Политическое лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 02:33, контрольная работа

Краткое описание

В процессе развития социальной жизни эволюционировал и феномен общественного лидерства: усложнялась его иерархия, соответствующие связи и отношения, возрастало количество проблем, которые решались. От лидерства конкретного лица общество переходило к более сложным его формам. С развитием частной собственности на средства производства, появлением классов, становлением государства лидерство стало характеризовать политические процессы, стало активным элементом государственной жизни.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 35.42 Кб (Скачать)

     Вместе с тем ситуативная теория  недооценивает активность лидера, делает его инструментом обстоятельств,  упускает из виду то, что лидер  и сам может оказывать влияние  на события и изменять ситуацию. Ярким примером тому может  служить политическая карьера  Ш. де Голля, который стал  президентом Франции в 1958 г., в  период острого внутриполитического  кризиса, вызванного колониальной  войной в Алжире. Он не только  сумел переломить ситуацию, активно  содействуя предоставлению Алжиру  независимости, но и, воспользовавшись  обстоятельствами значительно расширил функции президента и ограничил полномочия парламента.

     Синтетическая теория лидерства. Попыткой преодолеть ограниченность рассмотренный подходов и представить компромиссный вариант решения проблемы можно считать синтетическую теорию лидерства. Согласно этой теории представление о политическом лидерстве как целостном явлении должно строится на основе анализа всей совокупности факторов, влияющих на его характер и содержание, в том числе:

- изучение личности лидера, его  происхождения, процесса социализации  и способа выдвижения;

- анализа окружения лидера, его  последователей и оппонентов;

- рассмотрения отношений между  лидером и сторонниками;

- анализа результатов взаимодействия  лидера и его приверженцев  в конкретных ситуациях.

     Все рассмотренные теории, исследующие природу политического лидерства имеют право на существование, поскольку отражают те или иные аспекты этого феномена, а в выдвижении конкретного политического лидера определяющую роль может сыграть тот или иной фактор

 

 

 

 

 

 

2. 
 
      Основой лидерства является специфический тип отношений управления, или лидерский тип. Это отношения «лидер — последователи». Исторически лидерский тип отношений возник намного раньше отношений «начальник — подчиненный», появившихся и оформившихся в период первой промышленной революции. 
 
      Начиная с детских лет, следование за лидером воспринимается всеми достаточно естественно. Это и родители в семье, это и учителя в школе, это и герои, с кем молодые люди хотят себя ассоциировать. Присутствие в индивидуальном микрокосме людей имиджа лидера настолько же старо, как и сам человек. Большинством признается факт, что лидерство отождествляется с наличием связанных с психикой человека отношений между лидером и его последователями. 
 
      Ранняя стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом.[5] 
 
      Ниже приведем определение лидерства применительно к управлению: «Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации». 
 
      Лидерство — это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. 
 
      Лидер управления – это особый тип социального лидера, которому свойственны определенные социально-психологические и профессиональные качества. Это авторитетный член коллектива, обладающий юридической или фактической властью в группе или организации. 
 
      В организации феномен лидерства представлен тремя механизмами.  
 
      В формальной структуре организации лидерство – это нормативно-определенное право на власть, обусловленное должностной позицией руководителя в жестко очерченных рамках деятельности.  
 
      В неформальной структуре – это фактическое признание (непризнание) этого права в деловой сфере со стороны подчиненных, что связано с личностными характеристиками лидера, занимающего как формальную, так и неформальную позицию. 
 
       В социально-психологической сфере лидерство представляет собой проявление неформального группового лидерства, ориентированного не на цели организации.[2] 
 
      Лидер  может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.  
 
      Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. 
 
       Лидер в организации выполняет следующие функции: 
 
- постановка цели перед другими участниками совместной деятельности и нахождение средств для целедостижения; 
 
- побуждение их к определенному типу поведения; 
 
- ориентирование и соорганизация их усилий на достижение цели, формирование единых способов восприятия реальности и норм организационной культуры. 
 
      Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером.  
Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру). 
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют: 
1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье); 
2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.); 
3) политический тип лидерства (государственные, общественные деятели). 
Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа. 
Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу.  
 
       Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба - от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют. 
Изучение лидерства имеет непосредственную прагматическую направленность. В первую очередь, оно служит разработке методов эффективного руководства, а также отбора лидеров. 
Очевидно, что лидерство как явление, основывается на определенных объективных потребностях сложно организованных систем. К ним относятся, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность осуществляется через вертикальное (управление-подчинение) и горизонтальное (одноуровневые связи) распределение функций и ролей, и прежде всего, через выделение управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективной работы требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды выступает ни кто иной, как лидер. 
      Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов политической и общественной жизни, связанным с осуществлением властных функций. Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности. 
Концепции лидерства могут быть разделены в зависимости от их теоретических оснований на три группы: 
  1. Исходящие из того, что лидерство - универсальный феномен человеческой деятельности, что и закономерности его функционирования едины во всех сферах общества. 
  2. Отождествляющие лидерство с руководством и управлением, при этом формальное обладание властью рассматривается как необходимое и достаточное условие лидерства; деятельность лидера предстает как необходимое и достаточное условие лидерства, как административная специфика явления сводится преимущественно к правовым регулятивам поведения должностного лица. Лидерство как социальный институт отождествляется с органами государственной власти. 
  3. Рассматривающие лидерство как специфическое явление общественной жизни, не сводимое к психологическим, экономическим или правовым принципам. Лидерство осуществляется через функционирование конкретного механизма - одного из необходимых политических институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

      Исходя из классификации М.  Вебера, можно утверждать, что история  России знала два типа лидерства:  традиционное и харизматическое. 

1      Традиционное лидерство (власть монархов) было основано на вере в святость передачи власти по наследству, верности ритуалу и привычке подчиняться. Традиционное лидерство в России имело форму абсолютной монархии. Воля императора не ограничивалась какими-либо юридическими нормами. Так, статья I Свода основных государственных законов гласила: "Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Его власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает". Такое положение существовало до Февральской буржуазно-демократической революции.

2      Советский период породил особую разновидность харизматического лидерства – вождизм. Харизматический вождь, к числу которых можно отнести В.И. Ленина и И.В. Сталина, является наиболее точным синонимом термина "лидер". Такая разновидность лидерства широко распространилась с возникновением и развитием в России революционного движения. Власть харизматического вождя опиралась не только на его собственный авторитет, но и на монопольно властвующую партию, разветвленные структуры насилия, идеологическую обработку масс. Но самым существенным элементом власти таких вождей была харизма, которую М. Вебер определял "как необычно высоко ценимое качество некой личности, благодаря которому она превозносится как наделенная сверхъестественной, или сверхчеловеческой, или, по меньшей мере, необычной, специфической, недостижимой ни для кого другого силой или особенностью, или же как посланная Богом, или как достойная подражания и в силу этого как "Вождь".

3      В основе власти вождя может лежать также политический миф о его исключительности, который поддерживается в массовом сознании. Личность вождя обожествляют, ей поклоняются. Харизма вождя опирается на наличие "единой коллективной воли народа", которую он представляет. На этом основано отождествление вождя и народа. Культ вождя, ритуалы его почитания со временем становятся элементом политической культуры советского типа, разновидностью своеобразной политической В конце 1970-х – начале 1980-х гг. мифологичность как важнейший компонент лидерства в Советском Союзе переживала острейший кризис, ибо задача создания и поддержания мифов об исключительности Л.И. Брежнева и К.У. Черненко оказалась практически неосуществимой.

      Что касается М.С. Горбачева,  то на первом этапе своей  деятельности, он несомненно, обладал харизмой. Почти с первых дней правления он начал создавать новый облик лидера политической власти, опирающегося на интеллектуальную элиту, которая ориентировалась на общечеловеческие ценности. Однако новое время, которое подготовили М.С. Горбачев и его команда, потребовало новых мифов, поскольку общественные настроения изменились, массовое сознание в основном уже перешло от коммунистических идеалов к либеральным.

      Переход от вождистского (харизматического) типа лидерства к рациональному не произошел в период президентства Б.Н. Ельцина. Он выступил как вождь популистского типа, вызывавший восторг больших масс людей и умевший добиваться их безоговорочной поддержки. На первом этапе, народ в основном, воспринимал его как борца против коррупции и привилегий чиновников, выражавшего реальные нужды широких народных масс.

     Однако российское общество уже  перестало быть единым, социально  и политически однородным; оно  раскололось по многим показателям:  уровню жизни и доходов, отношению  к собственности и др. В этих  условиях потребовалась замена  очередного мифа, поскольку доверие  к прежнему облику российского  политического лидера оказалось  в известной мере подорвано. 

      Изменение харизматических представлений  о лидерстве возможно лишь  с выходом на политическую  сцену новой генерации политических  лидеров, которые должны:

•     проходить специальные подготовку и отбор

•     профессионально заниматься политической деятельностью;

•     действовать в рамках определенных демократических норм и процедур принятия политических решений, взаимодействия различных видов власти;

•     не только предложить обществу мечту, проект будущего, желаемого большинством граждан, но и убедить их в том, что пути продвижения вперед известны.

      Переходным типом – от вождистского к рациональному – является лидерство В.В. Путина: заметно влияние прежних политических традиций в принятии решений, невелика социальная эффективность реформ, высока доля политической риторики, отсутствует механизм политической ответственности элиты и лидеров.

 

 

Список  источников:

  1. Великая Н. М. Проблемы консолидации общества и власти // Социс. 2005. № 5.
  2. Курс политологии : учебник / авт. кол. – М. : ИНФРА, 2003.
  3. Мелешкина Е. Ю. Электоральная инженерия в свете перспектив развития демократии // Полис. 2006. № 2.
  4. Пищулин Н. П. Политическое лидерство и электоральный процесс // Полис. 1998. № 5.
  5. Политология : словарь-справочник / сост. В. А. Смоляков. – Хабаровск, 1998.
  6. Политология : учебник / авт. кол. – М. : Дело, 2002.
  7. Политология : учеб. пособие / под ред. В. И. Власова. – Ростов на/Д: Издательский центр "МарТ", 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

1.Лидерство как универсальный социально-психологический механизм организации человеческого сообщества.

2.Современные теории политического лидерства.

3.Политическое лидерство в России: традиционализм – вождизм?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Политическое лидерство