Политическое лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2015 в 21:14, реферат

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена тем, что в политической жизни участвует бесчисленное множество субъектов, все они преследуют в своей деятельности главную цель – реализацию определенных интересов. Кто и каким образом согласует многообразие индивидуальных устремлений? Как правило, это делает политический лидер.
Возникают вопросы: «Кто дает лидеру право руководить?», «Почему они управляют, а другие лишь исполняют их предписания?», «Какими мотивами руководствуется политический лидер в своей деятельности?»

Оглавление

Введение 3
1. Понятие политического лидерства 5
2. Теории политического лидерства 7
3. Типологии политического лидерства 10
4. Особенности российских политических лидеров 22
Заключение 24
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

Polit_lider_kontr_1960.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

Лидерство опирается на осознанные гражданами интересы. Лидер обладает наиболее выраженными «полезными» с точки зрения группы качествами, благодаря которым его деятельность по удовлетворению интереса данного сообщества оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит своеобразным эталоном, к которому должны стремиться другие. Его влияние основано на психологическом феномене отраженной субъективности, идеальной представленности в других членах группы.

За лидером сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет лидера базируется на умении сплотить, объединить других для достижения общей цели. Такое лицо независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического) регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование общих ценностей (целей) и в некоторых случаях символизирует их.

По Ю. Е. Мшованову, политическое лидерство – способ осуществления власти, основанный на ненасильственной интеграции социальной активности различных слоев (групп) посредством легитимных механизмов, вокруг выдвигаемой лидером программы (концепции) решения социальных проблем и задач общественного развития.

Соответственно выделяются следующие виды и уровни лидерства.

1. Лидер малой группы лиц, имеющих  общие интересы. Обладает внутригрупповой  властью в виде авторитета, который  формируется на основе его  личных качеств, оцениваемых группой  непосредственно в совместной  деятельности. Различают «делового», «интеллектуального» лидеров, «лидера общения».

Для первого типичны организаторские способности, предприимчивость, прагматизм. Авторитет второго опирается на умение решать сложные задачи, находить нестандартные решения, выполнять функции мозгового центра. «Лидеру общения» присущи психологическая комфортность, коммуникабельность, умение снимать напряженность внутри группы.

2. Лидер общественного движения, организации, партии – лицо, с  которым те или иные социальные  слои (группы) связывают возможность  удовлетворения своих интересов (не обязательно адекватно сознаваемых). Такой лидер воздействует на общественное мнение как в силу своих личных качеств, так и благодаря тому, что поддерживающая его часть населения находится в состоянии ожидания. Последнее и есть проявление в массовом сознании потребности в лидере, которому часть населения авансирует определенную степень доверия, поддержки. Чем менее конкретизированы цели, задачи общественного движения, тем более значима деятельность лидера.

3. Политический лидер – лицо, действующее в системе властных отношений, в которой лидерство представлено в виде своеобразных социальных институтов (представительных органов, многопартийности, влиятельных общественных организаций), обеспечивающих защиту, баланс интересов различных социальных групп. Личностные качества, имеющие принципиальное значение в первом случае, существенное – во втором, на третьем уровне не оказывают решающего влияния на деятельность лидера, которая осуществляется в рамках внешних регуляторов, свойственных конкретной культуре.

Влияние лидеров второго и третьего уровней основано на связи их программы с настроениями, свойственными массовому сознанию.

Каждому из уровней лидерства соответствуют свои механизмы интеграции и функции.

Лидерство на уровне малой группы, объединенной общими интересами и ставящей политические цели, представляет механизм интеграции групповой деятельности, в которой лидер направляет, организует действия группы, предъявляющей к лидеру определенные требования (способность принимать решения, брать на себя ответственность и т.д.). Такое лидерство предполагает реализацию функций:

- целевой – определение группой  мотивов деятельности, условий удовлетворения  ее интереса, уточнение средств  и способов создания подобных  условий. В процессе реализации  этой функции устанавливается конкретный характер взаимоотношений в группе, стиль лидерства;

- идентификационной – самоопределение  индивидов, членов сообщества, которое  включает установление внутригрупповой  иерархии (лидеров, звезд, популярных  лиц и т.д.);

- аксиологической - формирование системы групповых ценностей, приоритетов, стереотипов поведения6.

Лидерство на уровне общественных движений, связанных общностью политических интересов, которая основана на одинаковом социальном статусе (а не узкогрупповых интересах, как в первом случае), представляет способ адекватного выражения интересов той части населения, которая поддерживает данного политика. Фигура лидера служит символом определенной социальной политики.

На данном уровне к трем вышеназванным функциям добавляются еще две:

- нормативная – формирование  нормативного кодекса, т.е. системы  регуляторов общественной деятельности, в которой каждая норма предполагает  санкцию за ее нарушение;

- репрезентативная – представление  притязаний и потребностей множества  разнородных групп в виде общего интереса, т.е. формирование психологии социального слоя в ходе сбора мнений, организации дискуссии и т.п.

Лидерство на третьем уровне характеризуется следующими функциями:

- интеграция групповой деятельности, руководство тандемом «лидер  – команда» и т.д., умение превращать непосредственно воспринимаемые потребности в концептуально осмысленные программы;

- координация деятельности властных  институтов (суда, парламента, администрации) с принятой в обществе системой  аксиологических нормативов, общественным мнением;

- выдвижение прагматической программы  становится мотивацией практических  действий.

В отдельную группу могут быть выделены типологии стиля политического лидерства. Они адекватно дополняют существующие классификации типов лидерства, так как акцентируют внимание преимущественно на политической практике (тогда как в классификациях типов лидерства за основу берутся статичные характеристики лидера, изначально предзаданные его статусом, местом в социальной структуре, личностными особенностями и т.д.).

Индивидуальный политический стиль может быть определен по пяти параметрам: проявление темперамента, черт характера, своеобразия поведенческих реакций и т.п.; когнитивные процессы (способы принятия решений, работы с информацией, особенности мышления); подход к управлению, стиль руководства; личная модель собственного политического лидерства; лидер как публичная персона (общение с избирателями и с публикой вообще). Политические стили могут быть сгруппированы по пяти основным типам.

Параноидальный стиль. В личностном профиле такого лидера – подозрительность, недоверие к другим, сверхчувствительность к скрытым угрозам, мотивам, нередко непредсказуемость, стремление к контролю над другими открыто или путем скрытых манипуляций. Лучшие определения для деятеля такого типа – «хозяин», «властелин».

Демонстративный стиль. Образное обозначение личностного профиля – «артист». Склонен к самодраматизации (демонстративности), постоянно охвачен страстным желанием привлекать к себе внимание.

Компульсивный стиль. В личностном профиле – почти навязчивое (компульсивное) стремление все сделать наилучшим образом (так называемый «синдром отличника») независимо от наличия времени, поставленных задач.

Депрессивный стиль. Политик депрессивного стиля стремится быть гарантированным от неудач и получить помощь.

Шизоидный стиль. При шизоидном политическом стиле самоустранение, уход от участия в конкретных событиях в сравнении с предыдущим типом носят более отчетливый характер. У политиков такого стиля нет желания присоединяться к кому-либо, они занимают позицию сторонних наблюдателей.

Американские ученые К. Левин, Р. Липлит, Р. Уайт провели ряд исследований психологического климата, создаваемого различными стилями лидерства, выделив три стиля взаимоотношения лидера с группой: авторитарный, демократический и попустительский, или либеральный («laissez-faire»).

Авторитарный стиль лидерства предполагает единоличный способ принятия решений, полное жесткое подчинение ведомых лидеру, жесткий диктат в отношении формы исполнения решений, контроль вплоть до отдельного индивида. Недостаток авторитарного управления – неспособность развивать творческую инициативу подчиненных, ухудшение социально-психологического климата.

Демократический стиль руководства – это совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на сочетании принципа единоначалия с активным вовлечением подчиненных в принятие решений, управление, организацию, контроль. Недостатки демократического стиля кроются в высокой вероятности временных затрат на обсуждение и принятие решения, риске неисполнения решения из-за нарушения четкой управленческой субординации.

Либеральный стиль лидерства предполагает анархический способ принятия решений, поливариативностъ в процедурном плане, отсутствие возможности контроля за исполнением решений; предписания лидера полностью отсутствуют; реакция лидера на деятельность своих ведомых спонтанна, возможно непрогнозируемое осуществление определенных санкций. Либеральный стиль руководства – совокупность приемов управления, манера поведения руководителя, основанные на передаче задач подчиненным, которые принимают на себя часть ответственности за их выполнение.

Исторический опыт свидетельствует: в политике лидеров и их поступках проявляется принципиально различный потенциал воздействия на текущие события. Типологии политического лидерства не только имеют практический смысл как объект фундаментальных политологических исследований и инструмент работы политических аналитиков и политических технологов, но в той или иной степени могут и должны быть элементом политической культуры государства и общества.

 

 

4. Особенности российских политических  лидеров

 

 

Роль политических лидеров в обществах, которые осуществляют радикальные преобразования, велика. Проблема лидерства для современного российского общества представляет особый интерес. Дело в том, что в переходных обществах лидеры обретают особый смысл: они рассматриваются как факторы стабильности, интеграции различных групп интересов, выступают инициаторами самих преобразований.

В этих условиях лидеры персонально олицетворяют политический курс, поскольку именно они формируют стратегию развития общества, определяют средства ее реализации.

Рассмотрим политических лидеров от В.И. Ленина до В.В. Путина.

В.И. Ленину в этой цепочке принадлежит роль «отца-основателя» советского социалистического государства. Затем следует целый ряд «последователей-охранителей» - продолжателей «дела Ленина» в лице И.В. Сталина, Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева и др. Однако стоит отметить, что из этой «плеяды» реально обладал качествами подлинного харизматического лидера-вождя только И.В. Сталин.

М.С. Горбачев в эту когорту «верных ленинцев» не вписывается и предстает уже в облике не «лидера-охранителя», а лидера-реформатора, который, сохраняя верность социализму, осознал, что «марксизм - не догма, а руководство к действию». И инициировал процесс его реформирования, который вошел в историю под названием «перестройка».

При этом в силу действия объективных законов, вырвавшихся из-под государственного давления, «перестройка» в итоге привела не к «динамизации» и «демократизации социализма», а к отказу от него и замене социализма капитализмом.

На этом фоне фигура Б.Н. Ельцина - человека, находившегося на самом верхнем этаже властной иерархии в СССР, смотрится как фигура лидера-»ренегата». «Вероотступника», предавшего социализм (которому «верой и правдой» служил большую часть своей сознательной жизни), и выступившего в роли его «могильщика».

И если представить себе Б.Н. Ельцина в качестве «отца-основателя» демократии в России, то по отношению к В.В. Путин исключительно весьма отдаленно напоминает «прилежного ученика-последователя». Речь, скорее, идет о лидере - «собирателе камней», которые, впав в «революционный антикоммунистический раж», бездумно разбросал «учитель», разрушив до основания не только то, что себя изжило и подлежало разрушению, но и многое из того, что не утратило жизненной силы и требовало сохранения и приумножения.

В лице В.В. Путина мы имеем востребованную временем фигуру лидера-созидателя, нового «собирателя русских земель», которому за «Народ и Державу обидно». И который обладает, если не всеми, то многими необходимыми качествами (включая высокий кредит доверия со стороны массы) для того, что бы вывести страну из глубокого системного кризиса и возродить ее былое величие.

 

 

 

Заключение

 

 

Подводя итог материалу реферата можно сделать следующие выводы:

1. Политика является важнейшей  структурой публичного управления, которая создается отдельными  людьми для выполнения общественных  целей. Властные функции и полномочия  осуществляются конкретными лицами – политическими лидерами. Механизм реализации политической власти не может действовать без главного действующего лица – политического лидера, который занимает центральное место во властных отношениях.

Информация о работе Политическое лидерство