Политическое пробуждение России на рубеже XIX–XX веков